В далекие, теперь забытые, времена в горах Ингушетии жил могучий богатырь, нарт Сеска Солса. Он пользовался славой и большим уважением всего народа за свой ум, силу, храбрость и справедливость. Жил Сеска Солса со своей дочерью-красавицей в огромной пещере, находящейся в отвесной стене горы Цей-лоам.
Сердца многих молодых джигитов покорила красавица – дочь нарта. Многие из них сватали ее, но безуспешно. Сеска Солса не соглашался выдать ее замуж за обыкновенного человека. Тогда один юноша, втайне ставший ее возлюбленным, пошел на хитрость. Предварительно договорившись с красавицей, он решил ее похитить. Но надо было обезопасить себя от бдительности Сеска Солсы. По совету своего возлюбленного, дочь сытно накормила отца бараниной: а баранина была приправлена соусом, сильно сдобренным цветами азалии. Как известно, цветы азалии нагоняют сон на человека. Наевшись досыта, Сеска Солса уснул крепким сном. Тогда красавица срезала свои длинные косы и, с помощью друзей возлюбленного, крепко связала ими сонного отца. Затем заговорщики с трудом завалили вход в пещеру громадной каменной плитой, сели на коней и ускакали...
Долго, очень долго спал Сеска Солса. Проснувшись, он не сразу осознал случившееся. Попытавшись своими силами освободиться от пут, он скоро убедился в безуспешности своих попыток. При малейшем усилии волосяные путы впивались в тело и причиняли нестерпимую боль. И понял тогда Сеска Солса, что он обречен на медленную и голодную смерть. Но у Сеска Солсы были друзья не только среди людей, которые ничего не знали о заживо замурованном нарте. Настоящими друзьями связанного богатыря оказались некоторые птицы и животные. Горный орел приносил в когтях печень и кормил его. Лесной голубь доставлял в клюве воду и утолял его жажду, а полевая мышь потихоньку грызла путы.
Наконец, путы упали, и Сеска Солса стал свободен. Расправив плечи, он легко отбросил каменную плиту, которая закрывала вход в пещеру... Осмотревшись и не найдя дочери, он понял, что она похищена. Ярость охватила Сеска Солсу. В злобе, принялся он рубить своим огромным стальным мечом скалистую вершину Цей-лоама, чуть не ставшую его могилой.
Затем он сел на своего быстрого скакуна и бросился в погоню за похитителями. Уверенные в успехе задуманного дела, они не очень спешили, и Сеска Солса скоро нагнал их в глубине Ассинского ущелья. Жестоко расправившись с похитителями, он со своей дочерью вернулся домой.
С тех пор вершина Цей-лоама превратилась в ряд очень острых и высоких скал. Это – следы от нартского меча могучего Сеска Солсы. Каждый погожий день в лучах восходящего и заходящего солнца они кажутся кроваво-красными и у всех видевших их, живо воскрешают в памяти богатырские дела нарта Сеска Солсы.
Колой-кант был прославленным мужчиной. На горе Колой-лоам он пас своих овец, запирая на ночь в пещеру, вход в которую закрывал огромной каменной плитой, поднять которую не смогла бы и тысяча человек. Вожаком отары у него был козел, понимавший человеческую речь. Как-то он ушел с небольшим количеством овец за хребет горы, и через семь лет вернулся с огромной отарой.
Нарт Сеска Солса захотел узнать, что за мужчина Колой-кант, о котором все говорят и поехал к нему вместе с Боткий Ширткой, который обладал способностью ходить в загробный мир и возвращаться оттуда. Состязались Сеска Солса с Колой-кантом в уме – проиграл Сеска Солса, состязались в силе – тоже проиграл.
Злому от того, что кто-то сильнее и умнее его, Сеска Солса, Боткий Ширтка сказал:
– Только хитростью можно одолеть Колой-канта.
Уехали они и вечером, когда Колой-кант возвращался со своей отарой в пещеру, послали ему навстречу сестру Сеска Солсы. Увидев незнакомую девушку, Колой-кант очень удивился, но ничего не спрашивая, принял её в своей пещере, как гостью. На четвертую ночь он спросил, кто она, откуда и чем он может ей помочь.
