Главный научный сотрудник Института машиноведения имени А. А. Благонравова Российской Академии наук, доктор технических наук, профессор, «Почетный работник высшего профессионального образования».
Есть известная двойственность у научных теорий и открытий. Факт неоспоримый. Расщепление ядра — и благо, и беда. А до этого — изобретение пороха и динамита. Цивилизация — палка о двух концах. Комфорт и никудышная экология; развитие производства массового спроса, чтобы обуть, одеть и накормить народы — и горы отходов, истребление природных ресурсов. Благо и зло прогресса — две стороны медали. Что привнес компьютер, этот великий информационный инструмент в руках человечества? Он же создатель виртуального, холодного, бескровного мира, который захлестывает реальный. Уже над всей современной цивилизацией царит и повелевает ею информация. Один русский ученый включил информацию — то есть ее глобальность, плодовитость и самостийность — в одну из пяти причин грядущего конца света. Опасно бесконтрольное и бессмысленное накопление информации, оно усугубит профессионально-научное разделение отраслей и специалистов. Восторжествует неизбежная узкая специализация, а это делает проблематичным само понятие прогресса: ведь кто-то должен все и вся контролировать, увязывать в один гуманитарный, человеколюбивый узел. Однако накопленный объем научных познаний сегодня таков, что появление всеохватных энциклопедистов уровня Дидро, Вольтера, Канта, Паскаля или наших современников — Мигдала, Капицы-сына, Бестужева-Лады, — все маловероятней. Человек Возрождения ныне — реликтовый гуманоид. Ради покорения этой новой стихии создана организация под названием Всемирный информациологический парламент (ВИП) — Международный Союз общественных объединений, основная цель которого создание единого мирового информационно-сотового пространства и сообществ на базе единого информациологического мировоззрения и информациогенно-вакуумной картины мироздания.
Звучит грандиозно и несколько, на первый взгляд, претенциозно и туманно. На самом деле все гораздо проще. Мир должен свести к единому общепонятному и определенному положению всю взбунтовавшуюся планетарную информацию. Ввести, так сказать, стандарт информации, ее языка и целесообразности, как существуют, скажем, стандарты времени, пространства или меры весов.
В этой глобальной организации ВИП, основанной в 1997 г. во главе с А. Г. Харитоном, — лауреаты Нобелевской премии, генеральные секретари ООН и ЮНЕСКО, президенты республик (в том числе Назарбаев, Ниязов, Акаев), священнослужители, патриарх Алексий II, экс-мэр Москвы Ю. М. Лужков, мэр Торонто г-н Ластман и многие другие деятели науки и культуры России, Европы, Америки... В том же ряду и наш герой — академик Международной академии информатизации, доктор технических наук, профессор Московской государственной академии приборостроения и информатизации, уроженец Ингушетии Али Юсупович Албогачиев.
Академиком он стал 10 декабря 2002 г., пережив вторую молодость. Путь его к вершинам науки стремителен, жизнь его словно разворачивалась по особому сценарию. Родился в марте 1941 г. в селе Али-Юрт Назрановского района. Окончил ростовский машиностроительный институт по специальности «инженер-механик»; работал на Грозненском заводе «Красный молот»; преподавал в нефтяном институте им. М. Д. Миллионщикова в Грозном. Далее — Москва, на дворе 1969 год. Желание учиться дальше очевидно и непреодолимо. После окончания аспирантуры Московского института нефти им. И. М. Губкина и защиты кандидатской диссертации его ждет работа в сугубо секретном оборонном институте, укрывшемся в подмосковных лесах. В 1978 г. его жизненный путь и вектор научных интересов сходятся в Московской государственной академии приборостроения и информатизации. Здесь он удостоен новых званий, степеней и наград, стал доктором технических наук, профессором. За заслуги в области образования в 2001 г. получил нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Написал несколько монографий, учебников и более ста научных статей по проблемам технологии машиностроения и информатизации. Истинный ученый — всегда философ по сути, ведь он проникает в тайны мироздания... Открывая новое, надо оглянуться назад и подытожить сделанное, а главное (и вопреки расхожему представлению о некой кастовости, элитарности и аполитичности ученых) согласовать свою дерзкую идею с гуманитарным взглядом на жизнь. Наука должна быть гуманной.
