И большинство празднующих граждан огромной страны даже не подозревают, что для многих их соотечественников этот день окрашен совсем другими красками: черной - цветом беды, и красной - цветом крови. Не знают о том, что для двух кавказских народов-вайнахов, ингушей и чеченцев, 23 февраля - страшный день календаря. День, в который в 1944 году началась депортация этих народов. Сталин, «отец народов», объявил ингушей и чеченцев народами-предателями, пособниками фашизма, и поступил с ними так, как привык поступать с внутренними врагами: осудил, лишил всех прав и имущества, сослал на чужбину. Сейчас этот дикий акт репрессий против целых наций - от грудного младенца до столетнего старика - представляется столь же нелепым, как поступок персидского царя Ксеркса, который, разгневавшись, приказал высечь море. Но в отличие от царя Ксеркса, по самодурству не уступавшему Иосифу Виссарионовичу, у советского вождя все получилось. Карательная машина сработала слаженно и быстро, тысячи людей были лишены дома, родины, работы, свободы, могил предков, оказались изгнанниками, а сама их республика - Чечено-Ингушская АССР - прекратила свое существование, была на годы стерта с географической карты. И еще вопрос, что было страшнее для гордых горцев - депортация сама по себе или то, что их, понятия о верности и чести впитавших с молоком матери, объявили предателями и пособниками врага...
Как можно казнить целые нации?! Те народы, у которых историческая память не подвержена склерозу, народы, которые не прощают незаслуженных оскорблений...
Историки спорят до сих пор, каковы были истинные причины карательной акции столь огромного масштаба, имелись ли у «отца народов» хоть малейшие основания для такого страшного решения. Был ли это произвол или справедливое возмездие? Существует точка зрения, что Сталин преследовал абсолютно прагматические интересы - не допускать очагов роста национальных отношений. Не допустить превалирования религиозных или националистических отношений над партийными и административно-хозяйственными. Не допустить потери управляемости и возникновения опасных прецедентов, которые могут послужить заразительным примером и для других национальных образований. Таким образом, путем беспрецедентного произвола Сталин решал тривиальную управленческую задачу. В той ситуации (с учетом коммунистической идеологии) был ли у него другой выбор? Решайте сами, но после того, как прочитаете материалы спецвыпуска.
В нем мы вспоминаем страшные дни репрессий для того, чтобы рассказать о великой трагедии ингушей и чеченцев, чтобы документально зафиксировать свидетельства очевидцев, чтобы сегодня, спустя почти семь десятилетий, воздать должное стойкости и душевной красоте этих людей. И для того, чтобы наши современники и потомки знали правду - не из краткого курса истории ВКП(б), а настоящую. Ибо суд истории - еще впереди.