Братство Салги

На гребне горного кряжа у начала Салгинского ущелья стоит башенный поселок замкового типа Салги (Сялг). Рядом – правый берег речки Чулхи, вокруг – склоны альпийских лугов. Но увидеть эти башни нелегко. Когда едешь по перевалу, их почти не видно. Они находятся в стороне и не бросаются в глаза, не ошеломляют, как Эгикал, Эрзи, Таргим. Однако если свернуть с перевала и проехать по едва сохранившейся дороге, на которой даже везде проходящая «Нива» порой глохнет, то удастся подобраться к башням Салги поближе. И вот тут волна восторга подхватит и не отпустит!

Место очаровывает. Величественные, хотя и безжалостно потрепанные временем строения Салги притягивают неразгаданностью. Воображение уносит в Cредневековье, когда ингуши занимали на Кавказе центральное место. И период возрождения башенной культуры, феномен которой до сих пор исследуется историками и специалистами, связывают также именно с ними.

ОСТАТКИ БЫЛОГО ВЕЛИЧИЯ

Из Салги отлично просматривается проход к селениям ущелья по нижней тропе, выходящей в сторону Грузии. И тут горцы брали не числом, а умением! Ведь иначе невозможно было защитить родную землю от многочисленных угроз. В самом Салги сохранились две боевые и несколько жилых башен с различными каменными пристройками и оборонительными стенами. По оценкам историков, они появились в годы позднего Средневековья. Сегодня, чтобы составить впечатление об их былом величии и масштабах, надо обладать фантазией. Большей частью комплекс находится в руинах. На северной части комплекса виднеются остатки склепа необычной формы – свод стрельчатой формы.

К большому сожалению, тут практически не сохранились те самые детали, которые придавали башням ингушей особенный шик и изящество. Речь идет об архитектурных элементах, которые имели чисто прикладной характер: кормушки для коней, коновязи, козырьки, крохотные балкончики, ниши и т.п. Все они были выполнены из камня и предопределяли изумительно живописный вид башен.

МУЖСКОЕ НАЧАЛО

Как и каждый ингушский комплекс, этот овеян преданиями, легендами, воспоминаниями. В Салги я отправилась с теми, кто считает его родовым селением. Откровенно любовалась тем, как шли эти мужчины к башням. Они прокладывали путь через живой пласт – травы и цветы им были по грудь. Они словно не замечали путающихся под ногами вьюнов и других растений, смотрели только на башни. И в этот момент стоило видеть их лица и глаза! Словно ничего не было вокруг – ни преград, ни накрапывающего дождя, ничего, что могло бы прервать их движение к родным башням.

Я подходила то к одному, то к другому. Мне хотелось поймать настроение и очутиться с ними на одной волне. Они рассказывали то, что вспоминалось в первую очередь, именно сейчас. Иногда скупо и обрывочно. Но из этих осколков воспоминаний, как из паззлов, складывалась общая картина – история тейпа, которая является срезом истории великого народа.

Они носят разные фамилии, но постоянно подчеркивают, что у всех был один прадед. И в каждом башенном комплексе именно так. Салги – родина для фамилий Салгиевых, Салгиреевых, Додовых, Дзауровых, Марзиевых, Пугиевых, Эльджаркиевых…

ПОД ПОКРОВОМ ТАЙНЫ

Салги хранит массу преданий и историй, которые полны мистики и загадок. Абдулхамид Дзауров рассказал о камне, на котором есть след коня. Оно услышано от стариков. Его дочь Танзила Дзаурова, научный сотрудник Ингушского НИИ им. Ч. Э. Ахриева, часто приезжает сюда, изучает предания стариков. Благодарим ее за предоставленные данные. Она находила и снимала камни с надписями. Что же касается большого плоского камня, на котором отпечаталось копыто коня, то он символичен. По мнению предков салгинцев, это доказательство их древней истории: их предки поселились здесь, когда камни были еще мягкими и пластичными.