Темы, которые разрабатывает академик А. Ю. Албогачиев, весьма внушительны и даже философичны. Его перспективный проект — проведение в рамках Международной академии информатизации исследований по информациологии. Название проекта — «Определение информационной единицы измерения и информационной системы координат для энергии, движения, массы, пространства и времени». Задача под стать демиургу.
Что ж, известному специалисту по информатике, королеве наук, это по плечу. А значит, конец света в очередной раз откладывается.
Муса Гешаев
Министр образования Республики Ингушетия, кандидат педагогических наук; заслуженный учитель Республики Ингушетия, «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Системно мыслящий и живущий человек. За плечами ингушского министра образования работа в общеобразовательной школе, первой частной в Ингушетии школе, коррекционной общеобразовательной школе-интернате. Вероятно, именно там Лемка Султановна нашла для себя девиз — педагогическое кредо: «Не навреди». Коллеги министра отмечают как главные достоинства своего шефа ответственность, человечность, любовь к людям и, разумеется, профессионализм. Международная академия общественных наук присвоила главе Минобразования Ингушетии Л. Измайловой звание «Министр года — 2009» с вручением гран-при Национальной премии «За обустройство Земли Российской» — «Золотой лавровой ветви».
Заместитель директора Археологического центра им. Е. И. Крупнова, старший научный сотрудник Ингушского НИИ гуманитарных наук им. Ч. Ахриева, заслуженный деятель науки Республики Ингушетия. В 2012 году Ингушетии, как республике в составе Российской Федерации, будет 20 лет. Юношеский возраст. И историю Ингушетии пишут молодые люди. Один из них археолог Умалат Гадиев, выпускник Ингушского государственного университета, образованного в 1994 году.
В неполные 35 лет У. Гадиев автор более 30 научных работ, посвященных проблемам древней и средневековой истории Северного Кавказа и один из авторов фундаментального труда «История Ингушетии».
Последняя его книга, «Археологические исследования на Северо-Восточном Кавказе», посвящена итогам охранных археологических работ, проведенных автором в Ингушетии и Чеченской республике в 2005-2006 гг. и археологическим раскопкам 2008-2009 гг. на храме Тхаба-Ерды VIII-IX вв.
Археологические раскопки У. Гадиева на храме Тхаба-Ерды позволяют утверждать с большой долей вероятности, что этот памятник в Горной Ингушетии является самым древним культовым сооружением христианства на территории современной России.
Директор гимназии № 1 г. Назрани, заслуженный учитель Республики Ингушетия, кавалер ордена «За заслуги» Республики Ингушетия, награждена золотым знаком отличия «Национальное достояние России», лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие школы России — 2006».
В момент, когда инновационные учебные заведения в России только зарождались, ее стараниями в Назрани появилась гимназия, создать которую она мечтала давно. Гимназия делала первые шаги, а у Марем уже была четкая концепция ее развития. Все делалось с нуля: учебные планы, организация учебного процесса, внедрение новые технологий обучения, а главное — формирование высокопрофессионального сплоченного коллектива педагогов-единомышленников.
Учеников не отбирали — брали всех. Первые «срезы знаний» с 50-60 ошибками у 75% учеников, до сих пор хранятся в школьном музее. Галаева по праву может гордиться своими достижениями и достижениями своих коллег — статистика показывает, что все 100 процентов их воспитанников становятся студентами самых престижных вузов страны.
Культ знаний, умение этими знаниями пользоваться, стремление к научным достижениям, творческим открытиям и спортивным победам закладываются в гимназистах еще в начальных классах. Здесь царит особый дух счастливой жизни — яркой, насыщенной, плодотворной, родство душ. О галаевской гимназии и о ней самой с уважением и восхищением говорят в профессиональном сообществе. Взглянув в глаза этой удивительной женщины, вы увидите тот ясный свет, что выделяет из толпы людей, отмеченных Божьей искрой. Таковы и все ее единомышленники.
Директор новой общеобразовательной школы, расположенной в живописном уголке с. Барсуки. Заслуженный педагог РИ, Заслуженный работник образования РФ, 33 года года в системе образования, 8 из которых в международных гуманитарных организациях по образовательным направлениям.
Экономист по образованию, работал в пресс-службе Президента РИ в 1993 г., впоследствии инженером в нефтяной отрасли республики.
Занимается самостоятельными, независимыми научными изысканиями философии ингушского языка и культуры.
