Народная артистка Республики Ингушетия.
Любовь Эсмурзиева ворвалась в театральный мир Грозного восьмидесятых годов, словно комета, и сразу стала кумиром... На нее шел зритель, ей подражали девочки-подростки, ее обожали поклонники таланта.
В большой многодетной семье она была пятым ребенком. Отец Багаудин уделял пристальное внимание учебе детей, заставляя всех школьников в семье ежевечерне показывать дневники, сам проверял уроки. В выборе профессии дети были вольны, с детства отец внушал необходимость полезности избранного дела народу, а уж кем они станут во взрослой жизни — выбирать самим. Все восемь детей Багаудина Эсмурзиева, строителя по профессии, и Кейпы Шанхоевой, очень щедрой, доброй и хлебосольной красавицы, росли в атмосфере любви, семейного тепла, отцовской строгости и материнского внимания, впитывая самые лучшие человеческие качества вместе с эстетическими и художественными впечатлениями. Они не помнят общения родителей в доме на повышенных тонах, как и не помнят своего детства без родственников, опекаемых отцом, живших долгие годы вместе с ними; одинокие, бездетные тети с материнской и с отцовской стороны Багаудина, которых он нашел и привез из Казахстана, троюродные братья и сестры, дяди и тети. Мама Кейпа готовила в больших кастрюлях, чтобы хватило на всех, а ее дети ели последними, иногда ждали, пока снова приготовится еда. До сих пор сохранилась традиция в своих семьях, — готовить много, вкусно и красиво, как учила мама. «Зачем нужен дом, — говорила она, — если в нем нет гостя?! Я привыкла жить с людьми, весело и шумно, и уже не могу без них».
В детстве, слушая пластинки известных мастеров сцены, она увлеклась пародией, — и часто вечерами пародировала Нину Русланову, Илью Ильинского, Ираклия Андроникова, Людмилу Гурченко, развлекая домашних. Уже тогда зарождался талант будущей звезды сцены, а когда она поступила учиться в шестой класс «Интерната Горянок» в Грозном вместе с младшей сестрой Золобан, ее способности заметили педагоги. Девочек готовили к взрослой жизни, обучая всем необходимым навыкам, растили в них будущих достойных дочерей Отчизны. Дружба интернатская сохранилась на всю жизнь.
Воспитание в семье и учеба в интернате создали идеальный портрет ингушской девушки, которая, после окончания ЛГИТМиКа, работая в театре в Грозном, носила длинный рукав и полностью покрывала голову — в те годы это было музейной редкостью.
«У Любы высокое чувство сцены, она умеет жить на сцене, гармонично вписываясь в общую канву спектакля» — считает Народная артистка Ингушетии, мастер сцены Айшет Кодзоева. Эсмурзиева — высокоталантливый человек, красивая актриса с широким актерским амплуа, которой подвластна высокая трагедия, истинная лирика и искрометная комедия. В каждой роли — изюминка, искорка, темперамент и чувство сцены.
«Выстрел из кремневого ружья» — спектакль ингушской труппы, поставленный Магометом Цицкиевым в 1979 году, зрителем был тепло принят и оценен высоко театральной критикой. Театр говорил, открыто со зрителем, о катастрофическом падении нравов, потере вековых традиций и обрядов, дошедших до нас, благодаря усилиям отцов и дедов. Актриса блистала, не затерявшись в прекрасном ансамбле.
Любовь Эсмурзиева полярна и многогранна; ее Зара в «Моем мальчике» Саида Чахкиева — сплав ингушского эздел в сочетании с беспредельным юмором. Театр поднял данную постановку на такую высоту актерского существования, приняв режиссерский замысел за основу, что зритель уходил со спектакля, унося с собой массу комичных, смешных реплик, точно поданных и сыгранных артистами, впоследствии становившихся истинно народным юмором. Эсмурзиева — актриса, не боящаяся на сцене выглядеть некрасиво, если того требует образ. Образы Эсмурзиевой — жизненны, узнаваемы и любимы, потому она запоминалась с первой игры, и на нее шел зритель.
Леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера в исполнении Эсмурзиевой — существо властное и жалкое, потерянное и несчастное. Женская судьба, со свойственной ей хрупкостью, показана актрисой на пределе возможного. Последний монолог покинутой женщины звучал как заклинание, мольба и прощение, как приговор поруганной судьбе одинокого беззащитного существа, но не прощенного и не принятого. Это была сильная и трагичная сцена, где зритель не мог без слез слушать последнюю жестокую исповедь истерзанной женской души.
Она играла много и интересно: «Принцесса» в «Снежной королеве» Е. Шварца, Эсет в «Когда гибнут сыновья» Саида Чахкиева, Тася в «Когда арба перевернулась» Отиа Иоселиани, Марья Антоновна в «Ревизоре» Гоголя.
Жаль, что мы не имеем видеоматериалов тех лет, они бы могли лечь в основу музейного наследия театра, о котором, кстати, еще никто и не задумывался. Любовь Эсмурзиева воспитала прекрасных дочь Лейлу, сына Мустафу, посвятив им всю себя без остатка. Воспитанность и красота ее детей — самый высший подарок судьбы Женщине с большой буквы, Мастеру сцены, народной артистке Ингушетии!
«На сцене проживаешь жизни своих героев, пропуская через себя всю мощь их судеб, они не отпускают, заставляя пересматривать и заново проживать весь ролевой материал. Меня постоянно до сих пор манит та или иная роль, хоть столько лет и не играю. Это болезнь хроническая, она не уходит никогда от того, кто знает, что такое сцена. Актер — особый материал, быстро изнашивающийся, выкладывающийся без остатка на сцене, творящий со зрительным залом невообразимое. Театр не прощает измен, тем он и прекрасен», — отмечает Любовь Багаудиновна.
Эсмурзиева не играет последние годы на сцене, но то, что создано и подарено ею нам, — бесценно. И должно остаться в истории ингушского народа как пример искреннего мужества и преданности, любви, добра и терпения.
Дугурхан Кодзоева
Директор ГУ «Студия искусств» г. Назрань — кладези талантов и одаренных детей, отмеченных многочисленными премиями, как в России, так и за рубежом. Человек удивительного обаяния, интеллигентный, творческий, обладающий безупречным вкусом. В студии функционируют отделения «Фортепьяно», «Гитара», «Хореография», Детский Юмористический телепроект «ГIолгаш» (автор проекта — З. Долакова), «Музыкальный театр», «Телестудия». В студии, как в творческой лаборатории, возникают воспринимаемые «на ура!» новаторские образовательные идеи, которые становятся предметом обсуждения и изучения. Такие, например, как создание воспитанниками студии нашумевшего фильма «История одного класса» и др., являющихся результатом коллективного творчества воспитанников, практической реализацией на практике их умений, навыков, креативных идей. Особая страница в жизни студии — знакомство с творчеством современного немецкого композитора с мировым именем М. Шмитца, подарившего студийцам детские альбомы своих произведений. Юные музыканты, исполнив эти произведения и отправив Шмитцу, добились того, чего не добилась бы армия дипломатов: композитор открыл для себя Ингушетию с самой прекрасной ее стороны. Зара Долакова — мама двух сыновей и двух дочерей, которыми может гордиться не только Ингушетия.
Директор Государственной филармонии им. А. Хамхоева, Заслуженный работник культуры РИ. Поэт-песенник, исполнитель собственных песен. Один из признанных лучшим ведущий творческих и иных торжественных мероприятий в республике и далеко за ее пределами. В прошлом — один из первых телеведущих. Работал на ГТРК «Ингушетия», в министерстве культуры Республики Ингушетия ведущим специалистом.
Заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия. Роза прославилась благодаря уникальному искусству ковроткачества. В коллекции мастерицы более ста изделий, среди которых работы с изображением природы и животных, а также ковры-портреты. А самый маленький ковер сотканный мастерицей свободно умещается на женской ладони. Роза является участницей международных и всероссийских выставок по прикладному искусству.
Заслуженная артистка Республики Ингушетия. Автор и исполнитель собственных песен на ингушском и русском языках, многие из которых посвящены любимому городу-герою Малгобек, народным героям, матери. Заслуженный работник культуры Республики Ингушетия. В настоящее время работает в Малгобекском культурном центре.
Собирательница и исполнительница ингушского песенного и музыкального фольклора.
После окончания Грозненского музыкального училища работала в Чечено-Ингушской государственной филармонии, солисткой Чечено-Ингушского гостелерадио, после начала чеченской войны работала в Ингушской государственной филармонии им. А. Хамхоева, в настоящее время живет в Бельгии, где выпустила два песенных аудиоальбома.
Голос Хадижат завораживающий, устремленный в космическую высь и к душе слушателя, в нем широта и задушевность. Так когда-то изливались в песне Лидия Русланова и позже Людмила Зыкина. В песнях Хадижат Ахциевой вся жизнь ингушской женщины: скромность и задор, печали и заботы, размышления и тревоги горянки. Собранные ею песни и мелодии, отточенные веками шедевры народного творчества, их еще предстоит пропеть-сыграть на сцене. И не только в Ингушетии...
Директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия. «Художники — представители особой творческой профессии, требующей вдохновения, нуждаются для реализации своих способностей еще и в материальной подпитке. Возможностями же для этого из-за отсутствия в Ингушетии художественных салонов, выставочных залов, заказов, они не располагают. Наш музей, организуя выставки, выставки-распродажи дает возможность продемонстрировать широкой публике потенциал не только профессионалов, но и самобытный талант народных умельцев. А ими, как показывает опыт, Ингушетия весьма богата. Моя мечта, продемонстрировать шедевры ингушских мастеров в лучших музеях России и за рубежом».
Единственный в Ингушетии мастер по ювелирной отделке оружия и кинжалов, владеющий филигранным ремеслом. Азы мастерства по художественной обработке металла освоил в художественном училище г. Орджоникидзе (Владикавказ). А заняться этим делом профессионально смог только годы спустя, когда брат подарил ему необходимое оборудование, купленное на московском «блошином» рынке. Это был поистине царский подарок в то время. Некоторые инструменты из первого набора служат мастеру до сих пор. Предпочитает работать с серебром: «Это живой металл, серебро сразу реагирует на самочувствие своего владельца. Если заболеет он, то изделие непременно почернеет. Серебро берет все на себя, вытягивает болезнь».
Дирижер, член жюри ряда международных музыкальных конкурсов, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия. Человек уникальной работоспособности, преданно служащий музыкальному искусству с ранней юности. Мадинат окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского (факультет хорового дирижирования), Ленинградскую государственную консерваторию (факультет оперно-симфонического дирижирования). Ее имя и дирижерская палочка известны всему миру — в Нью-Йорке, Кембридже, Бостоне, в Латинской Америке и России. После многих лет работы за рубежом, вернулась в родную Ингушетию, занимается преподаванием, передает свой богатейший опыт и знания молодежи.
Артистка театра и кино, исполнительница ингушских народных песен, заслуженная артистка Российской Федерации, заслуженная артистка Чечено-Ингушской, Северо-Осетинской и Абхазской АССР. Неугасимая звезда, легендарная Шахерезада советского кино. Египтяне говорят: «Мир боится времени, а время боится пирамид». Смотришь на Тамару и видишь вечно юные глаза, огромные как бесконечное ночное небо с искорками звезд, и кажется — прямо сейчас она запоет что-то древнее, задушевное, закружится в плавном девичьем танце и женщины начнут подпевать ей, и мужчины ринутся сопровождать её в танце...