Рядом с Маготе был еще один необычный камень-плита. На нем виден отпечаток подковы коня. С этим камнем связана также одна из поговорок салгинцев. Когда они хотят отметить грациозность и ловкость наездника, то говорят: «Иннгили оаькъад ди ловза бя Дзоур-къант» (буквально: «Дзоур-удалец, искусно гарцевавший на коне на небольшой каменной плите!»).

Интересна и другая история – о старинном и красивом обряде. Здешнее святилище время от времени становилось местом, где горцы пытались предопределить будущее. Они отбирали лучших девушку и парня, отправляли их сначала купаться в молоке, а потом в храм. Считалось, что увиденный ими в храме сон является вещим и дает представление о будущем селения.

«Рассказывают, что свет, исходивший в эту ночь из святилища, был настолько ярким, что можно было даже шить», – пишут мои коллеги. В храме исследователи нашли множество ритуальных предметов, представляющих исторический интерес. Речь в первую очередь о книге, которую принес с собой М1аг1о. Она почиталась священной. Из нее он черпал мудрость. По описанию знатока подобных историй, старожила Абдул-Вохаба Эльбузуровича Эльджаркиева (его воспоминания приводит в своих трудах А. Х. Танкиев), книгу эту называли «Жай трех отцов» или «Жай Маги». Страницы у нее были сделаны из кожи животных. Для шрифта использовались две краски – красная и черная.

До начала 20-го столетия эта книга бережно хранилась в храме. Прикасаться к ней имели право только «жрецы и старшие в роде». Известный просветитель Фома Горепекин писал, что эту книгу житель Салги Эльджаркиев передал Г. А. Вертепову через третье лицо без какого-либо вознаграждения, за что получил письменную благодарность от Терского областного статистического комитета, «прислал написанную золотыми буквами похвальную грамоту». Об этом он написал в труде «Мага-Ерды (Языческий бог-покровитель у ингушей)». Он же проводит аналогии между книгой и манускриптом, о котором упоминал М. Г. Джанашия в «Истории грузинских летописей и историков о Северном Кавказе». Согласно ему, святитель католикос Евфимий в 14-м веке приказал во все церкви послать по Евангелию, писанные священником селения Какием Китиашвили и его 12 учениками. Однако оставшиеся листы этой книги возили в Грузию, где их исследованием занимался Г. Гамбашидзе. По преданию, Маго принес эту книгу с собой. Говорят, что в Салги был даже и рукописный Коран. Он хранился представителями рода Дзауровых вплоть до депортации. Его создал Алхаст Ч1оджу. О его судьбе позже точных сведений нет. Личность самого Ч1оджа овеяна легендами. Достаточно заметить, что жил он более 200 лет, его волосы трижды седели и вновь чернели

Недалеко от храма Маго-Ерды хранился еще один интересный камень, который, по описаниям исследователей, был величиной в две ладони. На нем симметрично расположены пять ямочек. Он гладкий, похоже, что отполированный. Имел форму круглой плитки, но при этом был необычайно тяжелым и совершенно не походил на камни местных пород. Как выяснили исследователи, этот камень предназначался для испытания мальчиков-подростков на зрелость. Когда им исполнялось 16–18 лет, они пытались его поднять одними лишь пальцами, вкладывая их в отверстия. Была у необычного камня и еще одна особенность. Он хранился возле храма. Но стоило его перетащить в другое место и положить ямочками вниз, как начинались затяжные дожди. Небо вновь становилось ясным, как только каменный талисман возвращался на свое место.

Неудивительно, что Салги был местом, привлекавшим исследователей. Здесь проводил свои историко-археологические разыскания этнограф, историк Е. Крупнов. Его наблюдения и труды подкрепили утверждения о том, что у ингушей был свой нартский эпос.