Девушка ответила:
– Меня прислал сюда мой брат Сеска Солса, чтобы я стала твоей женой и никуда уходить отсюда не намерена.
Слова девушки пришлись по душе Колой-канту, потому что она ему сразу понравилась. В свою очередь, девушка тоже искренне полюбила его. В одну из ночей, когда Колой-кант спал крепким сном, Сеска Солса со своими шестьюдесятью орхустхоевцами проникли в пещеру и связали его сыромятными буйволиными ремнями.
Они сварили и съели его козла, понимавшего человеческий язык, потом, забрав с собой сестру Сеска Солсы и всех овец, тронулись в путь, оставив лежать связанного Колой-канта.
Изо всех сил пытался Колой-кант порвать стягивающие его ремни. До самых костей дошли они, но не порвались. Тогда крикнул он, уходящим с издевками и насмешками над ним, орхустхойцам:
– Дайте мне хотя бы погрызть кость от ноги съеденного вами козла!
– На, погрызи, может сытым станешь, – захохотали орхустхойцы, бросая кость Колой-канту.
Щелчком отколол Колой-кант конец кости, пальцем продавил отверстия, выдул костный мозг и, сделав, таким образом, свирель, заиграл жалобную мелодию.
Утром, вышедшая подоить коров, жена старшего брата Колой-канта услышала эту жалобную мелодию и так взволновалась, что подоила корову прямо на землю. Она забежала в дом и крикнула:
– Просыпайтесь скорее, с вашим братом что-то случилось. Очень жалобную мелодию играет он с самого рассвета.
– Ничего не случилось, нет никого, кто осмелился бы нанести ему вред, – отвечали братья.
Снова пошла женщина доить коров, и снова, взволнованная жалобной мелодией, подоила она корову мимо кувшина. И снова забежала она в дом, и снова муж и деверь не обратили на её слова внимания.
Подоив корову на землю в третий раз, женщина не выдержала и крикнула:
– Да ляжет мой платок на ваши головы! Если не пойдете вы, то пойду я, чтобы помочь ему!
Постеснявшись её слов, те собрались и пошли к пещере Колой-канта. Там они развязали брата, но он, даже не посмотрев в их сторону, бросился вдогонку за орхустхойцами. Когда он их догнал между Джейрахским и Дарьяльским ущельями, половина отары и Сеска Солса с орхустхойцами были на той стороне Терека, а девушка и половина отары – на этой. Зная, что Колой-кант его не пощадит, Сеска Солса взмолился:
– Пусть не настигнет меня Колой-кант!
Терек, который в то время был, как ручеек, услышав мольбу Сеска Солсы, почернел и наполнил берега. С тех пор, говорят, Терек стал таким, как ныне.
И крикнул, говорят, обрадованный Сеска Солса:
– Прекратим вражду с тобой, Колой-кант! Пусть половина баранов и моя сестра останется у тебя, а половину баранов я оставлю как калым за сестру.
Колой-кант согласился и, подняв над головой огромный камень, бросил его в сторону орхустхойцев, как бы говоря: «Вот, что бы сделал я с вами, если бы догнал».
Сеска Солса тоже бросил камень в сторону Колой-канта. «И я бы сделал то же самое». Оба этих камня лежат на берегу Терека, чуть выше Балты. Камень, который бросил Сеска Солса на две четверти меньше камня Колой-канта.
Знаменитый ингушский средневековый зодчий.
