Отступать нельзя!

Малгобек — город воинской славы

Невероятно, но факт: спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны многие детали обороны Малгобека остаются словно заретушированными. Многие документы о ней были просто уничтожены вместе с биографиями и наградными листами ее участников. Ведь героически дрались и умирали за родной город те, кого назначили (настаиваем именно на этой формулировке!) предателями и депортировали! Вайнахи встали на пути фашистов, поднялись все – старики, женщины, дети. С особым чувством шли в бой красноармейцы родом из этих мест. Для них, кроме приказа командира – преградить путь к месторождениям кавказской нефти, существовал сугубо личный счет с противником, ведь, как и предки, они были прирожденными воинами и бились за свою землю.

Гитлеровцы были нацелены на захват нефтеносных месторождений, которые в годы войны стали для Советского Союза основными. Малгобек, Грозный, Баку, – здесь с начала войны день и ночь увеличивали выработку нефти, бурили новые скважины. Чтобы понять, насколько героическими были усилия нефтяников, приведем только несколько примеров. В 1941 году трест «Малгобекнефть» выполнил план по добыче нефти и газа на 175%, а «Старогрознефть» – на 131,3%. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 6 февраля 1942 г. орденом Ленина был награжден второй промысел треста «Малгобекнефть», орденом Трудового Красного Знамени второй нефтеперерабатывающий завод, более 250 нефтяников – орденами и медалями Союза ССР. При этом не стоит забывать о великолепных качествах грозненской нефти – ею можно было заправлять военную технику прямо у вышки, чем и пользовались красноармейцы.

Гитлеру нужно было господство на Северном Кавказе с учетом всех этих причин. Когда он утверждал план захвата этой части Советского Союза, то думал о том, какие роскошные перспективы откроются перед ним. Помимо захвата нефтяных месторождений (а ведь были даже основаны нефтяные фирмы, которым уже посулили эксклюзивный договор на 99-летнюю эксплуатацию вышек), фюрер в перспективе планировал выйти к границам Ирана и Ирака и стать покорителем Ближнего Востока. Мечты о мировом господстве не давали ему покоя. Кавказская нефть должна была широкой рекой вынести его к ближневосточным берегам. Масштабный и жесткий план диктатора получил лирическое название «Эдельвейс». Но действовали гитлеровские армии напористо и поначалу весьма удачно. В июле 1942 года немецкие войска мощными ударами сил 1-й и 4-й танковых армий двигались вглубь страны по левому флангу Южного фронта, где оборонялись советские 51-я и 37-я армии. С большими потерями советские войска отступали.

23 июля 1942 года, захватив Ростов-на-Дону, группа немецких армий «A» начала наступление на Кубань. Попытки сдержать противника не имели успеха. 3 августа 1942-го пал Ставрополь, 7 августа – Армавир, затем, 12 августа, пали Майкоп, Краснодар и Элиста. 21 августа на Эльбрусе – самой высокой горе Кавказе (5.629 метров) был водружен немецкий флаг. Спустя три дня фашисты вошли в Моздок.

И вот этот стремительный победный марш гитлеровских войск достиг в сентябре 1942 года западной окраины города Малгобек. Казалось бы, ничто не сможет помешать врагу двигаться дальше такими же темпами. 3 сентября 1942 г. командующий 1-й танковой армией генерал Клейст, имевший в своем составе три армейских корпуса (3-й, 40-й, 52-й), горнострелковую дивизию и дивизию СС «Викинг», отдал приказ внезапным ударом захватить Малгобек, чтобы немедленно организовать добычу нефти для нужд германской армии. Это был последний приказ немецкого генерала, выполнение которого обеспечивало бы дальнейшее продвижение гитлеровцев на Восток. Собираясь на сельских сходах и в мечетях, почти все взрослое местное население поддержало объявленный против фашистских захватчиков «джихад» (священная война у мусульман).

Добровольцы на призывном пункте
На этом месте стояло здание треста Малгобекнефть
«Ночные ведьмы» – бомбардировочный авиаполк из девушек-добровольцев под командованием Евдокии Бершанской
На оборонительных работах

«…Возраст свой увеличил, чтоб уж точно не отказали: жить хотел в своей, а не в чужой стране. Вот! О наградах что ли думал? Да нет! Я до войны радиодело хорошо изучил. Уже других обучал. Вот и взяли радистом в артиллерию. Враг уж до Волги дошел. Сталинград на пути у него, а дальше – Кавказ. А там и Малгобек, и Грозный, и Баку… От Краснодара до Моздока за три дня продвинулся, а тут, под Малгобеком, возьми, да и споткнись! Осечка у фрица вышла. Дальше – ни-ни! Сколько воинов – хороших парней советских полегло здесь на сопках да по оврагам… Это ж надо! – 120 000 человек поименно захороненных!»