Я вспомнила, как во время подготовки выпуска «Земля отцов» один из наших собеседников-ингушей показал на старинную фотографию и сказал: «Это моя родовая башня». Тогда мы так и подписали фото: «Родовая башня такого-то (фамилия)». И в принципе мы не ошиблись: это же его родовая башня. Однако с ингушскими башнями не все так просто: от одного предка, как правило, главы большого семейства, происходили многие ингушские фамилии. И наша подпись была некорректна. Нужно было, конечно же, подписать «Родовая башня (название тейпа и входящие в него фамилии)» и добавить, что башня в ТОМ ЧИСЛЕ и этой фамилии.

Представители тейпа Саьлгхой рассказывают свою историю.

МАГОТЕ

Согласно преданиям, Салги был построен выходцами из поселка Маготе, который находится неподалеку, в полутора километрах юго-восточнее, на остроконечной горной вершине Загал-Дукъ Салги. Название поселения в то время было говорящим. Дело в том, что в Средневековье и ранее каждая гора, местность, река и даже родник были с именем. А вот люди жили без фамилий, и их привязывали к местности: каждый клочочек земли или родничок имел конкретное название, а люди не употребляли еще фамилии. Вместо фамилий называли земли, которые они занимали.

У всем известного Чаха Ахриева Маготе значится как Магал. Он считал его самым старым селением в долине Армхи. Писал так: «В Шонском ущелье Черных гор в прошлом существовал один большой аул, который мог выставить 60 всадников. В этом ауле жил мудрец по имени Магал, обладавший священной книгой, которая хранится в храме этого аула и поныне».

Если включить логику, то станет понятно, что старец поселился здесь вместе с упомянутыми всадниками. Об этом свидетельствуют остатки построек в Маготе. Здесь можно увидеть руины восьми жилых башен и одной полуразрушенной боевой башни. Она была четырехэтажной с плоской крышей и зубчатыми завершениями. Необычные особенности маготинской боевой башни отмечает историк Д. Ю. Чахкиев. Его внимание привлекли многочисленные крестообразные углубления на стенах, необычное расположение и размер оконных проемов. Кроме того, отсутствует одна очень существенная деталь: над вторым этажом нет типичного для всех башен перекрытия – четырехстороннего каменного ложного свода с гуртами. Межэтажные перекрытия у этой башни были деревянные, с глиняным покрытием. Подобные по строению башни есть на остроконечных скалах в других районах горной Ингушетии. Рука одного мастера?

Основал это поселение Маго (М1аг1о). Есть несколько версий по поводу того, как он появился в этих местах. По одной, прибыл из «Туп-Топ– Ч1ож» (селения Татартуп, находившееся в районе современного Эльхотово), по другой – из Шами через Татар-туп. Поселился сначала в Эзми, но ему там не понравилось, и он перебрался на гребень Салгинского хребта, где свила гнездо его необычная птичка-удод.

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

О легендарном чародее М1аг1о и его потомках писалось немало. В ингушских сказаниях он выступает как родоначальник жрецов-дэвов. Многие исследователи передают легенду о братьях, правнуках Маго: Цикким, Пош (Пхош), Гий (Гуй), Чинах (Чинды) и Чопик. Гий был злым и сильным. И братья решили избавиться от него с пользой для себя – продать. Они выманили его в Грузию, связали во время сна и продали в рабство. Но Гий проснулся, освободился от уз и стал догонять братьев. Те – врассыпную. Цикким убежал в Цоринское сообщество, где поселился в Озди, от него пошел многочисленный ингушский род Оздоевы. Чинах осел в Чечне, Чопик – в Грузии. А Пош, который не принимал во всем этом участие, «остался в Маготе и позже основался в Салги». Сам Гий махнул на все рукой и ушел в Тумги. От него пошел род Тумгоевых.

Устное народное творчество донесло до нас много преданий, где рассказывается про мудрость М1аг1о, которую он черпал из своей книги Маго-жей (Мага-джей, Мага-джун), о его учености, необычной дружбе с белой змеей, которая знала человеческий язык, и птичкой, приносившей благодать в дом.