Издревле ремесло строителя было сложным и требующим особой профессиональной подготовки. А горах, в сложных ландшафтных условиях, тем более. Предполагая, что возведение не очень сложных жилых и хозяйственных построек могло производиться и без участия профессионального мастера силами самих жителей, то «возведение боевых башен-воув, – как отмечает известный археолог и этнограф профессор Е.И. Крупнов, – требующее высокого мастерства, многолетнего опыта, знаний и технических навыков, безусловно, находилось в руках отдельных мастеров... и было уделом довольно ограниченного круга специалистов-строителей». К таким специалистам, безусловно, нужно отнести строителей, «искусников камня», специализировавшихся на возведении мощных, добротных многоэтажных боевых башен – воув. При этом строительство именно боевых башен могло быть доверено лишь известным и избранным мастерам. Для мастера же, такое доверие являлось большой честью, признанием обществом его профессиональных заслуг и высоких морально-этических качеств. Одним из таких признанных и знаменитых мастеровстроителей позднего средневековья в Ингушетии был легендарный зодчий Янд из сел. Эрзи («Орел»,- русск.).
Произведения средневековых ингушских зодчих охватывают всю нагорную часть Центрального и Северо-Восточного Кавказа: современных горных Осетии, Грузии, Ингушетии и Чечни. Лучшие образцы каменного зодчества ингушей, сохранились в центральной части средневековой Ингушетии – в современных Джейрахском, Дарьяльском и Ассинских ущельях.
Мавзолей знаменитого зодчего Янда, родоначальника современной ингушского рода (тейпа) Яндиевых, «Янда-каш», расположился в сел.Эрзи. Рядом с его мавзолеем, яркими свидетельствами его неподражаемого таланта, стоят вековые боевые башни, соперничающие с горными вершинами своей утонченной строгостью и изяществом.
Генерал-майор российской Императорской армии.
Кадровый военный. Родился 21/09.1830 году в селении Базоркино, Владикавказского округа Терской области, в семье офицера Императорской армии. Обучался в Тифлисской духовной семинарии. На военной службе с 1845 года. Участник Кавказской войны (1817-1864 гг.). В 1850 году произведен в первый офицерский чин – прапорщик. Участник Русско-Турецкой войны (1877-1878 гг.). В этой войне Базоркин Б. в чине подполковника командовал Ингушским дивизионом Терско-Горского конно-иррегулярного полка Кавказской казачьей дивизии. Ингушский конный дивизион под его командованием, за проявленный его офицерами и всадниками массовый героизм и мужество в боях с турками 17/04.1878 года был удостоен одним из почётных стягов Императорской армии – Георгиевским знаменем с надписью «За отличия в турецкую войну 1877 и 1878 годов». После окончания войны Высочайшим приказом переводится в Лейб-гвардию Собственного Его Императорского Величества конвой, с одновременным производством в полковники. 20/08. 1904 года полковник Базоркин Б. Высочайшим приказом производится в генерал-майоры по кавалерии. Скончался в 1906 году. Кавалер многих боевых орденов.
Последний жрец ингушетии.
Каждый народ вписывает в свою историю яркие личности. Нередко в процессе они обрастают легендами. Последний величественный жрец (цьув) древней религии ингушей – Элмарза-хаджи Хаутиев – легендами обрасти не успел, так как еще живы люди, соприкасавшиеся с ним и они повествуют о нем как о личности и простой, и сложной, и земной, и загадочно-космической. Он родился в 1766 году в древнем ауле Шоан, что у входа в райски живописное Шоанское ущелье горной Ингушетии. Справедливо считалось, что жрец должен быть внешне красивым, с отменным здоровьем, так как он служит посредником между Богом и людьми. Таким и был Элмарз: красивый, высокий статный мужчина с незаурядным умом. В его времена ингуши и хевсуры часто враждовали между собой. Элмарз, будучи известным в Ингушетии и в Хевсуретии судьей (кхелхо) обычного горского права – адатов, неписанных законов гор, справедливо разбирал многие спорные вопросы и примирял враждующих, вершил древние жреческие обряды. Он имел непререкаемый авторитет и огромное влияние среди ингушей и хевсуров. В трудные минуты и те, и другие часто обращались к нему за помощью и советом.
