«Поколение Марем» началось с идеи Микаила

Нет таких интеллектуальных высот, которые не покорились бы ребятам государственного образовательного учреждения «Гимназия «Марем» города Магаc». Она вошла в рейтинг 100 лучших школ России. Многие ингушские семьи мечтают отдать сюда учиться своих детей. Эту школу можно назвать «венчурным проектом» Микаила в духовной сфере – его вкладом в будущее своей малой родины.

Родители тех, кто уже учится в гимназии, радуются успехам детей и особой атмосфере, которая создана педагогами. При внедрении современных образовательных технологий не забыто главное – внимательность, теплота, заинтересованность учителей в том, чтобы ребята учились, мыслили, развивались. Эта идея и была основополагающей, когда Микаил Гуцериев работал над созданием учебного заведения. Он намеревался создать школу, в которой стремление родителей воспитать детей в высоконравственных традициях ингушей будет гармонично сочетаться с духом времени и новейшими требованиям педагогической науки.

Семья и школа

И вот мы стоим в этой гимназии. На входе прошли осмотр. Вежливая охрана осмотрела аппаратуру, проверили чехлы, кофры и проводили нас. Уже первые секунды впечатлили: чистота, на стенах – картины, вокруг много цветов. Разноцветные экраны аквариумов заставляют притормозить и последить за неспешными, бесшумными передвижениями рыбок. Обратила внимание на мебель: много диванчиков, не привычных скамеек или кушеток, а именно уютных диванчиков, по-домашнему милых. С трудом верится, что это – государственное образовательное учреждение, настолько неказенно оформлены холлы и коридоры. Группа педагогов тепло улыбалась гостям. Я выхватила взглядом стройную фигурку грациозной девушки в васильковом костюме. Молодой специалист, наверное, предположила я, опираясь на внешний вид. Каково же было мое удивление, когда она представилась: директор Аза Магомедовна Булгучева. Невероятно: 49 лет, мама 4-х детей! Да простит меня Аза Магомедовна, что выдала ее прекрасный возраст. Причина нетактичности веская: моложавый директор – наглядный пример уникальности ингушского генофонда. Мечтаете о наследственной стройности и красивых детях? Добро пожаловать сюда, в Ингушетию! Аза Магомедовна приехала в республику всего два года назад из Вологды. Именно там, на русском Севере, прожила почти 20 лет. Росла Аза в многодетной семье – шестеро детей, поровну мальчиков и девочек, она – третий ребенок. Мама поднимала их без мужа. Дети старались ее не огорчать, беречь материнское сердце. С 1969 года она была на учете у кардиолога. Однако настояла, чтобы все дети получили высшее образование, стали успешными в карьерном плане. Среди братьев и сестер Азы есть и предприниматели, и советники главы республики.

Она создала собственную семью в Вологде. Вышла замуж за ингуша. Кто бы сомневался! Она – ингушка до кончиков ногтей. Разговаривая с ней, вспомнила показательный исторический факт: во время депортации ингушкам было предложено выходить замуж за мужчин другой национальности. При этом им давали преференции – снималось клеймо спецпереселенок, отменялся ряд запретов, в том числе на передвижение и трудоустройство. Однако не было ни одного (ни одного!) случая таких смешанных браков.

Муж Азы Магомедовны – Арапханов Муса Якубович, выпускник Ухтинского индустриального института. Получил диплом по специальности «инженер-технолог лесоперерабатывающей промышленности». По второй специальности он строитель и сейчас занимается больше именно этими вопросами. Работает в ранге советника главы республики по вопросам строительства.