Но однажды, когда Маго не было дома, его сын отрубил змее хвост. Она убила обидчика и уползла из дома. С исчезновением змеи не стало и птички. С ними и благодать покинула дом Маго.

С тех пор, как говорит предание, Маготе стало местом, неблагоприятным для земледельцев и пастухов. Погода здесь менялась несколько раз на дню. Жители приносили жертвы, просили своего Бога сжалиться над ними, принести хорошую погоду. Улучшения наступали, но весьма кратковременные, и горцы решили искать счастья в другом месте. В том числе в Салги. И тут без Маго снова не обошлось! Говорят, что в тот злополучный день, почувствовав неладное, он поспешил к дому. Но устал. Невдалеке от селения присел отдохнуть и помолиться. Здесь же потом стали останавливаться путники. Именно на этом месте, по преданиям, было основано Салги. Так началась его история. Однако жители Салги еще долгие годы, вплоть до депортации, постоянно были связаны с Маготе. Даже приняв мусульманскую веру, они по традиции в день летнего солнцестояния приходили к храму Маго-Ерды и уже безо всяких религиозных обрядов трапезничали тут.

А на Маготинском склоне у них были наделы для покосов. Кроме того, они ходили в лес на территории Маготе, ухаживали тут за рощами орешника, диких груш, яблонь, рябин. О том, что салгинцы почитали лес, свидетельствуют фрагменты орнаменты на их коврах. В 1920-е историк Г. М. Доурбеков зарисовал ингушский войлочный ковер и привел надпись на нем: «Хьун беркат ма эшалда яха ма1ан дола г1арчо» (буквально: «Да не иссякнет благодать леса – говорящий орнамент»). Салгинцы ухаживали за некогда широкой арбовой дорогой, ведущей на вершину этого гребня, к храму Маго-Ерды. Сейчас она заросла, но при желании ее несложно найти.

ПОСЕЛЕНИЕ МАСТЕРОВЫХ

О быте в ингушском замковом комплексе сохранились многочисленные упоминания не только в рассказах, которые старшие представители тейпа передавали младшим. На месте поселений в разрушенных башнях находят немало предметов утвари, оружие. Вот и слава о Салги шла как о поселении мастеровых людей – кузнецах, оружейниках, лекарях, наездниках. Большая кузница на западной окраине Салги, подробно описанная Е. И. Крупновым, принадлежала предкам Абдул-Хамида Дзаурова. Последним потомственным кузнецом (инг – Пхьар) был его дед – Элдакха Илез.

На горном склоне, на южной окраине Салги, добывали селитру, которая использовалась для приготовления пороха. Были мельницы, пороховые производства. Кустарное производство выходило на промышленный уровень. Салги был промышленным центром.

Предания сохранили имена создателей боевых башен Салги. Одна построена таргимцем – ингушским зодчим Тэт-Батык Эльдиевым. О нем ходила слава как об искусном мастере, который построил многие башни. Мастер, возводивший вторую башню (высотой с семиэтажный дом, 22 метра), – Арсмак Евлоев. Сейчас она полуразрушена. Интересно, что помнят даже то, что стало его вознаграждением: 65 коров, конь и рубашка.

ВСЕ ГОРЦЫ – БРАТЬЯ!

Среди моих собеседников оказались те, для кого Салги – место, где они появились на свет. Муса Пугиев родился именно здесь уже после выселения. Кстати, он в этом статусе тоже вошел в историю – рожденный после депортации.

Статный и высокий красавец, говорят, похож на отца. Но надолго задержаться в родовой башне не удалось. Прожили здесь всего два года, потом переезжали – Армхи, Октябрьское. В 1966 году обосновались в Назрани.