О раннем периоде жизни Элмарза рассказов не сохранилось, и достоверно неизвестно как он стал жрецом. Известно только, что у ингушей жрецом мужчина мог быть только в зрелом возрасте, не ране сорока лет. Жрецом Шоанского ущелья он пробыл около восьмидесяти лет. Уже давно все ингуши приняли ислам, а Элмарз все продолжал соблюдать древние обряды. Он в одиночестве выносил на площадку перед храмом свой священный белый флаг на шестигранном шесте, увешанном колокольчиками - земной символ верховного бога Дяла, и возносил древние молитвы, или уходил в Хевсуретию, где молился древним богам вместе с хевсурами. Но в 1873 году в его сознании произошли перемены и Элмарз, к тому времени достигший возраста 117 лет, замуровав священный флаг в стены святилища, долго молился прося прощения и пощады у древних богов которым он служил 77 лет. Затем удалился в потайную пещеру-грот высоко в горах и пробыл сорок дней в совершенном одиночестве, поддерживая себя только студеной родниковой водой. Так он, подобно древним пророкам, прошел духовное очищение. Выйдя из пещеры, Элмарз объявил народу, что принимает ислам. Так ингуш, последний величественный жрец Элмарз из Шоана оставил древнюю религию предков и стал мусульманином.
Об Элмарзе память людская живо рассказывает как о человеке необычном, щедро одаренном Всевышним. Ему было доступно провидение, неведомые нам и сегодня космические знания. Он часто повторял, что связь времен исчезла навсегда, похоронив знания древних. Ему доступна лишь крошечная пылинка на кончике иглы этих знаний. Но даже эту пылинку он не может показать людям, так как они не готовы к восприятию. И постоянно предупреждал: «Берегите горы, не покидайте их. Если у вас будут горы - будет и равнина». Недвусмысленно намекая, что «если расстанетесь с горами - со своими истоками, - исчезнете с лица земли».
В горах Ингушетии люди помнят древнюю историю. Однажды Элмарз вместе с двумя спутниками шел в хевсуровское село Шатили. Дело было осенью. Как часто бывает в горах, погода резко изменилась. Опустился густой туман и сразу стемнело. Каждый шаг по невидимой тропинке в скалах мог стать последним шагом в пропасть. Люди растерянно замерли. Тогда Элмарз взял с них клятву, что они никому при его жизни не расскажут об увиденном. Он долго стоял, отрешенно обратив взор к чему-то видимому только ему, а потом вытянул руку, от которой пошел яркий свет, озаривший все ущелье. Путники благополучно добрались до Шатили.
Хотя он и соблюдал мусульманские обряды, но в языческие празднества снова уходил в Хевсуретию и там совершал древние языческие обряды. Видно это перепутье между двумя верами мучило его и в 1905 году, в возрасте 139 лет, он решает совершить хадж (паломничество) в Мекку. Перед хаджем Элмарз вновь совершил обряд духовного очищения в течение двадцати пяти ночей проводя в горной пещере и ежедневно окунаясь в ледяных потоках бурной горной реки. Возвратившись на своем прекрасном любимом коне в селение Мецхал, где собирались горцы отправляющиеся в Мекку, Элмарз сделал несколько кругов перед селянами, затем, без чьей-либо помощи сошел с коня, отдал уздцы внуку Мами и крепко обняв своего скакуна за шею велел отвести его домой. Людям он с тоской сказал, что он прощается с конем, так как больше никогда его не увидит. Присутствующие поняли его слова как предсказание его собственной смерти. Однако сказанное относилось коню, который всю дорогу до дома плакал, роняя крупные слезы. А вскоре, не дождавшись хозяина, умер от тоски.
Находясь в Мекке Элмарз знакомится с известным шейхом курейшитом Джамалейлом, близким родственником пророка Мухаммеда. Это знакомство шейха с бывшим языческим жрецом и великим старожилом Кавказа было очень интересно обоим.
