...У меня был грустный повод приехать в село Чермен, расположенное в Пригородном районе. Здесь на местном кладбище находятся могилы родителей, брата, сына Микаила Гуцериева. И вот я стою возле кладбища. Внутрь мне – женщине – нельзя ни в коем случае. Однако мне хорошо видны строгие линии плит, предельно лаконичные надписи: за ними словно попытались скрыть пронзительную скорбь и непреходящую боль. Однако и само родовое село Гуцериевых вот уже не первый десяток лет, по сути, остается в зоне конфликта.
До 1944 года село Чермен имело другое название – Базоркино. Оно было названо в честь своего основателя – Мочко Базоркина. Иногда можно услышать и еще одно название села – Мочко-юрт. Официальная история селения ведется с 1844 года.
И все-таки Базоркино!
Как и многие ингуши, Мочко выбрал делом жизни воинскую службу. И нес ее настолько исправно, что в 1886 году Ставропольским Дворянским Собранием ему и его потомкам по мужской линии было присвоено потомственное дворянство. Базоркино оказалось центром притяжения лучших представителей ингушского народа. Об этом феномене много спорят, приведу только факты. Селяне Базоркино первыми
в Ингушетии провозгласили Советскую власть, в 1924 году здесь провели первый ингушский съезд, на котором была объявлена собственная государственность. С момента основания оно являлось важнейшим политическим и экономическим центром Ингушетии. Достаточно заметить, что именно здесь открылись первые школы.
Жителей села отличала образованность, интеллигентность, начитанность. Родное село прославили писатели и поэты, среди которых классик ингушской литературы Идрис Базоркин, прозаик и поэт Капитон Чахкиев, произведения которого открылись публике только после Перестройки. Представители фамилии Базоркиных активно служили в царской армии. Генерал Бунухо Байсагурович прослужил в царской армии 54 года, поразительным своим бесстрашием завоевал генеральские звезды на погоны во время Русско-турецкой войны. Полковник царской армии Муртуза Бунухоевич продолжил военные традиции семьи, не уронив честь фамилии. Один очень показательный момент: когда в 1921-м году от него потребовали присяги убийцам царя Николая Второго, он уволился со службы и уехал из России. Он отверг компромисс, посчитав его бесчестием, и добровольно выбрал скитание вдали от Ингушетии. Атаби, Крым-Султан, Мухтар – эти и многие другие представители рода верой и правдой служили России. Но и те, кто выбирал сугубо гражданские профессии, также становились уважаемыми людьми. Например, Асламбек Базоркин был первым ингушским юристом.
Пригородный
Однако сегодня на карте нет села Базоркино. Есть населенный пункт Чермен Пригородного района. В страшном для ингушей 1944 году село стало осетинским и было переименовано в Чермен. Еще более убийственный удар по одному из сакральных для ингушей поселений был нанесен в 1992 году, после того как Пригородный район заполыхал. По официальным данным российских правоохранительных органов, во время боевых столкновений погибли 583 человека – 350 ингушей и 192 осетина, 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), еще 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин). Чудовищная арифметика смерти…
В итоге были уничтожены 13 из 15 сел Пригородного района, в которых компактно проживали ингуши. Было утрачено до 90% культурно-исторических ценностей ингушского народа.
Открытые действия по выдавливанию ингушей из Пригородного района в 1992 году, по сути, были подготовлены предыдущими десятилетиями. Сложилась практика травли ингушского населения на их же исторических землях.
Но вопреки всему Пригородный район для ингушей остается колыбелью их идентичности. Приведу общеизвестные факты. Здесь находится древнейшее село Ангушт (сейчас называется Тарское), давшее начало современному русскому этнониму «ингуши». Г-н Евкуров является уроженцем как раз этого села.
Так вот, Ангушт был с 15-16 веков крупнейшим населенным пунктом, своего рода столицей тогдашней Ингушетии. Из него шло в 18 веке дальнейшее продвижение ингушей на равнинные земли. Ангушт передал неофициальный статус столицы Базоркино, когда ингушей стали теснить из Владикавказа.