У него свой образ Салги. Помимо башен, помнит домики – одноэтажные и двухэтажные. Здесь держали скот, косили, сажали картошку, которая здесь растет замечательно. И до сих пор сюда приезжают косить. Обдумывают, как возродить хозяйство. В этом году намеревались привезти ульи, развернуть пасеку. Но из-за дождливой погоды решили планы притормозить. Наверное, станут пчеловодами в Салги в будущем году.
Абдулкарим Абдулазизович Эльджаркиев, уроженец Ангушта 1943 года рождения – тоже житель Назрани. Почти 60 лет живет там – вырос, учился, работал. И он шагал рядом с нами. Я слушала его историю родства с Салги.

«СКАЗАНИЕ О СЕСКА-СОЛСЕ»

Известный историк, исследователь Е. Крупнов в примечании к этому нарт
скому сказанию пишет: «Записано 23 июля 1929 года в селении Салги, со слов Белала Эльджаркиева (Заурова), при посредстве (в качестве переводчика) ингушского художника Хаджи — Бекира Ахриева».

«В далекие теперь забытые времена в горах Ингушетии жил могучий богатырь, нарт Сеска-Солса. Он пользовался славой и большим уважением всего народа за свой ум, силу, храбрость и справедливость. Жил Сеска-Солса со своей дочерью-красавицей в огромной пещере, находящейся в отвесной стене горного перевала Цейлам.

Сердца многих молодых джигитов покорила красавица-дочь нарта. Многие из них сватали ее, но безуспешно. Сеска-Солса не соглашался выдать ее замуж за обыкновенного, не знатного ингуша. Тогда один из молодых людей, в тайне от отца ставший ее возлюбленным, пошел на хитрость. Предварительно договорившись с красавицей, он решил ее похитить. Но надо было обезопасить себя от бдительности Сеска-Солса. По наущению своего возлюбленного красавица сытно накормила Сеска-Солса бараниной, а баранина была приправлена особым соусом, сильно сдобренным цветами азалии. Как известно, цветы азалии одурманивают человека. Наевшись досыта, Сеска-Солса быстро уснул крепким сном. Тогда красавица срезала свои длинные косы и с помощью друзей своего возлюбленного крепко связала ими сонного отца. Затем заговорщики с трудом завалили вход в пещеру громадной плитой, сели на коней и бежали.

Долго, очень долго спал Сеска-Солса. Проснувшись, он не сразу осознал случившееся, попытавшись своими силами освободиться от связывавших его пут, но скоро убедился 
в безуспешности своих попыток. При малейшем усилии волосяные путы впивались в его крепкое тело и причиняли невероятную боль. И понял тогда Сеска-Солса, что он обречен на медленную и голодную смерть. Однако у нарта Сеска-Солса были друзья не только среди людей, которые ничего не знали о заживо замурованном великане. Настоящими друзьями связанного богатыря оказались некоторые птицы и животные. Горный орел приносил в когтях печень и кормил его. Лесной голубь доставлял в клюве воду и утолял его жажду, а полевая мышь медленно перегрызала связывавшие его путы. Наконец путы пали, и Сеска-Солса стал свободен. Расправив свои богатырские плечи, он легко отвалил каменную глыбу, закрывавшую вход в пещеру. Выбравшись же в долину и не найдя дочери, он убедился в похищении своей любимицы.

Ярый гнев и чувство мести охватили тогда Сеска-Солса. В безумной ярости принялся он рубить своим огромным стальным мечом скалистую вершину Цейлама, чуть не ставшую его могилой. 
Затем он сел на своего быстроходного скакуна и бросился в погоню за похитителями. Уверенные в успехе задуманного дела, они не очень спешили, и Сеска-Солса скоро нагнал их в глубине Ассинского ущелья. Жестоко расправившись с похитителями, он вернул свою дочь в свое пещерное жилище. С тех пор сама вершина Цейлама превратилась в ряды очень острых и высоких пик или утесов. Это следы рубки нартского меча Сеска-Солса. Каждый погожий день в лучах восходящего и заходящего солнца они кажутся кроваво-красными, и у всех видевших их живо воскресают в памяти богатырские дела нарта Сеска-Солса».