Она признается, что в Вологде ее тянуло в Ингушетию, а здесь тянет в Вологду…

Ее педагогическая поэма

Аза очень эмоциональна. Мне было приятно с ней общаться, чувствуя родственную душу: интеллигента, живущего с оголенными нервами. У них всегда «своя колея», идти по которой иногда невыносимо. Но их искренность, сочувствие, ранимость – дефицитные качества в наши бесстыжие времена, а потому особо ценные. Умение противостоять озлобленности мира, зацикленного на потреблении, в гимназии «Марем» стараются воспитывать последовательно и ненавязчиво. Это – позиция директора. Аза Магомедовна делает упор на сердечное обращение с воспитанниками, понимание взрослыми их желаний, запросов и интересов. Да, здесь стремятся вырастить просвещенного человека, интеллектуала, но при этом важнейшая часть учебного процесса – нравственное воспитание. Порадовало и то, что здесь считают нормой тесное содружество школы и семьи. А что касается уровня знаний учащихся, то гимназисты силу своего учебного заведения доказывают на различных олимпиадах и конкурсах. Их успехи – лучший показатель того, что здесь дают качественное, углубленное, многопрофильное государственное образование. «Каждый ребенок – это личность, – говорит Аза Булгучева. – Дорого и бесценно все, что делают дети. Даже если, к примеру, ученик, играя на гитаре, не проявляет блестящих способностей и успехов, то его все равно надо всячески поддерживать. Нельзя отбивать охоту пробовать себя, искать свои таланты! Ни в коем случае не надо лишать уверенности в том, что у него все получится, если он по-настоящему захочет. Терпение и понимание – вот два непременных качества для педагога. Я стараюсь, чтобы наши педагоги не забывали, что обучение и воспитание детей – это дело богоугодное. И его надо делать, отдавая всю душу». Здесь работают именно такие учителя. Елизавета Юсуповна Мурадова – завуч по научно-экспериментальной работе, с приходом которой в гимназии была систематизирована работа кафедр и научного общества учащихся. Результатом этой работы стало успешное проведение ежегодных республиканских научно-практических конференций, обобщение опыта преподавателей гимназии. Воспитание в гимназии в надежных руках: 6 лет Гелисханова Фатима Юсуповна, завуч по воспитательной работе, организует большое количество полезных и интересных мероприятий. В 2013-14 учебном году была организована поездка учащихся в Лондон. Помощь в организации и финансировании образовательного проекта «Две недели в Лондоне» оказал Микаил Гуцериев. Выделив более 1,5 млн рублей на эту поездку, благотворительный фонд М.С.Гуцериева дал возможность гимназистам побывать в Англии, пообщаться с носителями языка. Елизавета Юсуповна во время экскурсии по школе настолько интересно рассказывала о своих коллегах, что захотелось оказаться в классе, за партой гимназиста. И, например, попасть на урок Пятимат Абдуловны Горбаковой. По словам коллег и воспитанников, уроки русского языка и литературы она ведет, «словно песню поет». Показать математические способности захотелось на уроке Зары Башировны Накастоевой, окунуться в мир биологии – на уроке у блистательного Якуба Михайловича Дарбазанова, а потренировать английскую речь – у талантливой Заремы Саюповны Куртоевой. Поверьте, в этом учебном заведении педагогическое созвездие великолепное! Сбылась задумка Микаила – таланты учеников раскрывают блистательные наставники.

О думах и былом

У самой Азы – четверо детей: поровну мальчиков и девочек. Говорит, что никогда их не ругает, не наказывает. Никогда. Самое страшное для них – огорчение мамы, если вдруг ее удивительно красивые глаза наполнятся слезами.

Старшая дочь Лола с отличием окончила эту же гимназию. Ее младшая сестра Белла учится в старших классах, отличница, имеет все шансы стать золотой медалисткой. И мамина должность тут ни при чем! Все – сама. В международном конкурсе «Одаренные дети» на предварительном этапе стала победительницей по информатике. В международном конкурсе «Одаренные дети» участвовала в свое время и Лола в номинации «английский язык». Обе девочки получили в региональном туре по гран-при, а потом свое первенство подтвердили в Москве, на финальном этапе. Кстати, Белла успевает и общественной работой заниматься, она президент гимназии. Два сына: восьмиклассник Магомед (ему 14 лет) и четвероклассник Тимур (9 лет) стараются от сестер не отставать. Младший учится в лицее, тут образовательная программа максимально приближена к той, что была в Вологде. Многое успевает и после учебы: он занял 4-е место в олимпиаде СКФО.