Автор нескольких десятков публикаций по данной теме. Пишет стихи.
Его взгляд на происхождение древней культуры ингушей своеобразен. Всю материальную и духовную культуру он стремится объяснить через философию ингушского языка. Ингушский язык у Беслана Куккурхоева выступает как язык-философия и язык-религия древних времен.
Язык слит с духом и сознанием человека, в нем человек знает себя и свои мысли, чувства, ощущения как некое содержание своего разумного существа.
Своеобразная философская лингвистика Беслана Куккурхоева есть одна из попыток осмысления не просто истории народа, а истории его разума, когда-то произведшего на свет уникальную культуру ингушей.
Знание такой истории, которая позволяет гордиться духом и разумом предков, необходимо каждому народу для ощущения в себе своего национального достоинства, считает он.
Не только культуру ингушей, но и другие темы Беслан Куккурхоев пытается рассматривать через призму философии ингушского языка. Базовые принципы этой философии-языка не утратили своего значения до настоящего времени и по этой причине, убежден Б. М. Куккурхоев, данная философия может быть использована для исследования природы многих явлений.
Доцент кафедры русской и зарубежной литература ИнГУ, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Ингушского НИИ гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева. Область научных интересов ингушская поэзия и проза, кандидатская диссертация посвящена творчеству И.Базоркина. Изучала творчество Джемалдина Яндиева, Рамазана Цурова, Ахмеда Бокова, Мурада Картоева. В настоящее время — докторант Кабардино-Балкарского университета. Тема докторской — ингушская классическая проза 20 века. Свое жизненное кредо определила просто: «Везде своя специфика, но вне зависимости от места работы, главное — это Совесть. Без добросовестного отношения к делу, которым занимаешься, на мой взгляд, не приходится говорить о профессионализме, какими бы знаниями не обладал специалист».
Учитель русского языка и литературы, с 1999 года — заместитель директора по гуманитарному образованию, гимназии № 1 г. Назрани, заслуженный учитель Российской Федерации, Победитель конкурса «Лучший учитель РФ», проводимого в рамках приоритетного образования. Начала преподавать русский язык и литературу в школе в г. Грозном с 1965 года. Была учителем Марем Галаевой, которая создав гимназию, пригласила на работу свою Эссет. Во многом благодаря таким опытным педагогам как она, назрановская гимназия числится в списке 100 лучших образовательных учреждений национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
Убеждена, что успешное усвоение гимназистами знаний достигается любовью педагога к своей профессии, сердечным отношением к воспитанникам, пониманием их желаний, запросов и интересов. Только в этом случае, знания, получаемые в школе, способствуют рождению просвещенной и нравственной личности, ориентированной на созидание. Гордится тем, что ни один выпускник гимназии не был впоследствие отчислен из высшего учебного заведения за неуспеваемость или плохое поведение. Каким будет мир, страна, какими ценностями будет жить в будущем наше общество, определяется в сегодняшних школах. Свою лепту в это будущее вносит педагог Эссет Амерханова.
Старший научный сотрудник Ингушского НИИ гуманитарных наук им. Ч. Ахриева, кандидат филологических наук, работает над докторской диссертацией. Нет живучей языка, чем язык, выживший в изгнании. Ингуши знают об этом не понаслышке. В советское время родной язык использовался как правило лишь в быту, говорили на ингушском лишь в кругу близких. Лилия Увайсовна вернулась в Ингушетию после окончания МГУ им. М. В. Ломоносова, где написала о родном языке научную работу. Автор 6 книг из которых 4 словаря, монография и детская книга. И это только начало: еще многие материалы, собранные Лилией, ждут своего часа.
Заместитель директора по работе с одаренными детьми. Выпускница Пятигорского Государственного Лингвистического Университета, преподает французский язык.
Физик, докторант университета штата Мэриленд. Свою жизнь она мечтала связать с фундаментальной наукой. Своей мечте она не изменила — вот уже семь с половиной лет ее осуществляет. Поступать решила на физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Интерес Зулейхан к физике был заложен в стенах гимназии №1 Назрани.
— Главное, что дала гимназия, — это навыки сбора и систематизации знаний. Когда пришла в МГУ, я в этом плане выглядела более подготовленной, чем другие студенты. Несложно представить себе, что значит учиться на физическом факультете МГУ. Однокурсники — выпускники столичных школ с физико-математическим уклоном. Ты же девочка из южного захолустья. После первого курса стало легче.