Фамилию его роду дал прадед Эльджар. А его дед Эльбазар родился в этих башнях. Он один из первых в горной Ингушетии принял мусульманство и едва остался жив после этого. Фамильно-родовые братья долгое время не принимали произошедшее. И он, тяготясь своей отверженностью, решил отдалиться от тейпа. Продал все хозяйство и хотел перебраться в Турцию. Но племянники не отпустили. Вернули все добро обратно и оставили дядю на родине. Но Эльбазар ушел очень рано: умер в 54 года, осенью 1914 года. До ужаса нового времени оставалось всего три года. Похоже, Всевышний решил, что на его век испытаний достаточно.

Богослов Абдулазиз Эльджаркиев, отец моего собеседника, также прожил короткую жизнь. Умер на чужбине, в Казахстане, 9 августа 1945 года. Ему шел 42-й год. Мечтал вернуться на Родину. А какой ингуш не бредил этим?

Абдулкарим Абдулазизович вместе с родными время от времени посещает свои башни. В 1967 году поставили забор на кладбище, он стоит и сейчас. Но, помимо заботы о сохранности бесценных камней, он также скрупулезно собирает сведения о тейпе и предках. За родовой записью вместе с сестрой собирается поехать в Грузию.

Мне было приятно услышать от него искреннюю благодарность.

– Очень рад, что ваш журнал послужил поводом приехать сюда, собрать нас всех у подножия наших башен, – сказал он. – Не все приехали, некоторые не решились: думали, что погода помешает, невозможно будет проехать. Спасибо вам, что не побоялись осилить этот путь! Отдельная благодарность за то, что о нашем поселении расскажете в своем журнале. Мы очень благодарны. Надеюсь, что это не наша последняя встреча.

ЧТО ЧУВСТВУЮТ КАМНИ?

На родовом кладбище Салги похоронен отец еще одного из моих спутников – Абдулхамида Дзаурова. Абдул-Тагир Дзауров нашел здесь вечный покой в 1998 году. Он последний, кого захоронили здесь. Абдулхамид Абдул-Тагирович Дзауров подхватывает нить повествования. Говорит, что из раннего детства остались обрывочные впечатления и воспоминания о возвращении в Салги из Казахстана. Ему было три года.
Родные дома оказались заняты: после депортации в них тоже не по своей воле заселили хесуры. Но выезжать, завидев хозяев, они не спешили: идти им было некуда.

В тесноте жили до начала 60-х годов. Но потом пришлось оставить Салги: советское правительство снова решило согнать ингушей с родных камней. На сей раз в рамках мало понятной программы по ликвидации бесперспективных поселений. Это произошло в 1961 году. И они были последними, кто уехал из Салги. Осенью – перед тем, как жизнь в горах почти замирает на полгода, до весны. Они переехали в Армхи. Здесь он живет до сих пор.

В 1968 году схоронил сестру, привез ее сюда, в горы, на родовое кладбище. Сейчас частенько приезжает, ухаживает за родными могилами.

– И отец мой ухаживал за этими местами. Часто приезжаем сюда. Знаете, башни это чувствуют и ценят, – смотрит он на меня. Я знаю, что это так. Я вижу напротив себя единомышленника: башни давно для меня перестали быть просто памятниками. Они явление, которое и мне позволило прикоснуться к своей истории.

УСТАВ ИСПЫТЫВАТЬ СУДЬБУ

Мурат Микаилович Дзауров приготовил свою историю. В Салги жил его прадед, у которого было два сына. Один женился здесь (это его дед) и стал главой большой семьи: у него росли пятеро сыновей и две дочери. Они бы жили большим хозяйством в дружбе и трудах, если бы не эпидемия холеры. Она разразилась в 20-е годы прошлого века. Болезнь забрала двух братьев его отца. Они похоронены тоже тут. Решив больше не испытывать судьбу, дед Мурата Джаси забрал своего младшего брата, свою семью и переехал на равнину. Шла гражданская война. Дзауровы заплатили за мир дорого: на ней погиб брат деда – Ибрагим. Джаси забрал племянника в свой дом.