В 1908 году 142-летний Элмарз совершает второй хадж в Мекку. Возвратившись в горы он продолжил деятельность судьи. В последние годы жизни Элмарз жил тяжело, часто болел, почти ослеп. Наверху селения Шоан было место, которое называлось Мохде. Там стоял солнечный могильник, в котором покоились прахи 80 покойников и для которых жители Шоана ежемесячно делали «caгla» (пожертвования). Как то там собрался народ. Однако, не было среди них Элмарза. Старейшины не сомневались - без Элмарза нельзя проводить обряд. Посланным за ним гонцам сказал, что болен, но с ними пойдет. По этому случаю он одел свою синюю «абу» (верхняя мусульманская мужская одежда без пуговиц), привезенную из Мекки. На полдороге он, уставший, присел на камень и сообщил, что в последний раз встречается с народом: через неделю он уйдет в Вечность. Добравшись до места назначения, жрец, как бы заклиная народ, вновь повторил: «Любите горы. Сумеете сохранить их, будут у вас и они, и равнина. Люди, которые имеют землю и не проживают на ней, потомство имеют короткое». Как он и предсказал, через неделю Элмарз скончался. В Шоане ему установили высокий «чурт» (надмогильную каменную стелу).
Сегодня все новые и новые семьи ингушей перебираются на жительство в горы. Завет Элмарза любить горы ингуши осознали сполна. Но многие вопросы так и остались без ответа: какую «пылинку» древних знаний унес с собой Элмарз? Какой ключ к чему потерян? Каким образом он получил древние знания недоступные боле никому, и касались ли они только его народа или же всего Человечества? Какая миссия была у этого 157-летнего старца? Может время даст на них ответ, но уже другим людям.
Генерал–майор российской Императорской армии. Кадровый военный.
Родился 4/10.1865 года в селении Кескем, Владикавказского округа Терской области. Обучался во Владикавказском реальном училище. В 1883 году поступает на военную службу. Окончил Киевское пехотное юнкерское училище. Служил в 12-й и 20-й Артиллерийских бригадах, 45-м пехотном Азовском и 46-м пехотном Днепровском полках 12-й пехотной дивизии. Старший адъютант Штаба 12-й пехотной дивизии. В 1910 г. в 48-м пехотном Одесском полку. В 1909 году Высочайшим приказом С.Бекбузаров производится в чин подполковника. Участник Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.). Воевал на Западном фронте. В 1915 году производится в чин полковника с назначением командиром Артиллерийского дивизиона Кубанского казачьего полка. За 1916 год Высочайшими приказами за личную храбрость и боевые отличия Бекбузаров С., единственный из ингушей, был награжден двумя самыми почетными боевыми наградами – золотым Георгиевским оружием и орденом Святого Георгия 4 ст. 13/01.1917 года Высочайшим приказом производится генерал-майоры с назначением командиром 3-й бригады 19-й Пехотной дивизии. Осенью 1917 г. он подает в отставку и возвращается в Ингушетию. Участник Белого движения с 1919 года. С октября 1919 г. по март 1920 г. являлся Правителем Ингушетии от Добровольческой армии Юга России. После гражданской войны остался в Ингушетии. Генерал С.Бекбузаров в своих воспоминаниях о службе в Добровольческой армии отмечал: «...При тех сложившихся обстоятельствах я старался, в меру своих сил, помочь своему народу». Репрессирован. Скончался в 1930 году. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16/01.1981 года генерал-майор российской Императорской армии Сосланбек Бекбузаров реабилитирован (посмертно).
Генерал-майор российской Императорской армии. Кадровый военный. Кавалер золотого Георгиевского оружия. Родился 4 ноября 1863 г. в с. Сурхахи, Владикавказского округа Терской области. Окончил Ставропольское казачье юнкерское училище. Вся его военная служба прошла в казачьих частях Императорской армии. Служил в 1-м Сунженско-Владикавказском полку Терского казачьего войска. Участник русско-японской войны (1904-1905 гг.). Командовал 6-й (Ингушской) сотней Терско-Кубанского конно-иррегулярного полка Кавказской конной бригады, в чине есаула. Высочайшим приказом по Кавказскому военному округу от 1/02.1906 года за отличие в боевых действиях против Японии производится в Войсковые старшины (подполковник), затем приказом Войскового штаба Терского казачьего войска командовал тремя сотнями 2-го Горско-Моздокского казачьего полка. Высочайшим приказом по Кавказскому военному округу от 22/09.1910 года производится в полковники с назначением командиром 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска.