Талантливый композитор, член Союза композиторов России, Заслуженный работник культуры РИ. Окончила грозненское музыкальное училище, краснодарский государственный институт культуры, ростовскую консерваторию им. С. Рахманинова по классу композиции. Почти тридцать лет работает в назрановской школе искусств. Является ее руководителем. За годы работы она воспитала целую плеяду признанных музыкантов. В их числе, оперная певица, лауреат международных конкурсов Хава Яндиева. Зарема сочетает творческую жизнь с общественной, являясь депутатом городского совета.
Директор государственного музея краеведения им. Т. Мальсагова. За период многолетней работы М. Сагова, музей, состоявший из одного отдела, стал культурным центром, где функционируют этнографический, исторический, археологический и художественный отделы. Магомед руководит работой по созданию каталога музейного фонда Республики Ингушетия, публикует статьи в журналах и газетах, готовит передачи об участниках ВОВ и Героях России. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Ингушетия», награжден орденом «За заслуги».
Певица, хранительница народного фольклора, музыкант, руководитель государственного фольклорного ансамбля песни и танца «Магас», заслуженная артистка России, народная артистка Республики Ингушетия. В Ингушетии гармошка «женский» инструмент — мужчины со слабым полом даже и не рискуют соревноваться. Раиса Евлоева непревзойденный виртуоз игры на национальной гармонике, с ней она не расстается уже полвека.
Ее песни — целая эпоха в жизни ингушского народа. Их знают, любят и представители старшего поколения, и молодежь. Раиса Евлоева — талантливая самобытная певица и музыкант, с первых шагов в искусстве стала, пожалуй, самым ярким пропагандистом ингушского национального песенного и музыкального творчества. Благодаря ей многие полузабытые, старинные мелодии и песни получили второе рождение. Она является уникальным носителем классической ингушской речи — поет так, как нужно петь на этом древнем и богатом языке. Замечательная гармонистка не только сама виртуозно владеет инструментом, но и делится своим мастерством с многочисленными учениками.
Талантливый живописец. Первоначальное художественное образование получил в художественной школе г. Владикавказ, но, к сожалению, так и не окончил ее. Тем не менее, тяга к художественному творчеству не покидала его. После окончания средней школы и службы в армии Зелимхан твердо решил стать профессиональным художником, несмотря на настойчивые уговоры родителей получить другую профессию. В Ленинграде поступил в высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной. Художник вспоминает счастливые студенческие годы и с особой благодарностью говорит о своих преподавателях — Лазареве, Ратницком, Гробовенко, Лаврентьеве.
Артист Государственного драматического театра им. И. Базоркина, и студии театра и кино «БАРТ», народный артист Республики Ингушетия. Один из самых узнаваемых артистов в Ингушетии, учился у замечательного мастера сцены — заслуженного артиста Российской Федерации Магомеда Цицкиева. Если сказать, что Ахмед актер комедийного жанра, то в общем это будет верно — именно комедийно-сатирические роли в телевизионных выпусках «Творческого объединения „Зокх“», сделали его любимцем ингушской публики. Но все же творческий потенциал артиста гораздо шире, если случай предоставит возможность, он раскроется как большой мастер высокого жанра.
Актриса Ингушского государственного драматического театра им. И. Базоркина, Студии театра и кино «БАРТ», поэт и драматург, народная артистка Республики Ингушетия. «Не мыслю жизнь без театра. Двадцать лет назад ингушский театр переехал из Грозного в Назрань. Наш переезд по сути дела был стихийным. Первые несколько месяцев искали пристанище. Наконец, театр обрел сцену в городском Дворце культуры и уже в июне 1993 года дал первый спектакль — «Ханума» Цагарели. Несмотря на нелегкую сегодняшнюю действительность, люди приходят в театр, значит — мы нужны. И когда поднимается занавес, оживает сцена, замирает зал, мы смеемся и грустим, размышляем, задумываемся, мечтаем, учимся видеть вокруг прекрасное. Дыхание в такт, биение сердец в один ритм, артисты и зрители... Жизнь продолжается!»
