Знаю, что юбилейные медали к 70-летию победы во всех регионах страны ветеранам вручают в торжественной и теплой обстановке. Главы городов и регионов приглашают фронтовиков к себе, угощают чаем, дарят цветы и подарки, говорят добрые и искренние слова благодарности. Тех же, кому по состоянию здоровья сложно перемещаться, кто не выходит из квартиры (годы, годы!), навещают дома уважаемые люди –высокого ранга чиновники, депутаты, общественники. И снова – добрые слова, букеты, дань преклонения и признательности.
Не так было с Баматгиреем Келиговым. Ему юбилейную медаль «вручали» незнакомые подростки. Просто постучали в дверь и сказали: «Глава велел передать». В удостоверении к медали указано, что от имени президента России вручил ее Юнус-Бек Евкуров. Но ни Евкурова, ни кого-то из его свиты и близко не было! Сунули в руки, как незначащую вещицу, походя, между делом…
Подростки, очевидно, не знали, к какому человеку заглянули в дом. Иначе, наверное, повели бы себя иначе – верю, что у молодежи есть и совесть, и уважение к старшим, и память о подвиге. А вот чиновники, давшие им поручение, знали наверняка. Обязаны были знать по должности. Но я все же кое-что напомню…
Так распорядилась судьба, что отец Президента России – Владимир Спиридонович Путин и Баматгирей Келигов в одно и то же время защищали Ленинград, в одно время получили ранения. Бамат гирей был ранен дважды: в ногу и в грудь. Немецкая пуля вошла со стороны груди и вышла из-под лопатки. В полусознательном состоянии, с большой потерей крови он три дня лежал в окопе: у меддесанта не было возможности его забрать. Высота переходила из рук в руки, время от времени совсем рядом была слышна немецкая речь, рвались гранаты. Фашисты пытались уничтожить очаги сопротивления красноармейцев. Рядом с Келиговым разорвалась граната, и он снова чудом уцелел. Но с каждой минутой он все очевиднее понимал, что смерть уже не выпустит его из цепких объятий. Но случилось поистине чудо: высоту отбили и его нашли, когда на растерзанной земле, в буквальном смысле слова политой кровью, снова был установлен советский флаг.
Потом он семь месяцев снова спорил с судьбой, не сдавался болезни, удивлял медиков, записавших его в умирающие. Открытая рана грудной клетки, действительно, затягивалась очень долго. Несгибаемый и непокорный, он выкарабкался. Но последствия ранения оказались очень тяжелыми, и по состоянию здоровья он был отправлен в тыл. Вернулся в Ингушетию в 1943-м комиссованным. А в 1944-м вместе со всеми фронтовик был выселен в Казахстан. Боль от несправедливости, душевная рана оказалась едва ли не тяжелее боли от сквозного пулевого ранения. Как же так? Он умирал за свою страну, проливал за нее кровь, а его лишили родины, как предателя! «Это было очень обидно, и вспоминать об этом больно, – говорит Баматгирей. – Никогда ничего не делал и не замышлял против государства. Уверен, что 90 тысяч ингушей, которые стали переселенцами по воле одного человека, никакой опасности для страны не представляли...».
В 1957-м вместе со всеми вернулся домой. Работал до 62 лет, и всегда был горд тем, что он – глава большого семейства: четыре сына и четыре дочери подарили ему три десятка внуков. Именно количеством потомков, а не денег, измерял он свой достаток! И сегодня на вопрос, что его в жизни радует, отвечает, что радуют дети и вообще молодежь. Правда, тут же оговаривается: «Если она ведет правильную жизнь, работает, стремится учиться». А гордится он тем, что дожил до этого возраста честно.
Баматгирей празднует свой день рождения 15 мая. Я искренне желаю, чтобы мы еще много-много раз поздравили его и с Днем великой Победы, и с его личным днем рождения. Поздравили и пожелали главного – здоровья, ведь старая рана продолжает его мучить… Но стойкий старый солдат держится. Вообще Баматгирей Келигов всегда, как истинный ингуш, очень сдержан, когда речь идет о его собственных горестях и бедах. Он терпел и не жаловался, когда едва живой пришел домой, когда чуть не умер в депортации, когда пытался привыкнуть жить на чужбине… Но в тот момент, когда ему столь «торжественно» передали медаль, он едва поборол желание вернуть ее обратно президенту Путину - сыну своего почти однополчанина. Сдержался, не сделал столь резкого жеста. Один Всевышний знает, чего это стоило ему. Воевал он не за награды, жизнь отдавал, ничего не требуя взамен. И эта медаль к 70-летию Победы, как и остальные юбилейные награды, материальной ценности не имеет. Она - символ: мы помним, чтим, гордимся! Только подумайте, насколько нам повезло! У нас есть возможность поклониться участнику войны и искренне сказать ему: «Спасибо!». Спасибо, что умирали за нас!
А он этих слов не услышал…
По просьбе Баматгирея Муниевича и от его имени я отправила Президенту России телеграмму: «Владимир Владимирович, я защищал твой Ленинград. Шел на смерть за него. Теперь прошу тебя – защити мою Ингушетию от подлецов, воров и казнокрадов. Рядовой запаса Баматгирей Келигов».
История, разумеется, получила огласку. Ею активно заинтересовались журналисты многих федеральных СМИ. Звонил пресс-секретарь Президента, который расценил такое обращение с фронтовиком как чудовищное. Надеюсь, это не просто слова – оргвыводы тоже будут сделаны.
Баматгирей Келигов, человек огромного мужества и великой силы духа, преподал всем нам урок нравственности. Я верю, что рядовой Келигов выиграет и этот свой бой – бой с равнодушными манкуртами, не помнящими ни истории, ни заслуг своих земляков. Солдат Победы, он не умеет сдаваться…
Выражаем благодарность Пацаевой Розе, заслуженному работнику связи ЧР