За те годы, что я провела в Ингушетии, казалось бы, пора привыкнуть к тому, что каждый день здесь готовит встречу с непредсказуемым сюжетом, даже когда все запланировано и обговорено. Так было и в этот раз.
Доказанная практиком теория
С Ахмедом Магомедовичем Точиевым мы познакомились у него на работе, в НИИ. Кто-то, прочитав о его блестящем послужном списке, научных степенях и званиях, назовет его представителем старой гвардии, на которую всегда можно положиться. На мой взгляд, он – профессионал. Заслуженный работник сельского хозяйства РИ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрономии Ингушского госуниверситета познавал аграрную науку не только по книгам. В лихие 90-е руководил крупным хозяйством. Жизненный путь этого труженика подкупает честностью: никогда ни на чьих плечах он не поднимался вверх. Достигал и постигал все сам. Первая строка его биографии типична: он родился 27 сентября 1948 года в Казахстане. Посвятил трудовую жизнь науке о земле. Ведь земля – главное богатство, самая большая мечта каждого ингуша в малоземельной республике – иметь земельный надел. Здесь отвоевывают драгоценные метры для пашни и садов, пытаясь возделывать любой пригодный участок.
Ахмед Магомедович совмещал науку и практику. В свое время работал начальником отдела в министерстве мелиорации и водного хозяйства ЧИАССР. Оттуда ушел в аспирантуру. Единственный в республике кандидат мелиоративных наук. Тема его диссертации - «Влияние норм орошения и удобрений на продуктивность люцерны на корм в условиях степной зоны ЧИАССР». Закончил очную аспирантуру Новочеркасского инженерно-мелиоративного института (ныне академия). По выходным подрабатывал на стройке - надо было кормить семью. Ведь к тому времени он был отцом троих детей. Незадолго до защиты поселился в московской гостинице «Останкино», целыми днями готовился, посещал библиотеку им. Ленина. Экономил страшно на всем, но, в первую очередь, на питании. Перед защитой упал в гостинице в голодный обморок.
Сам день защиты навсегда запомнил не только как успешный итог многолетней работы. Он должен был защищаться первым, но его уговорил уступить свое место претендент, который очень нервничал. Тот 10 лет писал диссертацию, однако непосредственно после защиты узнал о вероятности «черного шара» на защите. Так назывался голос члена диссовета против присуждения ученой степени соискателю при подсчете результатов голосования в бюллетенях. Соискатель был поражен этим фактом. От огромной нагрузки, нервного перенапряжения сердце не выдержало.
Ахмед начал свою защиту с того, что объявил о посвящении своего выступления безвременно ушедшему коллеге. В течение пяти часов диссертационный совет испытывал на прочность претендента. Он блестяще доказал свою подготовленность по неформальной теме.
Приказ один – выстоять!
В 1993 году Ахмед Магомедович возглавил Троицкий колхоз им. XIX партсъезда (Сунженский район). До начала 90-х годов хозяйство считалось крепким и передовым. Однако с началом рыночных отношений здесь пошла иная жизнь. Руководство колхоза стало меняться с завидным постоянством. Это привело к практически полному развалу хозяйства, разбазариванию и разграблению. Ревизия выявила крупную недостачу и материальный ущерб на десятки миллионов рублей. Колхозники инициировали собрание. Заслушали итоги работы хозяйства и признали их неудовлетворительными. На нем же был распущен старый и избран новый состав правления. Председателем правления избран Ахмед Точиев. Ему поручили безотлагательно разработать конкретные мероприятия по выводу хозяйства из кризисного состояния. Он начал менять ситуацию в пользу людей. Мало кто знает, что первый президент РИ Руслан Аушев буквально заставил его возглавить Троицкую администрацию. На ее территории и располагался знаменитый колхоз XIX партсъезда. В конце концов, по-военному отчеканил: «Выполняй приказ!». Впоследствии Аушев отзывался об Ахмеде весьма красноречиво: «У него такой же характер, как у меня». Аушеву нравилось, что открытый и доброжелательный Точиев не боится говорить правду.
Во многом взгляды на развитие сельского хозяйства у Ахмеда и первого президента РИ не сходились. Однако Ахмед не боялся спорить с первым лицом, доказывая свою правоту, как ученый и как практик. И Руслан его выслушивал.
Это было сложное, но интересное время, которое мой собеседник часто вспоминает. 90-е стали временем парада суверенитетов, ведь Борис Ельцин предложил их брать в неограниченном количестве. И региональные руководители реализовывали это право, как понимали. Руслан Аушев оказался между нескольких огней. Ему необходимо было удержать республику в кольце разгорающегося у соседей противостояния. В Чечне шла бойня. Когда закрыли границы для беженцев КБР, Северная Осетия, Ставропольский край, Ингушетия приняла многотысячный поток бегущих из Чечни. Заметьте, никто тогда не говорил, что в Ингушетии гуманитарная катастрофа. Финансовая помощь от федерального центра не текла полноводной рекой. Многое приходилось решать лично Аушеву, чтобы избежать социального взрыва на своей территории.
Ахмед рассказывал, как его семья принимала беженцев. Сам спал на полу, уступив кровать профессору Вахе Яндарову, с которым вместе работал. Поступил абсолютно по-ингушски, он ведь и сам был в том же положении, когда в 1996 году оставил родной дом в Грозном. Кстати, в рабочем кабинете Ахмеда есть фотографии, на которых запечатлен он и близкие ему по духу люди. Одно из самых дорогих сердцу – фото Руслана Аушева.