На протяжении более двух десятков лет она шьет национальные и свадебные наряды. Умение шить переняла у своей матери, которая, как и бабушка Зины, была искусной швеей. Бабушка охотно передавала ей свое мастерство, она же учила ее вязанию, а мама неохотно делилась с ней секретами швейного дела, считая, что это слишком тяжелый труд.
Зина получила два высших образования: инженер-технолога и филолога. Работала на инструментальном заводе, затем учителем в школе, но с любимым занятием, шитьем, не расставалась. Оно стало основным делом ее жизни. Благодаря ее искусству ингушские девушки, выходя замуж, стали все чаще выбирать в качестве свадебного наряда (даже за рубежом), не европейское платье, а «чукхи», где неизменным сохраняется фасон и обязательными аксессуарами остаются: шапочка, нагрудник, пояс и кошелек. Цвет и отделка «чукхи» могут быть разными. Зина мечтает воссоздать древние ингушские костюмы разных исторических периодов.
Интересны ее работы и в области флористики, икебаны, вышивания. Она успевает совмещать основную работу с работой в пошивочном цехе театра им. И. Базоркина, а также шить костюмы для национальных танцевальных коллективов. Зина — лауреат многих конкурсов, республиканских и общероссийских. За пропаганду народных традиций, за мастерство ей присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РИ.
Вокалист высшей категории. Автор и исполнитель многих популярных песен на родном, чеченском и русском языках. Алаудин успешно выступает с сольными концертами во многих городах России и Казахстана. Заслуженный артист РИ. Лауреат многих республиканских, а также всероссийских конкурсов и фестивалей, обладатель высшей музыкальной награды Северного Кавказа «Золотой микрофон», а также Почетного диплома «Общественное признание за вклад в развитие цивилизации Кавказа».
Народный художник Республики Ингушетия, член Союза художников Российской Федерации. Окончила Краснодарское художественное училище. Работает в реалистическом направлении изобразительного искусства в жанре пейзажа, портрета, натюрморта. Картины художницы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия и в частных коллекциях.
Композитор, Председатель Союза композиторов РИ, член Союза композиторов России. Награждена высшей музыкальной наградой Кавказа «Золотой микрофон», с включением в книгу «Знаменитые женщины Кавказа XXI века», как первый профессиональный ингушский композитор. В 2007 г издаются сборники: «Ингушские мелодии для национальной гармоники и аккордеона». Фариза — разножанровый композитор. В ее творчестве сочетаются вокальная музыка, фортепианная, симфоническая, оперная, а также народные мелодии.
Народный художник Республики Ингушетия. Окончил Северо-Осетинское художественное училище. Несомненный талант живописца позволил ему, еще студенту, участвовать в республиканских и всероссийских выставках в Москве, Ставрополе, Ростове-на-Дону и др. Лейтмотивом его живописи является стремление к духовному совершенству.
Хож-Ахмед занимается археологическими исследованиями, является автором множества публикаций по этнографии Ингушетии. Его творчество им еет ярко выраженную историческую направленность. По его эскизам воссозданы средневековые костюмы ингушей. В исторических портретах Хож-Ахмеда, как «Амазонка», «Девушка в курхарсе», обращает на себя внимание владение автором историческим материалом, позволившим ему воссоздать предметы и украшения аланского периода. В настоящее время художник преподает в Назрановской детской художественной школе, при этом активно занимается творчеством, совершенствуя свое мастерство.