До момента прихода в гимназию Аза Магомедовна жила семейными хлопотами, занималась детьми. Но так получилось, что именно ее кандидатура была выбрана конкурсной комиссией, которая отбирала претендентов на должность руководителя гимназии. Сегодня очевидно, что выбор был правильным. Многодетная мама одаренных и успешных детей смогла свои педагогические принципы работы применить к условиям особенной гимназии. Она сохранила главное – атмосферу этой гимназии, атмосферу добра и взаимопонимания взрослых и детей. Она никогда лично не встречалась с Микаилом Гуцериевым. Но отзывается о нем с большим уважением, поскольку судит по делам.

Сразу после назначения ей позвонили из благотворительного фонда Гуцериева. Поздравили и спросили, чем могут помочь. Пока она входила в курс дела, фонд выделил 1,5 млн рублей. Ей эта сумма показалась большой. Но когда начали приобретать необходимое, то стало ясно: потребности гимназии еще более велики! Аза Магомедовна рассказала, что уровень доверия между ней и представителями фонда высок. Но педагоги сами проявили инициативу, подошли к делу креативно и, помимо финансового отчета, сделали видеоотчет. С видеокамерой в руках они показали приобретения. Среди них рамка металлодетектора, система видеонаблюдения (софинансировал покупку бюджет), система селекторной связи, пять интерактивных досок (таким образом, теперь они есть в каждом кабинете), пять комплект-классов (75 столов и 150 стульев), 15 компьютеров, 5 больших диванов и несколько диванчиков и даже новый звонок…

И, тем не менее, моя собеседница признается, что иногда у нее опускаются руки. И я понимаю, почему. Гимназия «Марем» задумывалась как образовательное учреждение для одаренных детей со всей Ингушетии. В такое учебное заведение ребенка сначала должны отобрать из многих сотен (далеко не все дети «гимназические» и потянут тяжелую программу), а потом посадить, в хорошем смысле слова, в «клетку» воспитательно-образовательного процесса и выращивать, как уникальный цветок.

В гимназии «Марем» должно было учиться не более 200 человек.

Как самые счастливые вспоминает первые два года работы гимназии заместитель директора по научно-методической работе Булгучев Мухамед-Башир Хаматханович. А сейчас, создавая программу развития учебного заведения на следующие 5 лет, он вынужден учитывать, что количество детей уже перевалило за 1200 человек, это 42 класса! Немудрено, что порой возникают конфликты с родителями из-за отказа руководства учебного заведения брать ребенка... Им иногда невозможно объяснить, что они вредят собственному чаду, всеми правдами и неправдами запихивая его сюда. Обучение строится с учетом высокого уровня способностей учеников. А если его нет, то ребенок очень быстро может разочароваться и в учебе, и в гимназии, усомниться в собственной полноценности. Такие раны время иногда не лечит.

По проекту в здании было предусмотрено всего 18 классных кабинетов. В реальности – две смены
в 28 кабинетах, десять из которых переделаны из подсобных помещений и лаборантских. Да и в самих кабинетах должно сидеть не более 12 человек, а на деле…

…А все-таки она крутится!

Конфликты с родителями иногда отнимают массу времени и сил, отвлекают от образовательного процесса. Ведь Микаил делал ставку на одаренность гимназиста, по его замыслу, способности одаренного ребенка были необходимой базой для развития уникальных интеллектуалов. А как воспитывать их, если все места занимают просто дети, но «непростых» родителей? Есть от чего впасть в уныние талантливому директору и отличному педколлективу…

Но надо знать учителей. Они не унывали, даже когда у государства с трудом хватало денег на выплату им заработной платы. А на Кавказе учителя – это крепкая каста замечательных людей, которые живут работой. Для них гимназия – второй дом, вторая семья. Поэтому они задерживаются после занятий, не засматриваясь на часы. Послеурочная деятельность гимназистов – тема, достойная отдельного исследования. Не так давно здесь прошло мероприятие, посвященное 125-летию русского поэта Сергея Есенина. Дети и педагоги раскрыли талант чтецов и показали глубокое знание литературоведения. Один из гостей признался после литературного вечера: «Я раньше не любил Есенина, но вашего Есенина теперь я полюбил». Здесь учат легко, насыщенно, плодотворно. И у детей возникает интерес к познанию предметов за рамками школьных учебников. Как ни банально это звучит, но эти гимназисты вечером с удовольствием идут домой, а утром радостно спешат в гимназию.