Из воспоминаний Петра Васильевича Карпунина, участника обороны Малгобека, героя очерка Ратмира Льянова «Разбудите меня перед смертью»

Признаться честно, местные жители, а особенно мужчины, не очень охотно копали окопы и траншеи. Вспоминают, когда немецкие войска были в сотнях километров от Малгобека, один из мобилизованных на оборонительные работы ко всем приставал с одним вопросом: «Сюда точно дойдут фашисты?» Его попросили не бояться, пытаясь успокоить, но он обозлился: «Я не боюсь немца. Лучше пойти ему навстречу и остановить его там. Ведь если он сюда не дойдет, то мы, выходит, напрасно столько земли перелопатили».

За армией Клейста следовало пять тысяч специалистов и квалифицированных рабочих, которые должны были после взятия города Малгобека начать эксплуатацию промышленности и нефтяных скважин. Генерал Клейст отдал приказ штурмовать город Малгобек внезапным ударом, чтобы нефтепромыслы остались целыми и немедленно организовать добычу нефти, столь необходимой фашистской армии. Но их надежды не оправдались. Фашисты заняли разрушенный город и опустошенные, уничтоженные нефтяные промыслы.

В общей сложности битва за кавказские нефтяные вышки шла 4 месяца – до нового 1943 года. Поняв, что план «Эдельвейс» провалился, гитлеровцы начали бомбить Малгобек. Это было проявление высшей ярости, поскольку в ходе битвы выяснилось, что ни барреля нефти Малгобек не отдаст врагу: нефтяники, уходя с промыслов, вывели из строя скважины, которые так тщательно возводили своими руками (они были забиты камнями!).
Аналогично поступили и грозненские добытчики. Их город также накрыли ковровые бомбардировки. Гитлеровцы разбомбили несколько нефтехранилищ. Пылающая нефть заливала улицы города, превращая его в огромное зарево. Железо гнулось и скручивалось. Пожар был виден и в Малгобеке. Дым шел чернее угля, заслоняя солнце. Жители, бойцы задыхались от удушья, но не сдавались.

В бессильной ярости гитлеровцы обрушились на оставшихся в городе жителей. Они опустошали погреба и кладовые, съели весь скот, перестреляли всю птицу, выгоняли жителей из своих домов. Врываясь в полуразрушенные дома, они растаскивали все, что имело хоть какую-нибудь ценность.

Малгобек, в обороне которого принимали участие воины 44-й и 58-й армий, 4-го и 5-го кавалерийских казачьих корпусов, 14 (!) раз переходил из рук в руки и стал непреодолимой преградой на смертоносном пути немецкой военной машины. Битва за город достигла в те дни величайшего накала. Бои шли за каждый клочок земли по всей линии обороны, но особенно кровопролитными они были на центральном участке Малгобека.

Как вспоминали жители, склоны Терского хребта были усеяны телами павших солдат. За 4 месяца боев немцам так и не удалось захватить город. Они заняли его западную часть, но продвинуться дальше уже не смогли.
В боях за Малгобек только поименно числятся 120 тысяч советских солдат.

20 сентября 1942 г. газета «Правда» писала: «...В предгорьях Кавказа идут невиданные по своим масштабам и ожесточенности бои. Над Советской Родиной нависла серьезная опасность. Враг захватил важные районы нашей страны. Он хочет лишить нас хлеба, нефти. Он поставил перед собой задачу – отрезать от нашей страны Советский Юг».

«Здесь, – отмечала газета «Красная звезда» в своей передовой статье от 26 сентября 1942 г. – завязался важнейший узел событий второго года Отечественной войны. От исхода боев на юге зависит судьба Отечества... На защитниках Советского Юга лежит сейчас важнейшая ответственность за исход летней кампании 1942 года, за судьбу Советского государства. Их ответственность можно сравнить лишь с ответственностью защитников Москвы 1941 года».

«Немного спустя, мне сообщили о гибели моего давнего товарища; он был тринадцатым из тех, с кем вместе я начинал военную службу в прежней воинской части. Его сразила пуля за противотанковым рвом. В боях у Малгобека и Сагопши наша дивизия потеряла около полутора тысяч человек личного состава, и могилы возле противотанкового рва образовали солидное по размерам кладбище. Несколько дней спустя мы возобновили наступление на Малгобек и, в конце концов, захватили город. Он играл ключевую роль в нашем дальнейшем продвижении вперед. Не овладев им, нечего было и думать об успехе операции».

