Николай Гайтукиев

У Победы множество имен

В Великую Отечественную ингуши часто были вынуждены скрываться за вымышленными именами. Только так они могли сохранить в характере «яхь» – «честь и достоинство» в буквальном переводе. Это понятие трактуется гораздо шире, объединяя такие качества настоящего вайнаха, как человечность, справедливость, честность, верность долгу, преданность Родине, родному очагу, уважение к женщине. Чтобы иметь возможность сражаться за Родину, ингуши брали русские имена и входили в историю самых кровопролитных сражений как Сергеи, Дмитрии, Иваны. Только спустя десятилетия открывалась правда о героях. Они не меняли имена после войны, поскольку были убеждены: для истории важны поступки и дела. И пусть изменяются условности, надписи в документах, главное – сохранить «яхь».

ПЕРЕПИСАННАЯ МЕТРИКА

Мой собеседник – Николай Дмитриевич Гайтукиев. Его настоящее имя – Зяудин Джемалдинович, но в 1944 году, когда в регулярные советские войска пришло распоряжение о повальной депортации ингушей, он попросил полкового писаря переписать метрику. Уйти с линии фронта для него было смерти подобно! Один из великих тонко заметил: «Если ты приобрел имя, совершенно неважно, как тебя зовут».

У моего героя имя одно – Победитель.

Сколько бы историки ни спорили об истоках, корнях и феномене невиданной преданности вайнахов, главенствующую роль играет традиционное воспитание. Нравственности они учатся дома. И родители Николая Дмитриевича (буду называть его так, как привыкли все) – Джемалдин Эсмурзиевич и Салехат Бейботовна, по его воспоминаниям, были миролюбивые, отзывчивые, жалостливые. Дома в согласии и любви растили четверых детей – трех сыновей и дочку. Жили сначала в Галашках, потом перебрались в Орджоникидзе, где дед Николая Дмитриевича купил дом. Детство нашего героя прошло там. Он вспоминал, насколько душевно и легко было в родительском доме,несмотря на трудности послереволюционных годов. Родители воспитывали строго, но всегда находились силы и время для разговоров с детьми, чтобы внушить им нравственные понятия.

1 июня 1941 года ему исполнилось 18 лет. Из родительского дома он ушел сразу на фронт – был призван в армию Норимановским РВК Астраханской области. В сентябре 42-го года в составе 680-го полка 169-й стрелковой дивизии был отправлен на Сталинградский фронт.

Новобранец Гайтукиев был свидетелем того, как бои шли за каждый дом, за каждый отрезок улиц Сталинграда.
Во время одного из боев в траншею, где был Зяудин, спрыгнули пятеро прорвавшихся фашистов. Боец сразился с ними врукопашную! За этот поступок он получил медаль «За отвагу». Позже ему была вручена еще одна медаль – «За боевые заслуги». Он оставался на сталинградской передовой до весеннего контрнаступления Красной Армии. Как известно, именно Сталинградская битва стала решающей и определила исход Второй мировой войны. На волне контрнаступления Зяудин вместе со своей частью входит в город Козельск (Смоленской области), участвует в освобождении Брянской области. В конце 1943 года Красная Армия теснила германцев на Киевском фронте. При форсировании Днепра наш герой был тяжело ранен. Его отправили в госпиталь освобожденного и частично разрушенного города Сумы. В марте 1944 года он вернулся в свой полк. А еще через месяц его вызвал к себе командир и объявил: есть специальный приказ по фронту. Согласно ему председателям фильтрационных комиссий предписывалось «всех карачаевцев, чеченцев, ингушей и балкарцев направить в распоряжение отделов спецпоселений НКВД Казахской ССР – в Алма-Ату». Гайтукиев не собирался подчиниться этому приказу, о чем откровенно сказал командиру. «Заря, (так Гайтукиева называли однополчане), знаешь, что будет за невыполнение приказа Сталина?», – спросил тот.

Наш герой действовал оперативно. Он отправился к полковому писарю с просьбой переписать его красноармейскую книжку. И тот ему не отказал! Чувство локтя, бесстрашие, мужество, порядочность, честь – эти качества не носят национальной окраски, это – вечные ценности, которые на фронте становятся главенствующими. Да, на кону было самое ценное – жизнь, но с ней готовы были расстаться, отдать за свободу Отчизны.

Когда командир увидел, что по документам ингуш Зяудин Джамалдинович стал русским Николаем Дмитриевичем, то не стал требовать исполнения приказа. Гайтукиев остался в полку.

Николай Гайтукиев 

МЕДАЛЬ ВРУЧИЛ ПУТИН

Он освобождал Белоруссию, форсировал Одер, прошел Польшу. Войну закончил на немецко-польской границе. Многочисленные ранения помешали дойти до Берлина. Раны частенько дают знать о себе и сейчас, особенно мучает осколочное ранение в бедро. А 25 июня 1945 года, после демобилизации, он отправился к родителям, сосланным в Петропавловскую область (северный Казахстан). И здесь он встал на учет с воинским билетом на имя Николая Дмитриевича Гайтукиева. На станции Смирнов устроился на работу. Одно время был инспектором по налогообложению. «А вообще послевоенная жизнь прошла в разъездах», – вспоминает он.

Когда он надел китель и фуражку, я тихо ахнула. Передо мной стоял кавалер ордена Отечественной войны I и II-й степеней, обладатель медалей «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и других. Он совершенно изменился внешне: взгляд – бравого солдата, в глазах – дерзкая искринка. Такое чувство, что он словно стал выше ростом, сбросил пару десятков лет.