Как же мне не хотелось расставаться с этим доброжелательным, творческим миром! Здесь дети заняты отличным делом – учатся думать, мыслить, рассуждать. У них есть настоящие наставники. Для них отстроен комфортный, уютный мир. В нем, кроме всего прочего, еще и так приятно пахнет плюшками из чистенькой школьной столовой. Ежегодно 21 ноября отмечается день рождения гимназии. В следующем году – юбилей – 15-летие. А в этом году заложена новая традиция: посвящение первоклассников в гимназисты. Его отметили 20 ноября. Готовились всей гимназией. Старшие ребята рассказывали новичкам о традициях родного дома, о своих любимых учителях, о победах и успехах. А потом все вместе пили чай, вспоминали выпускников, рассказывали об истории гимназии. И, конечно, говорили о Микаиле и его маме. Гимназия названа в ее честь. …Однажды на день рождения Гуцериева Мухамед-Башир Булгучев написал Микаилу стихи, которые назывались: «Удачи тебе, Человек!». Сегодня многотысячный хор матерей и детей говорит Микаилу огромное спасибо.

Мы вышли на крыльцо гимназии, чтобы сделать общую фотографию. Очень захотелось обнять сегодняшнюю гордость России – гимназистку Беллу Арапханову, лучшую из лучших, ту самую победительницу конкурса «Одаренные дети». Рядом с ней еще одна «звездочка» – Мадина Шадиева, победитель Всероссийского конкурса сочинений 2015 года (хотя пока она хочет стать модельером-дизайнером, а не писательницей). С нами и десятиклассницы Зарета Хаматханова, призер республиканской олимпиады по английскому языку, и Лейла Эдильгиреева, дважды подряд побеждавшая в конференции «Дорога в будущее» (сначала по творчеству М. Лермонтова, затем Б. Пастернака), удивившие конкурсную комиссию не только глубиной знаний, но и нестандартностью выводов. Мне хотелось прикоснуться и к «счастливчику» Хазиру Цечоеву, список побед которого настолько весом, что всего не упомянешь в одном материале. Он – победитель СКФО по математике, призер СКФО по биологии, городских олимпиад по географии, физике, химии… Верю, эти одаренные, успешные дети принесут родной Ингушетии известность. Новое, молодое, уже прославившееся племя выходит вперед. Дорогу им, дорогу!


Быть ингушом:
Слово спонсора
Микаил Гуцериев Россией никогда не торговал!
В зеркале правды
Руслан Аушев Офшорная Ингушетия была реальностью
В чем сила, брат?
Магомед Евлоев многие годы работал рядом с…
Наследное превосходство
Ничто на свете не заменит человеку дружбу.…
Об очевидном и невероятном
Непарадные и несрежиссированные встречи – большая журналистская…
Из рода сильных духом
Мои кавказские встречи, казалось бы, давно должны…
Создавать всегда есть время
Твои мысли становятся твоей жизнью, считал великий…
Гордиться тем, что ты ингуш!
Многие ингуши в республике очень эмоционально реагируют…
Добрые соседи
Первый раз в Октябрьском районе Грозного я…
«Поколение Марем» началось с идеи Микаила
Нет таких интеллектуальных высот, которые не покорились…
«Я бы доверил ему Россию»
Так говорит о Микаиле Гуцериеве Ахмед Магомедович…
Прививка нравственности
В каждом доме хранят предания о родственниках.…
Наставник сердца
Яркий государственник Бембулат Берсович Богатырев стал для…
Народом выданный мандат
Гостеприимство ингушских домов – тема, достойная отдельного…
У родных могил
Любят родину не за то, что она…
Чувства сквозь время проносят
Слова, вынесенные в заголовок, – цитата из…
Что значит быть ингушом или галгаем
Алихан Костоев Родник народной мудрости