Богатыри — они!

В родовом селении тейпа Колоевых – Кели в Ассинском ущелье горной Ингушетии есть добрая традиция. Несколько раз в год представители фамилии приезжают к своим башням. Наводят порядок, окашивают траву. И провожают день у дорогих сердцу святынь щедрым угощением. Причем за стол приглашают всех, в том числе и проходящих мимо путешественников и туристов.

Такое трепетное отношение к своим памятникам подтверждает репутацию тейпа Колоевых, который считается эздий – благородным. Достаточно увидеть, насколько уважительно его представители относятся друг к другу, как бережно относятся к своим корням, как уважают старейшин. Я имела возможность убедиться в этом лично. Нашими гидами по дороге к Кели стали Адам и Руслан Колоевы. А возле башен ждали представители тейпа и, что особенно приятно, избранный тамада – Виссангирей Колоев.

…И ТАЙНА СИЯ ВЕЛИКА!

Башни Колоевых (разделяются на Верхний и Нижний Кели) находятся на отроге горы Цей-Лоам, совсем близко у дороги. Перевал, поворот – и уже видишь привычную кладку древних камней, местами сильно руинированную. В Кели представлены все виды башен: боевые, полубоевые и жилые. Комплекс был единым форпостом, был спрятан за оборонительной стеной.

Здесь очень часто останавливаются и туристы, и местные. Неудивительно, буквально несколько шагов в сторону от трассы – и вот ты уже в другом мире. Он завораживает и цепляет. Первое, что поразило меня, это огромные камни в кладке – выше человеческого роста. Камни частично обработаны и тщательно подогнаны друг к другу. Стена башни стоит прямо над обрывом. Каким образом и кто воздвиг ее из каменных махин? – этот вопрос долго не отпустит любого, кто увидит своими глазами Кели. Археологи свои выводы уже сделали. Данный вид построек считается циклопическим и относится к бронзовому веку (конец III — начало I тысячелетия до н.э.). И специалисты классифицируют принадлежность найденных каменных исполинов в Кели именно к циклопическим. Мы бродили по башням и, словно попав в другое измерение, разглядывали разнотипные сводчатые дверные и оконные проемы, хозяйственные и оборонительные ниши, бойницы, камни коновязи, тайнички и прочие конструктивные детали.

Если смотреть на Кели взглядом путешественника, то можно обнаружить немало мистических вещей. Легендарное и загадочное место прямо у подножия сакральной горы Колой-Лоам. Ингушские предания хранят о ней немало любопытных историй. Чего только стоит один каменный столп (высота не меньше пяти метров), сложенный из трех вертикально вытянутых больших камней. Именно сложенный! О нем известный ингушский историк, собиратель древности Ч. Ахриев писал: «Эти камни вместе составляют нечто вроде довольно высокой башни. Между вторым и третьим камнями находятся маленькие камни вроде подпорок. Эти-то камни, по-видимому, подпорки, приводят горцев к убеждению, что они положены человеческой рукой». А вот чьей или чьими – тайна!

Выше над поселением есть плато, где круглый год пасутся животные, – уникальное место, сохранившее свой микроклимат. К нему же ведут потаенные тропы из Эгикала, Ангушта и Эрша. Мне сказали, есть тропа, по которой из Кели можно выйти даже к Магасу.

Неподалеку находится родник Сугал, вода в котором обладает исцеляющими свойствами. Поляна возле него называется так же.

На склонах сохранились пещеры, в том числе сакральные. Когда-то их использовали охотники. Несколько лет назад пресса писала об удивительной находке – позолоченных рогах, которые были найдены на вершине Ц1ей-Лоама прибитыми на высоте около 20 метров над пещерой, которую местные называют Кулой-Хьаг1ар. По словам участников экспедиции, на вершине Кулой-Лоам рядом с пещерой валялось огромное количество турьих рогов. В прошлом каждый охотник после удачной охоты приносил в качестве благодарности Всевышнему рога. Кулой-хьаг1ар была своего рода местом поклонения в прошлом. Также были найдены предметы материальной культуры и большое количество наконечников стрел.

ИЗ ПРЕДАНИЙ О КОЛОЙ КАНТЕ

Колой Кант в свободное время развлекался тем, что снизу приносил два огромных валуна на вершину соседней горы и ставил их друг на друга, а потом – сносил эти валуны вниз. Придя с Терека, Колой Кант решил проверить, насколько к нему вернулись силы. Он поднял в гору два валуна и даже поднял еще и третий. Все три камня он поставил друг на друга. Затем он схватил сестру Сеска Солсы и посадил ее на самый верх этих трех валунов. Если с них упадет обыкновенный человек, он разобьется. Женщина стала кричать от страха. Припугнув, что оставит ее на камнях из-за коварного поступка, Колой Кант, конечно же, снял ее. Говорят, с тех пор она ни разу не перечила Колой Канту».