Они жили до депортации во Владикавказе. Дед погиб в казахстанской ссылке. Сердце горца разорвалось от боли за снова потерянный кров.

Мурат говорит, что старается приезжать в Салги при первой возможности. С нами и его сын Амир. Он зовет его, прося запомнить эти мгновения, каждый вздох, все ощущения близости с исконно родными местами.
– Нас тянуло и тянет сюда, к местам, где веками жили наши предки, – обводит взглядом он окрестности. – Да, у нас разные фамилии, но все мы из одной семьи. Нас тянет сюда и будет тянуть. Здесь покоятся наши предки, мы помним и рассказываем своим детям о том, что слышали от дедов и отцов. Это очень интересные места. Мой дед был музыкантом. Здесь единственное в Джейрахском ущелье место, где растет древесина, подходящая для изготовления музыкального инструмента.

1957 году вернулись к родовым башням родители Джабраила Марзиева. Его легендарный прадед был старшиной Хамхинского общества. Но через два года ушли на равнину. Жил в Октябрьском, сейчас в Плиево. Джабраил сегодня самый старший представитель Пугиевых. Его племянник Юсуп Пугиев живет в Казахстане, в Алма-Ате. У дяди в гостях бывает часто и старается приезжать сюда. О переезде пока не думает: Казахстан стал родиной его детей, которые не хотят переезжать.

…В тот момент, когда все, кто считает Салги родиной своих предков, по моей просьбе встали рядом для общей фотографии, мне показалось, что мы открыли новую страницу истории. Она общая, как и одни у них родовые башни, о которых они думают, помнят, пребывая за сотни и тысячи километров от них. Это их жизненный магнит, который удерживает тягу к познанию истории рода, семьи, нации. Фамилий много, а истоки и корни общие, как и традиции верности, чести, братства.

В горной Ингушетии 2016:
Слово Куштова В горах живет душа народа
Путь к вершине
Об Ингушетии для всех и каждого
Покоренный высотой
Без горцев нет и гор, издавна считали…
Ручная работа
Эпоха ингушского ренессанса, на мой взгляд, до…
Время собирать камни
В Горной Ингушетии можно дотянуться до небес.…
Барах: ингушский дозор
В селение Барах я загорелась поехать сразу,…
О чем молчат руины и шепчут башни
Ингушская Солнечная долина в полной мере оправдывает…
Гули: братство непокоренных
Символом храбрости одних и бессилия других можно…
Братство Джайрхо
«Горец горцу – верный брат!» – то,…
Духьаргишт: путь домой
Поспешишь – весь мир насмешишь! Эта мысль…
Йовлой Мохк: единство противоположностей
В Горной Ингушетии не встретишь лихо закрученных…
Загадки камней Карта
У каждого ингуша свой путь к башням.…
Богатыри — они!
В родовом селении тейпа Колоевых – Кели…
В тот век еще был гордым человек
Ингушские башни при всей своей похожести уникальны…
Хранители башен
Дорога от Тхаба-Ерды к Пялингу по ущелью…
Братство Салги
На гребне горного кряжа у начала Салгинского…
Равнение на башни
Сколько историков, столько подчас и мнений –…
Дорога великих завоевателей
Замок Эбан расположен в горной части Республики…
Ингушская Атлантида
Когда ходишь среди ингушских башен, то окружающее…
Натянутая тетива
Мимо башни Цуровых проехать невозможно. Хотя стоит…
Две линии одной судьбы
Если камни и скалы производят поразительное впечатление,…
Послесловие Поднятая высота