Участник Первой мировой войны (1914-1918 гг.). Командовал Отдельным кавалерийским казачьим отрядом на Кавказском фронте. В 1915 году Высочайшим приказом по Военному министерству полковнику Нальгиеву Эльберту присваивается звание генерал-майора с переводом во 2-ю Кавказскую казачью дивизию командиром 1-й Кубанской казачьей бригады. В этой бригаде Эльберт прослужил до сентября 1917 года. Кавалер золотого Георгиевского оружия и 9 боевых орденов Российской империи, Персии и Бухарского эмирата. Скончался в 1918 году.
Генерал-майор российской Императорской армии. Кадровый военный. Родился 26 июля 1868 года в г. Владикавказе, административном центре Терской области. Окончил Владикавказское реальное училище и Елизаветградское кавалерийское училище. На военной службе с 1885 года, – всадником в 45-м драгунском Северском Его Величества короля Датского полку. После окончания военного училища производится в офицерский чин корнета. Служил в 19-м драгунском Елисаветградском полку, в 1-м Дагестанском конном полку 3-й Кавказской казачьей дивизии, поручик. Занимал ряд командных должностей – от командира сотни до командира дивизиона. В 1904 году производят в чин подполковника, в 1909 году в – полковники. В 1911 году командует Осетинским конным дивизионом, где умелым командованием сумел восстановить воинскую дисциплину и предотвратил его расформирование. Участник Первой мировой войны 1914–1918 гг. Воевал на Западном фронте. Командовал 1-м Дагестанским конным полком (1915 г.). Высочайшим приказом от 31/10. 1915 года за боевые отличия полковник С.Мальсагов производится в чин генерал-майора кавалерии. Осенью 1916 года назначается командиром 1-й бригады 3-й Кавказской казачьей дивизии. Летом 1918 года возвращается на Кавказ. Участник Белого движения. С 1919 года находился в составе формируемых Вооруженных сил Юга России (ВСЮР). В марте–июле 1919 года являлся Правителем Ингушетии. Позже был представителем Ингушетии при штабе Добровольческой армии в г.Екатеринодаре. С 1920 года в эмиграции. Жил во Франции и Польше. В годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. работал в Европейской организации Международного Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Кавалер многих боевых орденов Императорской армии.
Генерал-майор российской Императорской армии. Родился 17/05.1865 г. в селении Кескем, Владикавказского округа Терской области. Окончил Ставропольскую гимназию и военные курсы в Московском пехотном юнкерском училище. В 1887 году поступил на военную службу вольноопределяющимся в 73-й Крымский пехотный полк. Высочайшим приказом от 10/08.1889 г. произведен в подпоручики. Командиром роты ратников государственного ополчения в 44-м пехотном Камчатском полку. За время военной службы занимал ряд командных должностей. Участник русско-японской войны 1904-1905 гг. Воевал в Маньчжурии. В октябре 1913 года Высочайшим приказом Укуров Т. производится в чин полковника. Участник Первой мировой войны 1914-1918 гг. Воевал на Западном фронте, командиром 44-го пехотного Камчатского полка. За личную храбрость и боевые отличия проявленные в бою с австрийцами 26/08. 1914 г. в Галиции был удостоен одной из почетных боевых наград – золотым Георгиевским оружием. В августе 1915 года после тяжелого ранения вышел в отставку и Высочайшим приказом досрочно был произведен в чин генерал-майора. В 1918-1920-х гг. принимал активное участие в становлении национальной государственности Ингушетии и в общественно-политической жизни Ингушетии. Один из активных членов «Союза объединенных горцев Северного Кавказа» (1918 г.). Занимал ряд должностей в органах власти Горской советской республики (1921-1924 гг.). Кавалер многих боевых орденов Императорской армии. Скончался в 1934 году.
Штабс-ротмистр Ингушского конного полка. Кавказской Туземной конной дивизии (Дикой дивизии).