Главный специалист отдела научных исследований Государственной архивной службы Республики Ингушетия, заслуженный работник культуры Республики Ингушетия. Советник государственной службы РИ 1-го класса. Скрупулезный, ответственный и необычайно талантливый исследователь прошлого. Исса — человек с безупречным вкусом и чувством меры, которые в сочетании с высоконравственными принципами позволяют ему добиваться значительных результатов. Сфера научных интересов — история Кавказской войны XIX века, история горской (ингушской) военной интеллигенции в Российской императорской армии, история научной деятельности русских и иностранных ученых и путешественников в исследовании Ингушетии в XVI-XX вв. Автор более 30 научных статей и публикаций, подготовил и издал две монографии, введя в научный оборот вновь выявленные архивные документы и материалы.
Театральный режиссер, актриса, ведущая авторской программы «Кавказский дневник Розы Мальсаговой» на «Радио франс интернасьональ», заслуженная артистка Чечено-Ингушской АССР, народная артистка Республики Ингушетия. Представлять публике Розу сложно. Сложно потому, что человек она неординарный. Сложно потому что трудно выбрать сферу общественной деятельности, в которой она наиболее ярко себя проявила. Она одинаково привлекает к себе внимание всюду, где появляется: актриса, театральный режиссер, сценарист, руководитель театра, редактор сайта, журналист, лидер протестного движения, политэмигрант, мать и хозяйка. И в любой своей ипостаси она не втискивается в границы, очерченные для всего среднего, обычного. Также сложно найти единственное прилагательное, чтобы им определить характер Розы. Энергичная, думающая, решительная, смелая, отчаянная, переживающая, надежная. И это далеко не всё.
Директор «Ингушского государственного Театра юного зрителя», народный артист РИ. Если судить о Кавказе по новостям в московских СМИ, то получается, что здесь только взрывают и обстреливают, а вся культурная жизнь сосредоточена в мечетях. Это все равно, что представлять жизнь в центральных российских регионах по телепередаче «Чрезвычайные происшествия». Между тем за кадром остается и другая реальность — обычная жизнь: спектакли в театрах, творческие вечера поэтов и прозаиков, выставки художников, эстрадные концерты и спортивные состязания... В Назрани действует Театр юного зрителя, начало которому было положено в 1938 году. Руководит театром Муса Хадзиев, сын заслуженного артиста России Хадзиева Магомет-Гирея. Театр дает 160 спектаклей в год, труппа гастролирует по России, участвует в театральных фестивалях. В этом году в ингушском ТЮЗе работает основатель белградского сербского театра кукол «Байкамэла» Амела Вученович — ставит с актерами ТЮЗа спектакль «Красивое как Солнце». Такова закадровая жизнь на Кавказе...
Генеральный директор Национальной библиотеки Республики Ингушетия, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги». О выбранном однажды деле своей жизни, Радима Абдуллаевна говорит так: «Библиотекарь — это удивительная профессия! Она питается тем, что помогает другим. Чем больше мы отдаем — тем больше нам остается. Мы благодарны всем, кто к нам приходит. Пока мы нужны читателям мы будем жить». Приняв аварийное здание бывшего кинотеатра в райцентре, она на пустом месте создала одно из самых важных и востребованных учреждений культуры республики — Национальную библиотеку Республики Ингушетия. Следующий этап — это мечта Газдиевой — создание в Магасе, в столице республики, Национального библиотечного Центра.
Заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный деятель искусств ЧИ АССР, народный художник Республики Ингушетия, Почетный член Российской академии художеств. При соприкосновении с искусством Мурата Полонкоева охватывает изумление от многообразия его работ. Живописец, скульптор и керамист, гравер и чеканщик. Благодаря удивительной работоспособности и творческой щедрости кажется, что художнику в работе, как птице в полете, легко и просторно. Мурат награжден высшей наградой Академии художеств России — золотой медалью за проект величественного памятника в г. Назрань — Жертвам политических репрессий.
Вокалист и исполнитель классических арий и романсов. На творчество и музыкальный вкус Османа Имагожева повлияли классические произведения европейских и русских авторов... И не случайно в его репертуаре значимое место занимают произведения, посвященные Родине, природе родного края и, конечно же, ее героям. Творческая деятельность Османа отмечена Почетной грамотой Министерства культуры России «За большой вклад в развитие музыкального искусства и патриотическое воспитание подрастающего поколения, многолетнюю работу».