…Эти места можно мерить шагами, рассматривать сохранившиеся памятники, детали быта и любоваться тем, с какой заботой и фантазией его обустраивал сам Создатель. Забыв о времени и обо всем, поражаешься продуманности форм и пространства, ощущаешь его ауру. Кажется, что сама природа позаботилась здесь об уюте и комфорте горцев. А если, как и в моем случае, поездка и прогулка сопровождались рассказами потомков, то впечатления были ошеломительными. Честное слово, после таких поездок Discovery и National Geographic со своими программами о телепутешествиях воспринимаются как жалкие попытки подражать. Все-таки эффект личного присутствия, возможность положить ладонь на камень, мимо которого, к примеру, прошли воины Чингисхана и ордынской рати или торговцы, курсировавшие по Великому Шелковому пути, создают полную иллюзию погружения в историю Северного Кавказа.

КОЛОЙ-КАНТЕ С НАСЛЕДНИКАМИ

Мистические настроения Кели придают, конечно же, еще и сказания, предания об ингушском «Илье Муромце», богатыре Колой Канте. Он жил в большой пещере, которую сам же и обустроил под собственные исполинские размеры.

Как и русский богатырь, он не сразу почувствовал свою мощь: «семь лет сиднем провел Колой Кант, накапливая телесные силы», гласит предание. Все это время был пастухом, пас овец на Колой-Лоам. В одной из пещер прятал отару, завалив вход камнем (который не смогли бы сдвинуть с места и десять человек!). У него в помощниках был козел-вожак, владевший человеческой речью и недюжинным умом. Именно он помог ему стать обладателем огромной отары, могущественным и влиятельным горцем. Пересказывать предания о Колой-Канте – это значит лишать читателей удовольствия от их прочтения. Замечу только, что со временем предание рода Колоевых об их предке с невероятными физическими силами стало чрезвычайно популярным. Сегодня это классика ингушского эпоса. Колой Кант соединил в себе представления и ожидания горцев об идеальном герое. Помимо неординарной силы, которая помогала ему бороться с противниками, он обладал душевной широтой. Был добрым, гостеприимным, радушным. В мирное время жил своим трудом, но если возникала угроза от внешних врагов, то бросался на защиту родного края. Не щадил себя.

Интересно, что в разные годы рождались Колоевы с такими же удивительными физическими способностями, как Колой Кант. Историк Зейнеп Дзарахова рассказала об Инале Колоеве. Согласно записанным ей воспоминаниям, если он садился есть, то мог годовалого барашка съесть, если ел ч1апилгаш, то мог запить топленым маслом, мог съесть несколько килограммов свежих помидоров. «Не любая лошадь выдерживала его вес. Ударом руки по крупу лошади он мог подмять животное. Ему ничего не стоило поднимать огромные бревна, словно палки», – пишет она.

Это был настолько крупный человек, гласит народная молва, что в его сапоге умещался двухлетний малыш. Он играючи выполнял любую тяжелую работу: косил так, что и близко с ним никто не шел. В одиночку мог зарезать и освежевать быка, вырвать дерево с корнем, чуть ли не жонглировать бревнами и т.п. В то же время своей силой Инал никогда не кичился, брал под защиту слабых, помогал односельчанам, да и всем, кто нуждался не только в поддержке, но и защите.

ГРОМКОЕ ЗВУЧАНИЕ

Обычно ингушские башенные комплексы связаны с тейпом, в котором много фамилий. Но этот – только с одной, Колоевыми. Возле селения находится крупный некрополь. Как писал Д. Чахкиев, в нем «более 500 разнотипных захоронений с выразительным погребальным обрядом и богатейшим инвентарем». Тут и солнечные могильники, где видны полуистлевшие кости, и исламское родовое кладбище. Мы увидели захоронение, длина которого более трех метров. Действительно исполин обрел здесь покой… До начала 20 века этот и подобные ему некрополи были для ингушей культовым местом, где происходили жертвоприношения, проводились различные обряды.

Осмотр некрополя занял немало времени, но все же хотела бы побродить здесь подольше. Невозможно доподлинно установить, кто покоится здесь. Но это-то и есть самое интересное. Археологи в ходе раскопок нашли предметы быта, оружие, украшения. Это говорит о том, что жили тут умелые ремесленники, которые в короткие промежутки мирного времени обустраивали свой быт со вкусом. В тоже время из Кели вышло немало храбрых воинов, блестящих наездников. Некоторые из них вышли в военачальники.

