Вот уже 70 лет этот праздник объединяет поколения, цементирует нашу историческую память, заставляет весь мир вспомнить о величии России. Наш долг – сохранить каждую крупицу правды о войне, передать бесценные факты нашим детям и внукам, заботиться о фронтовиках, которые уходят, свято чтить память погибших. Легендарный маршал Константин Рокоссовский был уверен: «Только тот народ, которыйчтит своих героев, может считаться великим!». И сегодня мы намерены восполнить некоторые пробелы в истории Великой Отечественной. Мы считаем своим долгом рассказать о подвиге народа, представителей которого сталинская пропаганда одномоментно записала в изменники Родины. Мы считаем нашим историческим долгом разрушить стереотип и рассказать о героическом ингушском народе.
Во время работы над предыдущими проектами «Наши лица» тема Великой Отечественной поднималась постоянно. Потому что как и в любой российской семье, здесь обязательно хранили память о ветеранах и участниках Второй мировой. Фотографии с фронта на самом почетном месте, трепетно хранимые кители с нашивками и наградами, ордена героических дедов, письма с передовой, которые открывали, заметно волнуясь, в каждом ингушском доме – это бесценные реликвии.
Я знакомилась с ними, и меня не покидало чувство горечи. Воины-вайнахи прошли все огненные сороковые. Они доблестно и самоотверженно защищали Родину. Вспомним о том, что среди защитников Брестской крепости, а именно они породили великое сомнение в победе гитлеровской Германии, преобладали вайнахи! Писатель Борис Васильев одним из первых открыл правду о воинах Брестского сражения, написав, что сражались они «с твердой верой в закон нравственности: не сдаваться врагу». 22-летний уроженец Ингушетии из села Яндаре Уматгирей Барханоев был последним защитником крепости. По свидетельству немецких офицеров, он вышел из пылающих развалин «почти слепой, израненный, с поднятой головой. Ему было всего 22 года. «Я русский солдат!», – произнес советский офицер, вынул из кобуры пистолет и выстрелил себе в висок».
И, тем не менее, о подвиге представителей репрессированных народов очень долго было не принято заявлять официально и громко, на всю Россию. Более того, правду старались спрятать, а то и похоронить, уничтожив архивы. Многие вайнахи умерли, не дождавшись признания подвигов и заслуг перед Родиной. Эту несправедливость необходимо исправить! Марьям Яндиева, дочь великого ингушского поэта Джемалдина Яндиева и внучка легендарного Созерко Мальсагова, кандидат филологических наук, количество жертв депортации. Сейчас говорят о том, что погибли не менее 40 процентов из 650 тысяч выселенных чеченцев и ингушей.
Трагедия коснулась каждой вайнахской семьи. Это был еще один бой сталинского режима со своим народом. В эти страшные для горцев дни войска Красной Армии гнали фашистов от границ Ленинградской области, шли бои под Нарвой, кровопролитные битвы за населенные пункты Украины. А на Северном Кавказе красноармейцы напалмом проходили ингушские и чеченские села, взяв на вооружение методы агрессоров. Людей, от столетних стариков до младенцев, под дулом автоматов уводили из родных домов, грузили в вагоны для скота и угоняли в казахстанские или киргизские степи. Только сравнительно недавно были преданы огласке вопиющие факты о беззакониях военных и их командиров, которые расстреливали непокорных стариков, расправлялись с детьми и инвалидами, потому что они не могли быстро и беспрекословно исполнять приказы... Сотрудники НКВД уничтожали целые аулы.
Приказ о депортации действовал в отношении всех вайнахов, в том числе, и бывших на передовой. Показательна история ингуша, подполковника Алиханова, который служил в Особом отделе кавалерийской бри гады. У него было пять орденов, из них три – Красного Знамени! Он был участником гражданской войны, которую закончил в Туркестане. На сборный пункт Алиханов прибыл при полном параде, скрывая под буркой грудь в орденах. Конвоир потребовал снять ордена. Кавалерист категорически отказался – он получил их в бою, он заслужил их доблестью и мужеством. Его повалили на землю и стали жестоко избивать. Закончив дело, палачи бросили его в вагон. Ночью, придя в себя, кавалерист-орденоносец вскрыл вены… Невыносимыми были позор, предательство своих же, потеря Родины и веры.
Ингушей-фронтовиков при высылке лишали уже полученных наград. Рвались наградные листы на тех, кто был представлен к орденам и медалям. А, к примеру, 255-й отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк, который участвовал в Сталинградской битве, понес огромные потери. Оставшиеся в живых воины были также отмечены за мужество. Как оказалось, награды за пролитую кровь стали временными. Зато весной 1944 года стало известно, что большая группа военачальников НКВД была награждена. Так, орденом Суворова 1-й степени был награжден генеральный комиссар Госбезопасности Берия...
Выжившие ингуши и чеченцы (а ехали по месяцу, в вагонах без света, без воды, с тифом) на новом месте жительства оказывались без крова и провианта. Стояли холода, как выживали, одному Всевышнему известно. Однако некоторые умирали и спустя месяцы, годы, понимая, что шансов скоро вернуться на Родину нет. А примириться с мыслью, что жить надо на чужбине – не могли.
9 Мая объединяет поколения единой исторической памятью. Но память не может быть избирательной. Мы, наследники воинов-победителей, чувствуем и принимаем ответственность за страну, которую 70 лет назад наши прадеды спасли от гибели. И сегодня мы должны, наконец, исполнить долг перед представителями наций, оказавшихся приговоренными режимом к позору, – попросить у них прощение! Только так возможно начать путь к примирению и закрыть обидам счет. Простите нас, потомков солдат Победы, в самый святой, самый радостный праздник для всего нашего народа!
Признано: если в нации сотый из воюющих – герой, то она может считаться совершенной. Ингуши, наверное, наиболее близки к этому определению. Однако долгие годы им недоступна была высшая доблесть правителей – не проливать ничьей крови, обеспечить покой всему миру и мир своему веку. Но мы-то не страдаем от обременения властью и можем быть естественными в желании изгнать из сердца обиды, восстановить историческую справедливость, сказать правду о героическом народе. Пусть даже 70 лет спустя. Лучше сейчас, чем…
Елена Севрюкова