В 1986 году поступил в Грозненский нефтяной институт имени академика М. Д. Миллионщикова. С 2000 года работает в «Мемориальном комплексе жертвам репрессий», в должности директора. С августа по декабрь 2010 г исполнял обязанности директора Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Награжден почетной грамотой за вклад в сохранении и развитии музейного дела, в 2010 г. почетной грамотой за многолетний плодотворный и добросовестный труд.
Искусствовед, культуролог, кандидат философских наук, докторант кафедры истории МГУ. Интересный собеседник, талантливый рассказчик с превосходным чувством юмора. Была доверенным лицом В. В. Путина на выборах Президента РФ. Вдова художника, историка, поэта, педагога Хасолта Акиева. Добивается возможности открыть музей, посвященный мужу, на территории Ингушетии.
Народная артистка РИ. Солистка государственной филармонии республики. На сцене более 17 лет. В ее репертуаре более ста песен эстрадного и народного жанра. Роза пробует себя в роли композитора, в частности композитора-песенника.
Заслуженная артистка РИ, солистка студии «Эстрада». Лауреат республиканских и международных конкурсов. На сцене более 15 лет.
Заместитель директора Ингушского Государственный музея краеведения им. Т. Мальсагова. Гости республики — посетители Музея краеведения с благодарностью вспоминают экскурсии, которые проводит лично заместитель директора З. Плиева. Увлеченный человек и профессионал высокого класса З. Плиева заряжает любовью и интересом к прошлому самого безразличного экскурсанта. За этой страстной любовью к родному краю стоит детальное знание традиций, этнографии, археологии и истории региона. Выставленные в витринах музея оригинальные экспонаты редкой красоты позволяют познакомиться с ювелирным, декоративно-прикладным и оружейным искусством ингушских мастеров. Большое впечатление производят фотографические экспозиции, посвященные истории участия представителей Ингушетии в войнах России. Ингушский краеведческий музей — это пример бережного, трепетного отношения к истории своего народа и России в целом, а люди, работающие в нем, истинные патриоты.
Режиссер. Руководитель Ингушского государственного театра им. И. Базоркина. Экс-министр культуры РИ.
Его беспокоит отсутствие государственной политики в республике в отношении национальной культуры. Два года назад став лауреатом XV юбилейной премии «Золотая маска» в Санкт-Петербурге, коллектив И. Чахкиева столкнулся с тем, что вместо признания они были лишены помещения в Городском Доме культуры.
Театр обосновался в стенах бывшего швейного объединения малоприспособленного для театральной деятельности. Спектакли приходится играть со сцены, площадью в 35 кв. метров перед зрительным залом на 60 мест.
Но, несмотря на такие условия, зритель идет в театр. За две недели до спектакля билетов уже нет. И это то, что обнадеживает талантливого режиссера, актера и патриота Иссу Чахкиева, считающего, что культура должна присутствовать везде и во всем.
Руководитель и балетмейстер детского хореографического ансамбля «Сунжа». Все горные реки стекаются в Сунжу. И название ансамбля символизирует единение. «В нашем ансамбле танцуют мальчики и девочки разных национальностей. Они хотят рассказать миру о том, как важно понимать друг друга, жить в согласии, без войн и терактов. Рассказать понятным без перевода языком танца. Кавказский танец сродни полету орла, где медленное парение сменяется молниеносным броском. Это танец свободного человека, танец парящей души; огонь, гром, грозовые раскаты и, вместе с тем, журчание горных рек. Ставим и казачьи танцы. Но танец — это, прежде всего, кропотливый труд. Дети сами понимают нужно выкладываться, то самое восхищение зрителя надо заработать. Они гордятся успехами ансамбля, гордятся тем, что после выступлений на самых различных площадках, ансамбль стал узнаваемым и популярным в России».