У него 12 боевых наград и много юбилейных. Почти с каждой связана интереснейшая история. Например, медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ему 20 февраля нынешнего года в Кремле вручал президент России В.В. Путин. Как оказалось, глава государства хорошо знает историю нашего героя. В момент вручения Гайтукиев успел перекинуться с ним коротким приветствием. О многом поговорить не удалось – регламент у главы государства очень строгий.

Фронтовик по-молодому легок на подъем, не боялся и не боится длинных переездов и большой оптимист. Неудивительно, что именно он стал председателем Совета ветеранов РИ.

ЗОЛОТАЯ СТАРОСТЬ

С первой женой Залехан прожил в согласии более сорока лет. Через несколько лет после ее смерти женился на очаровательной и заботливой Любе. Совсем недавно семья переехала в новую квартиру в Магасе. Она очень просторная, удобная, расположена на втором этаже, что важно – подъем неутомительный. Окна выходят на солнечную сторону, под окном белеет березка. Благостно становится на душе, когда взгляд останавливается на молельном коврике, милых мелочах быта, цветах… Радуюсь за героя – хоть сейчас он получил малую часть из того, что заслужил, пройдя нечеловеческие испытания, отдав Родине здоровье и молодость. Взгляд падает на аппарат для измерения давления, лежащий на столе, на аптечку, которая всегда под рукой. Дорогой ценой досталась Победа!

Японцы считают, что самое счастливое время – это спокойная старость, когда тебе уже за 80. Но в России думают, что поколение 70-летних и старше – это люди, обреченные преодолевать беспомощность, хвори, часто и нищету. В доме Зяудина Джемалдиновича я поймала себя на мысли: а ведь наши восточные соседи правы! Да, годы невозможно повернуть вспять, но можно наслаждаться каждым днем жизни, перестав страшиться цифр в графе «возраст». Именно так и делает мой собеседник. На вопрос, сколько ему лет, он ответил, пожимая плечами: «91 или 92. Вспоминай не вспоминай, прожитого не вернешь. Сегодня у меня все есть. Я живу и радуюсь каждому дню. Есть крыша над головой. Нет никакой нужды». И он прав! Когда я сидела рядом с ним, то поймала себя на том, что мне приятно просто сидеть рядом, слушать. Словно почувствовав мое состояние, Люба сказала, что она – счастливая женщина, ведь судьба подарила ей такого человека – замечательного, справедливого, жалостливого. Храбрый солдат, с виду небогатырского телосложения, оказался очень миролюбивым и неконфликтным в быту. «Обхожу обиды, – выдал он мне секрет согласия в супружеской жизни. – Стараюсь не нервничать и уж тем более не выходить из себя. Что-бы быть в порядке, надо регулировать мысли и чувства. Всегда надо смотреть вперед и помнить – рядом живой человек, имеющий право на ошибку».

– А если бы вы могли выбирать время, то какое бы предпочли? – спросила я его. Он подумал, помолчал, поднял на меня глаза. Его взгляд потеплел, и он негромко, но твердо сказал: – То же самое!

Потому что времена не выбирают, их учатся проживать достойно. Его так воспитывала семья – в традициях народа-воина. И он стал воином. После зловещего приказа Сталина он поменял родное имя, чтобы еще одна его мечта сбылась. Он хотел вместе со сво им полком войти в Берлин и там отпраздновать Победу, в которой не сомневался ни минуты. Не дошел немного, но очень гордится, что до последнего часа своей службы был на передовой. Он сказал: «Мне не было страшно, мне было легко воевать. Я шел в бой за Родину, как на праздник. Готов был погибнуть за нее…». Он практически дословно повторил слова любимого мною писателя Николая Брешко-Брешковского из романа «Дикая дивизия». Там есть удивительно точное замечание, актуальное и сегодня: «...Эти мусульмане – ингуши и черкесы, не говорившие порусски,… учили любить Россию, такую необъятную, таинственную, сумевшую создать эти горские полки, разноплеменные, разноязычные. И они идут в бой за нее, за Россию, идут, как на праздник, и так же празднично, без мук и сомнений умирают за нее». Боевых друзей у Зяудина Джамалдиновича не осталось. Последние ушли. Вспоминает ли он войну? Он ее и не забывал. Наш приход и просьба сфотографировать в военном кителе его сильно обрадовали. В тот момент он выглядел счастливым человеком! Мы спросили, можем ли быть чем-то полезны. И он признался, что нужна фуражка под парадный китель. На полном серьезе повторял, что отдаст нужную сумму. Порядочные люди порядочны во всем! Уважаемый Зяудин, позвольте нам сделать хоть что-то для вас! Этой малостью – фуражкой – отблагодарить. И признаться, как вы нам дороги и как мы боимся остаться без вас. 

Люди на все времена:
Слово спонсора
2015 год для России проходит под знаком…
Нация непризнанных героев
Семь десятилетий подряд каждый май в каждом…
Отступать нельзя!
Малгобек — город воинской славы
Японц Абадиев
Как гнулась сталь
Сергей Бакаев
Орёл, рожденный на Кавказе
Тагир Бекбузаров
Сердцу не прикажешь всё забыть
Умар Богатырев
Жди меня, и я вернусь
Николай Гайтукиев
У Победы множество имен
Магомет-Гирей Картоев
Тот, кто брал Берлин
Баматгирей Келигов
Последний бой рядового Келигова
Артах Льянов
Память и боль Батыра Льянова
Ахмед Парагульгов
Невидимый фронт Ахмеда Парагульгова
Хасан Султыгов
Честь фамилии
Алаудин Шадиев
Свободный от страхов
Над пропастью во лжи
Момент истины
Находки Как гнулась сталь
Метафизика
Победа духа русской нации и истоки русского…
Память
Герои Великой Отечественной войны