Из воспоминаний Эриха Керна, мемуары «Пляска смерти», глава 6 «О танковом сражении»

Достойные образцы героизма и мужества проявляли не только солдаты и офицеры Красной Армии. Бок о бок с военными защищали свою родную землю тысячи ополченцев – жителей Ингушетии. Они во многом обеспечивали снабжение продовольствием, воевали и работали на сооружении оборонительных рвов и укреплений, которые давали возможность нашим войскам закрепиться на важном стратегическом плацдарме. Жители Малгобека и близлежащих сел Назрановского, Пригородного и других районов республики помогали выхаживать раненых, отдавали фронту все, что могли.

«У нас здесь под Малгобеком осенью 42-го с тыловым обеспечением первое время не шибко-то было. Еще подтягивались новые части, и даже еще не обстрелянные: армянский, грузинский, азербайджанские полки, батальоны из Чечни и Дагестана. Некоторых к нам перебрасывали сюда с других фронтов. А тыловики наши отставали, – солдаты недоедали. Так мы спасались за счет местного населения. Ваши люди нас подкармливали: кто – мамалыгу принесет, кто – кукурузу вареную, кто – лепешки. Даже молоко приносили. Но нам политрук запретил с местными женщинами и девушками заговаривать: «Здесь так не принято, – это вам не Украина или Молдавия», – говорил он. Люди-то местные сами недоедали, а нам, солдатам, несли все, что у них было… Окопы, траншеи помогали рыть. Гужевой транспорт тот же – всегда давали. Дрова с нами в лесу заготавливали… Немцы селения здешние бомбили. Так люди рыли у себя во дворе землянки и там оставались жить. Никто от линии фронта не уезжал куда подальше, спасаясь от войны».

Из воспоминаний Петра Васильевича Карпунина, участника обороны Малгобека, героя очерка Ратмира Льянова «Разбудите меня перед смертью»

Сегодня в Ингушетии 14 памятников и обелисков на братских солдатских могилах напоминают о доблести и славе бойцов и командиров, отдавших жизнь за свободу Родины.

Долгие годы ингушский вклад в Малгобекскую оборонительную операцию не был оценен. И вот в октябре 2007 года в город пришла долгожданная радостная новость: Малгобек удостоен звания «Город воинской славы». Именно здесь был положен конец немецкому наступлению на Кавказе. Именно отсюда началось наступление Южного фронта Красной Армии, началась Ростовская наступательная операция. Чуть позже были освобождены Нальчик, Ростов, Краснодар. А потом были победы под Сталинградом и освобождение Курска. История не терпит сослагательного наклонения, но очевидно, что Малгобек был еще одним моментом
истины Великой Отечественной. Здесь была сбита наступательная волна гитлеровцев, здесь «скомкали», а потом и сделали ничтожным план фюрера по покорению Ближнего Востока.

…Точную цену людских потерь в битве за Малгобек никто не знает. Останки воинов находят до сих пор по всему Северному Кавказу. Работы хватит не для одного поколения поисковиков. Главное – знать и помнить: здесь, стояли насмерть вайнахи, русские, украинцы, белорусы, дагестанцы… Все они осенью 1942 года понимали: отступать нельзя – здесь Родина, здесь жизнь, здесь будущее!

В тексте использованы архивные материалы и воспоминания очевидцев и непосредственных участников боевых действий под Малгобеком с обеих сторон. Также благодарим за содействие в подготовке материала директора Музея-мемориала боевой и трудовой славы в городе Малгобек Заурбека Албогачиева.

1. Петр Карпунин. Повесть «Разбудите меня перед смертью», за которую автору Ратмиру Льянову был вручен специальный приз «За пропаганду общечеловеческих ценностей» в номинации «Лучшая публикация в печатной прессе».

2. Эрих Керн. Мемуары «Пляска смерти». Глава 6, «О танковом сражении». 

Люди на все времена:
Слово спонсора
2015 год для России проходит под знаком…
Нация непризнанных героев
Семь десятилетий подряд каждый май в каждом…
Отступать нельзя!
Малгобек — город воинской славы
Японц Абадиев
Как гнулась сталь
Сергей Бакаев
Орёл, рожденный на Кавказе
Тагир Бекбузаров
Сердцу не прикажешь всё забыть
Умар Богатырев
Жди меня, и я вернусь
Николай Гайтукиев
У Победы множество имен
Магомет-Гирей Картоев
Тот, кто брал Берлин
Баматгирей Келигов
Последний бой рядового Келигова
Артах Льянов
Память и боль Батыра Льянова
Ахмед Парагульгов
Невидимый фронт Ахмеда Парагульгова
Хасан Султыгов
Честь фамилии
Алаудин Шадиев
Свободный от страхов
Над пропастью во лжи
Момент истины
Находки Как гнулась сталь
Метафизика
Победа духа русской нации и истоки русского…
Память
Герои Великой Отечественной войны