Удивительна и неповторима судьба этого блестящего офицера. Родился в 1857 г. в семье офицера российской Императорской армии. Окончил Владикавказское реальное училище. Военную службу начал всадником в Лейб-гвардии Кавказском эскадроне Собственного Его Императорского Величества конвое. Позже закончил Ашхабадское военное училище, служил обер-полицмейстером г.Ашхабада Туркестанской области. За превышение служебных полномочий в 1909 г. был смешен с должности, вернулся на Кавказ, затем перебрался в Персию. В 1910–1914 гг. участвовал в гражданской войне в Персии: воевал в армии персидского шаха из династии Каджаров. За боевые отличия и полководческий талант был произведен в чин полного генерала кавалерии Персидской армии (к 1914 г.). Осенью 1914 года, после объявленной императором Николаем II амнистии вернулся в Россию, на Кавказ. Сложив с себя золотые генеральские эполеты вступил простым всадником в Ингушский конный полк Дикой дивизии. В составе полка прошел всю Первую мировую войну. До получения первого офицерского чина личной храбростью заслужил в боях все четыре степени Георгиевского креста – став полным Георгиевским кавалером. Находясь на службе в Ингушском полку, вновь дослужился до офицерского чина – штабс-ротмистра (к 1917 г.). Осенью 1917 г. вместе с полком возвратился на Кавказ. Весной 1918 года эмигрировал во Францию. Скончался в 1928/29 г. в Париже.
Выдающийся государственный и политический деятель Северного Кавказа и Ингушетии начала XX века, ученый, просветитель, публицист, видный представитель кавказкой эмиграции. Один из основоположников ингушской национальной государственности.
Родился 3 мая1882 года в селении Насыр-Корт, Владикавказского округа Терской области в семье офицера российской Императорской армии. По окончании Владикавказского реального училища дальнейшее образование получил в Германии. Учился в Дерптском политехническом институте и в Йенском университете. Был известным экономистом своего времени, занимался гуманитарными науками и литературным творчеством. В 1902 году им был создан первый проект Ингушской азбуки на основе арабской графики. В России до 1917 года занимал высокий пост Вице-директора Департамента земледелия Министерства сельского хозяйства России. Автор более 150 научных статей и публикации по экономике сельского хозяйства и истории Кавказа и России, политологии, исламу и местному самоуправлению народов Кавказа изданных в России, странах Европы и Ближнего Востока в 1905 – 1960 гг. В 1917 г. принимал активное участие в политической жизни Северо-Кавказского края. Один из руководителей первой общественно-политической организации горцев - «Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана», входил в ЦК организации. Председатель Ингушского Национального Совета (1918).
Приложил много усилии для создания, полноценного развития и международного признания первого в мировой истории государства северокавказских горцев – Республики Союза горцев Северного Кавказа, позже получившей официальное название – Федеративная (Горская) Республика Северного Кавказ (1918-1920 гг). Именно в его составе Ингушетия впервые оформилась как полноправный субъект федеративного государства. Независимость Федеративной Республики Северного Кавказа была признана де-юре Турцией, Германией, Польшей и Болганией, де-факто правительством Великобритании. Джабагиев Вассан-Гирей автор Декларации независимости Федеративной (Горской) Республики Северного Кавказа от 11 мая 1918 года, и один из авторов Конституции. По его предложению основой в строительство первого государства горцев была заложена демократическая кантоновая система Швейцарской республики. Он видел будущий объединенный Кавказ как «Швейцарию на Востоке». В 1920-1961 гг. находясь в эмиграции жил во Франции, Германии, Польше и Турции. Будучи убежденным антикоммунистом на международной общественно-политической арене активно боролся за политические права горцев Кавказа. В 1922 году, при активной поддержке кавказской эмиграции создаёт в г.Стамбуле Комитет независимости Кавказа – «Союз политических организации Северного Кавказа, Азербайджана и Грузии», которым руководил из Западной Европы. В 1927 году возглавил в Польше одну из эмигрантских общественно-политических издании (1927 г.). В годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. посвятил себя гуманитарно-миротворческой деятельности, помогая жертвам войны – военнопленным и беженцам. Особенные усилия прилагал в оказании всесторонней помощи военнопленным-кавказцам по линии Организации Международного Красного Креста и Красного Полумесяца. Скончался 18 октября 1961 года в г.Стамбуле.