Ангушт – понятие политическое. Именно возле этого ингушского села в 1770 году был подписан договор ингушей и российского посольства. Он продлялся не единожды, и очень часто – именно здесь! У Ангушта и от имени всего ингушского народа. Рядом была древняя святыня «КхожТарг даг1а моттиг». Несколько веков в память о договоре ингушей с Россией были установлены три каменных обелиска. Однако нашелся удобный повод – прокладка дороги, и они были снесены.
Из Ангушта ингуши изгонялись при царе, в гражданскую войну, в 1944 и в 1992 годах. Правители во все времена упорно забывают о великом качестве ингушей: исторические перипетии их только закаляют.
Территория вражды
Так и с Базоркино, которое сейчас разделено на три части: в северной и южной части живут ингуши, в центре – осетины. Я решила посмотреть на село глазами путешественника. Встретиться с главой села не удалось, хотя мы заходили, оставляли свои визитки и просили найти время для общения. Поэтому просто поделюсь впечатлениями.
«Нельзя унести Родину на подошвах своих сапог», – говорил Жорж-Жак Дантон. Я четко увидела именно в Базоркино разницу между коренными жителями и завоевателями. Дома ингушей выгодно отличаются от тех, где живут не ингуши. Ингуши очень домовиты. Они строят жилища, рассчитывая на многие годы вперед, закладывают, по сути, родовое гнездо, в котором должны делить кров и хлеб одновременно несколько поколений большой семьи. Строят основательно, добротно, порой во всем себе сильно отказывая.
Не ингушские дома иные. Не буду углубляться в эту тему, замечу только, что при их осмотре у меня возникла ассоциация с временным жильем.
На улице Сталина села Ольгинское, что расположено в двух шахах от Чермена, я спросила старика, как пройти к ингушскому кладбищу. Он, минуту назад прекрасно говоривший на русском с соседом, вдруг что-то быстро-быстро забормотал, делая вид, что совсем меня не понимает.
А в самом Чермене кладбище, где хоронят ингушей, расположено в осетинской части села. И беспрепятственно пройти от дома к кладбищу и обратно ингушу проблематично.
Но даже не это самое унизительное препятствие при передвижении по своей исконной территории. Настоящим кошмаром для многих ингушей оборачивается прохождение Черменского поста. Иногда кажется, что редкая неделя в криминальной хронике обходится без упоминания этого объекта в сводках силовиков. Он расположен на административной границе между Осетией и Ингушетией. Видела и не раз, как в Европе граница между двумя государствами обозначена пунктирной линией, типа разметки, прямо на брусчатке. Перешагнул линию, и бармен обслуживает тебя в кафешке уже другого государства.
В Чермене пограничный контроль ужесточен до предела! Не раз наблюдала, как у молодых ингушей, которые едут в маршрутке, снимали отпечатки пальцев. Тщательнейший паспортный контроль. Ощущение такое, будто находишься на границе воюющих государств. Хотя речь идет всего лишь о границе двух российских субъектов. Можете представить, чтобы такое происходило в каких-то других субъектах РФ? Например, дактилоскопия жителей Владимирской области, въезжающих на территорию области Ивановской или Нижегородской. А на Северном Кавказе блокпосты с автоматчиками и БТРы – до сих пор привычная деталь «мирного» пейзажа. Черменский пост укрепляется год от года. Появились огромные рентгеновские аппараты для проверки багажа. Вместо изысков ландшафтного дизайна – как то клумба или фонтанчик, – лишний ряд заградительного укрепления. Констатирую как очевидец: административные границы регионов Кавказа укреплены, словно форпосты враждующих удельных княжеств. Но при этом ведутся бурные обсуждения новых моделей туристических кластеров. Как совмещать эти полярные проекты, непонятно. Мечты о кластере тают в воздухе. Столь же иллюзорны и надежды на отдачу от миллионных бюджетных вливаний в развитие туристической отрасли кавказских регионов.
Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека. Об этом говорил Наполеон I (Бонапарт), видимо, после покорения Европы.
Я помолилась у ворот Черменского кладбища в надежде, что придут иные времена, и ингуши смогут выполнить самые сокровенные клятвы о возвращении домой, данные у родных могил.