В 2003 году Точиев участвовал в выборах депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия третьего созыва. Работал на Ингушской опытной сельскохозяйственной станции. Был заместителем директора по научной работе.
Его университеты
С Гуцериевым Ахмед познакомился в первые годы работы Ингушского госуниверситета. В начале 90-х он был деканом факультета негуманитарных дисциплин вуза. Микаил приехал, чтобы познакомиться с руководством учебного заведения, узнать, чем можно помочь, чтобы ИнГУ состоялся.
Гуцериев курил. Ахмед тоже. И он решил угостить гостя сигарой. Гуцериев улыбнулся: «У нас одинаковый вкус». И достал пачку таких же сигар. Ахмед ответил: «Да. Кроме того, что я занимаюсь наукой, а вы бизнесом». Его вкус не изменился. Пачку точно таких же сигар и сегодня Ахмед достал из шкафа. Ректором тогда был человек поистине уникальный - легендарный Азамат Арсамакович Мальсагов. Человек, приглашенный Аушевым, чтобы запустить университет с нуля. Это авторитетный ученый, профессор, единственный доктор технических наук в республике. В его активе более 90 опубликованных научных работ, в том числе учебники для вузов и научные монографии. Награжден почетными знаками «Почетный работник высшего профессионального образования РФ».
О нем написана книга, но биография настолько богата на знаменательные события, что хватит на многотомник. Уверена, будет и продолжение. Нынешний ректор Арсамак Магомедович Мартазанов - его ученик. Азамат Мальсагов собирал, как драгоценную коллекцию, коллектив единомышленников. Они жили работой, горели идеями.
В ту встречу Микаил озвучил идею Зоны экономического благоприятствования и спросил мнение ученых. Ахмед вспоминает, что присутствующие, а кроме ректора, самого Ахмеда был декан экономического факультета, заведующий кафедрой экономики, профессор, доктор экономических наук Умар Баширович Угурчиев, сказали тогда: «Да, идея хорошая. Будут средства».
Сам Микаил помогал Ингушскому университету постоянно. Ахмед уверен: лидирующие позиции среди бизнесменов мира Гуцериев занял не случайно. Помимо таланта, есть особый дар – необыкновенная работоспособность. Его рабочий день длится 20 часов, а спит он не больше четырех…
«Я доверил бы ему Россию, - говорит Ахмед без тени наигранности. – Это высоконравственный человек, для него принципы морали всегда выше материального тлена. Вспомним хотя бы его вклад в благоустройство кладбищ в Ингушетии, в Осетии. Многие пытались рассорить Гуцериева и Аушева. То, как вел себя при этом Микаил, – показатель его высоких интеллектуальных и нравственных качеств».
Где согреваются сердца
Удивительные, наполненные событиями судьбы. Большой мечтой Ахмеда было выкупить дедовский дом в селении Акхи-Юрт (нынче с. Сунжа Пригородного района). Он долго уговаривал нынешних хозяев. Наконец те пошли на уступки и назначили день сделки. Ахмед быстро собрался, с чемоданом денег появился на пороге отчего дома. Но вместо подписания документов снова услышал: «Нет». Новый осетинский «хозяин» родового дома Ахмеда показал глазами на маячивших неподалеку автоматчиков. «Они меня убьют», - сказал он. Как знать, может быть, мечту Ахмеда исполнят дети. Он уверен: его предки, отец, дед были бы рады этой новости.
С Ахмедом легко и комфортно. Именно с ним мы навещали патриарха ингушской государственности Бембулата Богатырева. Мужчины увлекались, обсуждая общие темы. Я смотрела на них, понимая, насколько близки эти родственные души. Ахмед разделяет взгляды Бембулата, он был его единомышленником по организации и оценкам ингушского национального движения.
Жену Ахмеда зовут Хади Абдулрашидовна. Когда он разговаривает с ней по телефону, обращается по имени-отчеству. И столько тепла и юмора в их диалогах! Она - директор школы в селении Берд-Юрт. Интеллигентная, эрудированная, с безупречными манерами. При этом – настоящая ингушская хозяйка семейного очага. Когда мы были в их доме в станице Орджоникидзевской, то, помимо хлебосольства хозяйки, отметили то, как обустроен дом. Помимо кавказских мотивов, здесь были и европейские «изюминки». Очень гармонично вписалась в интерьер веранда-прихожая, застекленная от пола до потолка. Через ее окна мы любовались двором, неспешно трапезничали и говорили обо всем. С такими собеседниками скучных тем не было.
У Ахмеда четыре сына. Все взрослые, состоявшиеся личности, получили высшее образование. Двое работают в органах внутренних дел, старший - инженер-строитель. Второй – предприниматель, занимается недвижимостью за границей. Говорят, какой бы ни была судьба, она не остановит стремление человека к счастью. Главное, суметь осознать, что оно уже вошло в твой дом: с выросшими детьми, со свершившимися ожиданиями, с впечатлениями от необычных встреч и событий, участником которых ты был.
И с доброй памятью и уважением к неординарным личностям, с которыми сводила тебя жизнь. Такими, как Микаил Гуцериев...