Выдающийся лекарь Ингушетии конца XIX - начала XX вв. из селения Мецхал. В своей работе «Из культурного прошлого вайнахского народа» кавказовед и этнограф Ч.А.Башир приводит два примера, записанных со слов очевидцев, доказывающих, что сложным хирургическим искусством трепанации черепов обладали и ингушские лекари. Первый пример описывает операцию проведенную ингушским лекарем и народным хирургом Бунхо Точиевым:
«В одном из вооруженных столкновений (дело было перед революцией) житель ингушского селения Мецхал – Котиев Исмаил Хукенович – получил сабельный удар в голову. Больного привезли в тяжелом состоянии во Владикавказский госпиталь. Осмотрев раненого, врачи отказались что-либо сделать. Череп был буквально разрублен на две части – от мозжечка до переднего мозга. Родственники забрали Котиева домой, чтобы он умер в кругу родичей. Приходили односельчане и выражали свои соболезнования. Пришел и мецхальский народный хирург Точиев Бунхо. Взглянув на раненого, он вызвался помочь. И проделал сложную операцию. Тщательно очистил рану, причем мелкие раскрошенные кости из мозга вылизывал языком, вытирая каждый раз язык чистой тряпкой. После этого Бунахо Точиев велел зарезать курдючного барана. Он тут же отделил часть курдюка и, разрезая на тонкие ломтики, стал вкладывать в рану.
Потом Точиев перевязал больному голову. Операция прошла успешно. Исмаил Котиев выздоровел и не только не потерял умственных способностей, но даже не страдал головными болями и прожил после этой операции еще 40 лет».
И другой пример: «Однажды один из жителей селения Алкун (горная Ингушетия), свалившись с дерева, ударился головой об пень. На нечеловеческие крики пострадавшего сбежались односельчане. Больного с пробитой головой доставили к местному «хирургу» Бузуртанову Бунхо Бурсаковичу (его отец, Бурсак, тоже был известным лекарем), который установил, что вмятый твердый костяной покров, соприкасаясь с мозгом, причиняет пострадавшему страшные боли. Необходимо было срочное хирургическое вмешательство. И Бунхо Бузуртанов проделал смелую операцию: разрезал крестообразно кожу на ушибленном месте, раздвинул ее специальными инструментами и, оголив черепную поверхность, стал скоблить кость гамом. Выскоблив ушибленное место черепа, хирург почти обнажил травмированную часть мозга. После этого Бунхо Бузуртанов взял бараний рог, подставив его к ране широким концом, стал резко всасывать воздух. Твердый костяной покров отстал от ушибленного участка мозга. Больной успокоился. Затем «хирург» извлек теплый мозг из только что забитого козленка и приложив его к свежей ране больного, перевязал. Операция прошла успешно. Больной совершенно выздоровел. Правда, с тех пор односельчане подшучивали над ним и любой его проступок относили за счет козлиного мозга».
Градоначальник Баку. Боевой офицер. Корнет Ингушской сотни ТерскоКубанского конного полка. Участник русско-японской военной компании. После революции Верховный суд Азербайджана расмотрел дело Бакинского градоначальника Гудиева Г. А. по обвинению в контрреволюционных выступлениях по политическим вопросам и приговорил его к высшей мере наказания – расстрелу.
Обжалование приговора было не разрешено. Осталось прощальное письмо к жене Тамаре, где есть такие слова: «Коммунистам нужна была крупная фигура для показа и запугивания. Могу сказать, что я ни в чем предъявленном мне обвинении не виноват. Прошу срочно выехать с детьми к отцу в Москву, а оттуда в Париж к брату, но при этом не отрывай детей от ингушей и от старшего сына Ахмеда. Вместе им будет легче. Надеюсь, что когда-нибудь этот жестокий век беззакония и репрессий закончится».
Чахки Ахмада Башир. Из культурного прошлого вайнахского народа. Рукопись. С.44.