ИСТОРИЯ СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ
(из статьи профессора И. Дахкильгова)

Достаточно уверенно можно предполагать, что древнее поселение наших предков располагалось именно в малодоступных местах в подобных пещерах (отсюда и троглодиты?), когда по всему Кавказу рыскали огромные полчища варваров. На возможное пещерное (подземное) первоначальное проживание наших далеких предков указывается и в сказании «Сеска Солса и тазовая кость», записанном Ч. Ахриевым в 1875 году: «Люди жили тогда под землей в больших подвалах, выложенных камнем; эти подвалы в некоторых местах сохранились до сих пор». Наверняка здесь под подвалами имеются в виду пещеры (возможно, в результате ошибочного перевода). Думается, древнейшие люди проживали в отдаленных и оборудованных пещерах, наземных и подземных (подвалах). Затем люди стали спускаться в низинные и более удобные места, а опыт возведения стен перед пещерами пригодился им при строительстве первоначально жилых (полубоевых) башен. О том, что древнейший тип ингушских поселений-укреплений был именно таким, состоящим из жилых (полубоевых) башен, свидетельствует такой факт: самые древнейшие и корневые поселения Эгикал и Хамхи почти сплошь состоят из подобных жилых башен, а высотная боевая башня здесь построена позже, да и то всего одна. После пещерных или подземных укреплений, последующих за ними жилых башен третьим и завершающим в ингушской архитектуре стало строительство высоких пирамидальных боевых башен, называемых классическими. Пещера Колой Канта – уникальный объект, заслуживающий специального изучения. Пещера находится на довольно обширном плато, которое называется Колой-Лоам. Оно расположено повыше и южнее башенных комплексов Коли, Лейми и Эгикал…»

Трагические события прошлого века не обошли стороной этот род. Поручик Магомед Маиевич Колоев участвовал в Первой мировой войне, Артаган Гябр-Алиевич Колоев – в Русско-Японской и Русско-Германской войнах. Воевал за советскую власть в известном отряде Хизира Орцханова – Заам Сосланбекович Колоев. Был командиром партизанского отряда Магомед Хакиевич Колоев. Он участвовал в боях в с. Далаково против Деникина. В годы Великой Отечественной на фронт ушли восемь представителей рода: Сато Абасович и Ибрагим Абасович, Магомед-Гири Цоголович и Ахмед Цоголович, Хасан Хакиевич, Салман Магомедович – из с. Кантышево; Висангирей Шовхал-Хаджиевич, Джабраил Иосиевич (с. Экажево). Эти данные любезно предоставлены З. Дзараховой.

Но и в мирное время фамилия Колоевых была на слуху. Например, Ибрагим Колоев был председателем областного суда в 30-х годов во Владикавказе. Колоевы в селении Плиево вот уже больше века сохраняют за собой статус религиозного тамады.

Сегодня они также пользуются огромным уважением у земляков. Вот уже несколько лет службу МЧС РИ возглавляет Руслан Колоев. Согласитесь, весьма символично: правнук легендарного Колой Канта руководит спасателями.

Об этом и многом, что бережно хранят нынешние Колоевы, мы говорили за «чаепитием по-ингушски»: с барашком, щедрыми овощными закусками и арбузами на десерт. Ухаживали младшие мужчины. Многочасовая прогулка по башням башенному комплексу Кели завершалась. Послевкусие было богатым: впечатления, эмоции, воспоминания. И чувство гордости – за род, который гордится своей Родиной, помнит традиции и обычаи отцов, почитает нравственные идеалы. Каждый из Колоевых чувствует локоть родного человека и видит участие близкого в своей судьбе. Это они сообща сохранили легенду об ингушском богатыре и сделали ее национальным достоянием. Ведь у по-настоящему сильных людей могучий дух.


В горной Ингушетии 2016:
Слово Куштова В горах живет душа народа
Путь к вершине
Об Ингушетии для всех и каждого
Покоренный высотой
Без горцев нет и гор, издавна считали…
Ручная работа
Эпоха ингушского ренессанса, на мой взгляд, до…
Время собирать камни
В Горной Ингушетии можно дотянуться до небес.…
Барах: ингушский дозор
В селение Барах я загорелась поехать сразу,…
О чем молчат руины и шепчут башни
Ингушская Солнечная долина в полной мере оправдывает…
Гули: братство непокоренных
Символом храбрости одних и бессилия других можно…
Братство Джайрхо
«Горец горцу – верный брат!» – то,…
Духьаргишт: путь домой
Поспешишь – весь мир насмешишь! Эта мысль…
Йовлой Мохк: единство противоположностей
В Горной Ингушетии не встретишь лихо закрученных…
Загадки камней Карта
У каждого ингуша свой путь к башням.…
Богатыри — они!
В родовом селении тейпа Колоевых – Кели…
В тот век еще был гордым человек
Ингушские башни при всей своей похожести уникальны…
Хранители башен
Дорога от Тхаба-Ерды к Пялингу по ущелью…
Братство Салги
На гребне горного кряжа у начала Салгинского…
Равнение на башни
Сколько историков, столько подчас и мнений –…
Дорога великих завоевателей
Замок Эбан расположен в горной части Республики…
Ингушская Атлантида
Когда ходишь среди ингушских башен, то окружающее…
Натянутая тетива
Мимо башни Цуровых проехать невозможно. Хотя стоит…
Две линии одной судьбы
Если камни и скалы производят поразительное впечатление,…
Послесловие Поднятая высота