- Как бы то ни было, во мне будет говорить врач, и говорить он будет в первую очередь о катастрофичных демографических последствиях депортации, - сказал Тагир в начале нашего разговора. И продолжил, уже оперируя цифрами. - Судите сами. В феврале 1944-го в скотских эшелонах в ссылку отправляют 134 178 человек, треть из них умирает в дороге. На первое января 1953 года «учетчики» НКВД насчитали 83 518 ингушей, стоявших на спецучете во всех городских, областных, сельских спецкомендатурах Казахстана и Средней Азии. Из них в заключении находилось 2 397 человек, 21 числился в розыске, а 2,5% от всех оставшихся в живых ингушей находились в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа, будучи репрессированными внутри режима национальной депортации. Эти цифры я прочитал в книге Яндиевой и Мальсагова «Государственный террор в Ингушетии». Режим спецпоселения, обрекавший ингушей и ингушек на абсолютное бесправное существование в Казахстане и Средней Азии, привел к катастрофическим для малочисленного народа последствиям. Безвозвратные демографические потери с 1944 по 1953 год составили 50 660 человек!
-А ты сам от кого впервые услышал о том времени? Как пережила депортацию ваша семья?
- От бабушки Салихат, которая была с нами на земле до 1986 года. Бабушку очень уважали даже старики. Лучше нее, мне кажется, никто не знал ингушский фольклор, огромное количество легенд, преданий. С ней можно было разговаривать целый день, и на каждую фразу она находила свою поговорку. Она осталась одна с 6 детьми в Казахской ССР после смерти мужа. У нее была возможность, и ее уговаривали хотя бы ради того, чтобы дети не умерли с голоду, снова выйти замуж, но Салихат была непреклонна: «У женщины может быть только один муж. Она должна единожды выходить замуж. Даже если умрут дети». Семье приходилось питаться картофельными очистками. Я совершенно не стесняюсь об этом говорить, и хотя я сам никогда не голодал, у меня, наверное, это с молоком матери впиталось: не могу видеть, как выбрасывают еду. Может быть, так проявляет себя генетическая память об участи предков...
Из шестерых детей в живых осталось только четверо: два мальчика и две девочки. Среди них мой отец Мухамет.
Сейчас в это трудно поверить, но, уже учась во втором классе, отец работал, а в третьем, благодаря своим коммуникативным талантам, стал бригадиром. На момент выселения семья жила в селе Ангушт Пригородного района, древнейшем ингушском селе, от названия которого и происходит этноним «ингуши». Сейчас оно называется Тарское. Чем не пример того, как репрессиям подверглись даже ингушские топонимы, родные для нас, исконные названия селений, рек, гор. Оттуда родом и нынешний президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. До 1944 года часть Пригородного района Северной Осетии входила в состав Чечено-Ингушской АССР, но после депортации чеченцев и ингушей была передана Северо-Осетинской АССР. В наши опустевшие дома вселили осетин.
- Как сложилась жизнь семьи после возвращения?
- У нас было имущество и во Владикавказе. Но из спецпоселения бабушка вернулась с двумя школьниками на руках, без мужа и без средств к существованию. Будучи неграмотной, разве могла она отстоять хоть какие-нибудь свои права? В тех местах до сих пор можно увидеть следы землянок, которые вырыли вернувшиеся из ссылки люди и месяцами в этих землянках ждавшие, когда можно будет вселиться в отчие дома. Не дождались. Вернуться не получилось.
Бабушка поселилась в селе Бековичи Малгобекского района. Отец продолжил учебу в станице Вознесеновской и первым из ингушей окончил школу с золотой медалью - несмотря на то, что ему, единственному в семье мужчине, приходилось содержать мать и сестру. В 1971-м с отличием окончил Североосетинский государственный медицинский институт. Правда, потерял год - болел туберкулезом. Сказалось выселение и тяжелая жизнь на чужбине. Вернулся в станицу Вознесеновская и возглавил больницу. Спустя 25 лет уже мне пришлось возглавить эту больницу. (Какой была эта больница, благодаря незаурядным организаторским способностям Тагира и его высочайшему профессионализму как специалиста-врача, говорит хотя бы тот факт, что именно в эту провинциальную больницу пытались попасть на лечение и операции не только ингуши, но и жители соседних регионов - прим. авт.).
В 1972 году, - продолжает свой рассказ Тагир, - отец женился. Его невеста работала пионервожатой в СШ №13 в том же селе Бековичи. Как это обычно у ингушей и бывает, увидел свою Лиду на свадьбе у знакомых. Начал интересоваться, из какой она семьи. Кстати, известный писатель Ахмет Боков - брат дедушки по материнской линии. В семье сохранилась фотография, сделанная за 50 лет до моего рождения. На ней друзья - брат деда по отцовской линии и дед по материнской. Так вот спустя 45 лет племянник одного (мой отец) женился на дочери другого.
Знаешь, злой рок не перестал преследовать мой народ. С периодичностью в 10 лет происходили страшные для ингушей события: 73-й год - жестокое подавление митинга в Грозном, 82-й год - убийство осетинского таксиста, совершенное преступниками осетинской национальности, но в угоду шовинистическим кругам Северной Осетии, озвученное в СМИ, как совершенное ингушами, которое стало поводом к третированию народа. В 1982 г. Верховный Совет СОАССР принимает постановление, ограничивающее прописку в Пригородном районе СОАССР. Думаю, не стоит и говорить, что касалось оно только лиц ингушской национальности... Поэтому и разнились цифры депортированных ингушей в 1992 г., потому что не менее 40 000 ингушей проживало на территории в Пригородном районе без прописки! Потом 92-й, когда в результате хорошо спланированной акции около 72 000 ингушей остались без крова, сотни погибли, в том числе и дети с ингушской стороны.
Где еще на планете Земля остались школы, где дети разделены по национальному признаку, где фактором вины является национальность? Вспомним хотя бы дело Темербиева. Слабоумного человека, который даже расписываться не умеет, привлекают к уголовной ответственности и сажают на 26 лет за недоказанное преступление. Где еще могильными плитами мостят дорогу? Поверь, ни одному ингушу в голову не придет из крестов делать ограды.
По официальным данным, в Пригородном районе ЧИАССР на 1 января 1944 года числилось 32 933 человека, из них 30 334 - этнических ингушей. А сейчас на этой «осетинской» территории нередко отказывают в родовспоможении женщинам-ингушкам, не пускают их на порог родильного дома.
- Но ведь принят Закон о реабилитации.
- Но есть и закон о муниципальных образованиях. Как можно было ингушскому Парламенту 4-го созыва принять этот закон без учета Пригородного района?
Это хорошо, что есть Закон о реабилитации. Но что в нем толку, если он остается всего лишь декларацией, если мы не можем добиться его выполнения? С таким же успехом можно принять закон об освоении Марса.