Магомет-Гирей Картоев

Тот, кто брал Берлин

Каждый третий ингуш не вернулся с полей сражений Великой Отечественной войны. Отважные вайнахи не прятались от демобилизации, не пытались воспользоваться льготами или тяжелым положением семьи. Они уходили на фронт добровольцами. Так было во всех военных кампаниях России – ингуши смыкали ряды, становясь подлинным оплотом страны, ее непробиваемым щитом. И Великая Отечественная не стала исключением.

Магомет-Гирей воспитывался в семье одной из самых благородных ингушских фамилий. Он родился в 1918 году, но буквально через несколько месяцев умерла его мама, а в 6 лет Магомед стал круглым сиротой. Его забрали в семью Масальговы – родственники по материнской линии.

В 1939 году он уходит служить в Красную Армию. И практически сразу попадает на фронт – СССР в том же году становится участником вооруженного конфликта с Финляндией. В 41-м демобилизовался незадолго до начала войны. На фронт он ушел добровольцем. Воевал на разных фронтах, был в полковой разведке. Воевал так, как умели воевать ингуши – преданно, отважно, самоотверженно. Однажды в разведке вел группу из 10 человек. Красноармейцы на лошадях углубились в тыл противника на 7 км. Удалось пленить германского офицера, причем, как выяснилось позже, весьма ценного. Но, прорываясь с «языком» к своим, группа понесла большие потери: Магомет-Гирей вернулся только с двумя бойцами.

В феврале 1944 года его вызвали в штаб полка. Командиры прекрасно понимали, насколько ценным бойцом был Картоев, и предложили ему сделать выбор: ехать домой или остаться на фронте. Отмечу, что военачальники очень сильно рисковали, потому как действовал указ отправлять в ссылку всех поголовно фронтовиков-ингушей, невзирая на звания и награды. Он выбрал армию и дошел до Берлина, принимал участие в штурме Рейхстага.
Родные бережно хранят его награды: орден Красной Звезды, к которому он был представлен в 1944 году, благодарность за прорыв обороны на западном берегу реки Навер севернее Варшавы (январь 1945 года). Кстати, награду вручили герою только в 1957 году. Узнав об этом, испытала чувство вины и стыда: представила, насколько унизительно было фронтовику осознавать, что его подвиг оценивают через пресловутый «пятый пункт»!

В 1946-м вернулся в село Ангушт, где уже не осталось ингушей. Здесь ему предлагали остаться, устроиться на работу, подумать о женитьбе. Но решил искать Картоевых – родственников по отцу и поехал в северный Казахстан.

Магомет-Гирей Картоев

Депортация стала еще одной формой уничтожения малочисленного народа. И пока мужчины-вайнахи воевали за страну, не жалея себя, их матери, жены, старики и дети пытались выжить по дороге на новое место жительства, а потом – в казахстанских степях. Магомет-Гирей приехал на чужбину добровольно и в ином статусе, нежели земляки. У него как фронтовика была возможность «выходить за периметр», перемещаться, учиться. И он начал обживаться: нашел и объединил родственников отца, похлопотав о их переезде поближе друг к другу. Благодаря этому, многие просто сумели выжить! Потом нашел избранницу, женился. В 1950 году у молодых родился первенец – Муса. Но судьба вновь, как и в детстве, лишила нашего героя женской любви и заботы: супруга умерла.

В 1952 году там же, в Казахстане, в Павлодарской области, познакомился с Зейнаб Шахботовной Газдиевой. Он сошелся с заботливой рукодельницей. Она была прекрасной закройщицей, отличной швеей. Это позволяло выживать. Зейнаб благодарила братьев за то, что они научили ее многому в быту. Эти навыки здорово помогли в депортации.

Зейнаб Шахботовна и рассказала мне о первых годах совместной жизни с Магомет-Гиреем. Три года они жили без общих детей. Воспитывали Мусу, а потом (она улыбается) мальчишки «посыпались», а последней родилась дочь. Так она стала мамой шестерых детей – пятерых сыновей и дочки.

В 1957-м Магомет со всеми вместе вернулся в Инарки (Картоевы родом отсюда). Работал одно время на заводе начальником службы охраны, потом был завмагом. Фронтовые раны мучили его. Он умер 11 января 1978 года, не дожив до пенсии всего 1 месяц...

В памяти детей отец остался добрейшим и отзывчивым человеком. «Когда говорят: «мухи не обидит» – это про него!», – рассказывают они. Всегда сильно переживал за детей, за их благополучие, за будущее. Видимо, сравнивал со своим детством, со своими тревогами. Ему-то пришлось познать и сиротство. До конца дней он сохранил свою легкую походку, по ней его видно было издалека. Передвигался стремительно и без шума – вот что значит профессиональный полковой разведчик! О войне рассказывал очень мало. И потому, что был немногословен, и потому, что повидал на фронте лица смерти во всех выражениях.

Все дети Магомет-Гирея и Зейнаб выросли и нашли себя в жизни. Дочь Замира, как и мама, талантливая портниха, отличная хозяйка. Трое братьев – Муса, Иса (1955 г.р.) и Мустафа (1957 г.р.) выбрали ветеринарию, работают по специальности.

Самый младший – Батыр (1964 г.р.). Как и полагается в больших ингушских семьях, он живет в доме с мамой. Он работает директором художественной школы в Малгобеке. Но при этом не забросил искусство – прекрасный портретист. На видном месте в его мастерской – портрет отца, сделанный с военной фотографии.

У Батыра дочь и три сына. Один из них – Ислам – радушно принимал нас вместе с отцом и хозяйкой дома. Муса и Башир (1961 г.р.) далеко уехали от родительского дома. Они живут в Якутии, Иса вот уже 15 лет как обустроился в Норвегии. Там у него семья. «А жена? Ингушка?» – спросила я. Картоевы даже удивились: «Конечно, ингушка!».

У Зейнаб 19 внуков. Пока 19, сделаю оговорку. На вопрос – чувствует ли она себя счастливой? – женщина ответила не сразу. Окинула глазами свой дом, посмотрела на сыновей, внука Ислама, стоящего неподалеку. Взгляд задержался на фотографии мужа. «Вроде так. Счастливая», – посмотрела она на меня. Она могла бы и не произносить это вслух. Это было видно по глазам. Они были полны и радости, и слез. Так случается, когда осознаешь, что прожитое – всякое – горькое, радостное, трудное, легкое, словом, обычное человеческое – не хочется ни повторять, ни менять, а, представ перед Богом, сказать одно лишь слово: «Спасибо».

Люди на все времена:
Слово спонсора
2015 год для России проходит под знаком…
Нация непризнанных героев
Семь десятилетий подряд каждый май в каждом…
Отступать нельзя!
Малгобек — город воинской славы
Японц Абадиев
Как гнулась сталь
Сергей Бакаев
Орёл, рожденный на Кавказе
Тагир Бекбузаров
Сердцу не прикажешь всё забыть
Умар Богатырев
Жди меня, и я вернусь
Николай Гайтукиев
У Победы множество имен
Магомет-Гирей Картоев
Тот, кто брал Берлин
Баматгирей Келигов
Последний бой рядового Келигова
Артах Льянов
Память и боль Батыра Льянова
Ахмед Парагульгов
Невидимый фронт Ахмеда Парагульгова
Хасан Султыгов
Честь фамилии
Алаудин Шадиев
Свободный от страхов
Над пропастью во лжи
Момент истины
Находки Как гнулась сталь
Метафизика
Победа духа русской нации и истоки русского…
Память
Герои Великой Отечественной войны