Зурабов хорошо известен жителям Ингушетии как своей работой в органах местного самоуправления, так и активной правозащитной деятельностью. Он стал одним из первых лауреатов ежегодного конкурса «Герои гражданского общества» в номинации «За особый вклад в защиту прав человека и развитие гражданского общества».
Огромная заслуга Муссы Алиевича еще и в том, что собрал и систематизировал уникальный архивный материал по теме депортации ингушей и чеченцев и последствий этой преступной акции. И это при том, что, как пишет в предисловии к документальному сборнику политолог Якуб Патиев, «для настоящего и глубокого анализа депортации ингушского народа необходимо покопаться в недоступных пока государственных архивах Северной Осетии, откуда, по сообщениям местной прессы, уже целенаправленно исчезают ценные материалы. Немало интересного таится и в частично доступных анналах истории Казахстана и Киргизии 40-50-х годов. Много любопытного, наверняка, скрывали уничтоженные и безвозвратно утерянные во время так называемой контртеррористической операции в Грозном архивы Чечено-Ингушетии.
Пожалуй, редко какой народ так часто и подчистую терял свои архивы, а соответственно, и свою историю, как ингуши в XX веке. Вынужденный уход ингушей из Владикавказа в 1933 году, депортация 1944 года, этническая чистка октября - ноября 1992 года в Северной Осетии, массовый исход ингушей из Грозного в 1994-1999 гг. и уничтожение архивов Чечено-Ингушетии - вот лишь четыре этапных и крупных потери ингушами материалов, могущих пролить свет на многие явления в истории народа».
Тем весомее вклад Муссы Зурабова в дело в сохранения исторической памяти народа.
Вместе с Муссой Алиевичем мы побывали в селении Насыр-Корт, известном благодаря возведенному там Мемориальному комплексу жертвам политических репрессий. Кстати, об этом комплексе, как о самом масштабном памятнике жертвам репрессий на всей территории РФ, мы слышали еще будучи в Москве из уст Юрия Самодурова, директора музея им. Андрея Сахарова. Действительно, эти девять символических башен 25-метровой высоты, стянутых воедино колючей проволокой, производят сильное впечатление.
К нашему удивлению, территория памятника предстала перед нами в виде огромной строительной площадки, где, несмотря на совсем не по-южному пробиравший мороз, рокотала техника, кипела работа по возведению какого-то размашистого полукруга, почти закрывшего своей «монументальностью» непосредственно сам памятник.
Как выяснилось, ударными темпами здесь строится Мемориал Славы. В проекте он представлен в виде 36 арок и мемориальных плит, на которых будут изображены исторические вехи, начиная с даты единения Ингушетии с Россией, и заканчивая днем сегодняшним. Планируется установить отдельные памятники легендарному ингушскому конному полку «Дикой дивизии» и защитникам Брестской крепости. Сдача объекта планируется к 20-летию образования Республики Ингушетия 4 июня 2012 года.
Уместность сочетания этих двух, столь разнонаправленных, проектов вызвала большие сомнения... В ответ на наше недоумение Зурабов с горечью и досадой махнул рукой. «Это идея главы республики, построить здесь «Аллею славы». Мы возмущались по этому поводу, обращались в разные инстанции. Тоже спрашивали, как можно совмещать место возвеличивания героических поступков представителей народа в разные моменты истории, с площадью, куда ежегодно приходили на митинг люди, чтобы в скорбном молчании вспомнить о жертвах репрессий - ужасов, которые принесли горе и страдание в каждую ингушскую семью. Вразумительного ответа нет».
По словам сотрудников музея, многие посетители, видя, что теперь стало с местом скорби, уверены, что людей просто лишают их права на память о тех трагических днях, об их родных, безвинных жертвах человеконенавистнической акции. Не говоря уже о том, что нанесен непоправимый ущерб креативной идее автора мемориала художника М. Полонкоева.
После просмотра экспозиции мои московские коллеги испытали нравственный шок и оставили запись в Книге отзывов: «Хоть мы не мусульмане, не ингуши, считайте нас ингушами».
Георгий Жуков: «Ингуши и чеченцы - отличные солдаты. Нам никогда не приходилось краснеть из-за них в бою. У них высоко развиты чувства патриотизма и воинского долга. Многие из них были представлены к званию Героя Советского Союза. Однако, Сталин не утверждал представления на них».
Генерал Ермолов: «Ингуши - добрый, отзывчивый и гостеприимный народ, занимается хлебопашеством и скотоводством. Совершенно предан короне Российской империи. В то же время, он является наихрабрейшим и наимужественнейшим народом среди кавказцев. Поэтому я дал указание коменданту крепости Владикавказская оградить сей народ от хищнических набегов чеченцев, осетин и кабардинцев».