Чуть-чуть усидчивости, упорства и все достигается. Область научных интересов Зулихан — квантовая электроника. Фотонные кристаллы, с которыми работала Зулейхан, — это частицы размерами в десятки тысяч раз меньшие, чем диаметр человеческого волоса. Результаты исследований в области взаимодействия лазера и подобных структур имеют перспективы в различного рода диагностике. Например, для получения мгновенных результатов анализа крови, воды, нефти и т.д.
Проект на стыке двух наук — химии и физики, она искала после окончания МГУ и среди проектов, которыми в форме гранта предлагали заниматься известные американские научные центры. Она остановила свой выбор на университете Мэриленда.
Она выдержала нешуточный конкурс. На одно место в ее проект претендовали по 15 молодых ученых.
Сейчас научная группа Зулейхан занимается разработкой материалов, которые позволят сделать те же планшетные компьютеры тонкими как лист бумаги. Завершение исследований, будет означать завершение аспирантуры и получение степени доктора наук.
Учитель математики гимназии № 1 г. Назрани, придумала как найти площадь n-угольной (и любой правильной) звезды. И теперь для этого другим уже не придется применять сложные математические расчеты. «В школьном курсе геометрии в основном изучаются выпуклые фигуры — треугольники, ромбы, параллелограммы, окружности. Меня заинтересовали, наоборот, невыпуклые, как, например, звезда. Чтобы ее построить, надо начертить окружность. Зная радиус круга, можно вычислить площадь. Эту формулу можно применить к любой звезде», — поясняет Лейла.
До сих пор площадь звезд находили с помощью нескольких сложных математических действий: сначала рассчитывалась площадь n-угольника, потом — треугольников, которые его ограничивают. По формуле Сапралиевой расчеты делаются гораздо проще.
Коллеги Лейлы и ее ученики первыми опробовали новую формулу.
Вскоре на педагогическом форуме в Санкт-Петербурге, в котором участвовали преподаватели из 72 регионов страны, она была рекомендована для использования в школьной программе. Ранее ингушской учительницей была выведена формула о решении некоторых кубических уравнений, которую оценили на Всероссийском конкурсе «Педагогические новации», где за это открытие Лейлу Сапралиеву наградили дипломом и медалью за вклад в российское образование.
Доктор политических наук, профессор, академик. Эксперт по международным и межэтническим конфликтам. Заслуженный деятель науки, заслуженный юрист Республики Ингушетия. Мусса — гражданин мира. Его дед в конце позапрошлого века воспитывался в семье грузинского князя Орбелиани.
В самый разгар осетино-ингушского конфликта 1992-го года Мусса приехал с вагоном гуманитарной помощи в Ингушетию из Казахстана, где его семья проживала со дня депортации. Муссе было предложено остаться в республике, так как специалистов катастрофически не хватало.
Позже он баллотируется в Народное Собрание РИ первого созывам и становится самым молодым депутатом, а затем и вице-спикером Парламента республики. Активно участвует в составе группы по переговорному процессу в «первую чеченскую».
Когда жители республики, старики, женщины и дети, взявшись за руки, пытались остановить колонны военной техники, Мусса находился в гуще этих событий.
Тема его докторской диссертации: «Политическая толерантность в разрешении этнических конфликтов».
Историк, художник, поэт, сотрудник Ингушского НИИ гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева.
Нурдин автор многих книг, научных и публицистических статей, художественной прозы, стихов для детей, художник-живописец, в общем, гуманитарий в самом широком смысле этого слова.
Острая реакция читающей публики на его работы свидетельствуют о смелости его научных суждений, умении выхватить-вычленить самые животрепещущие проблемы прошлого и настоящего.
Учитель начальных классов в средней школе горного села Ольгети. Тип русской учительницы, который, кажется, давно канул в лету. Учительницы, приехавший в самую что ни наесть глубинку и тихо, и от того не менее самоотверженно, без барабанного боя, многие годы, десятилетия, отдает себя работе. Человек, который четко обозначается в воспоминаниях о беззаботном детстве нескольких поколений. Человек, который неразрывно связан с самыми первыми опытами познания окружающего мира. Человек, вспоминая о котором в позднем возрасте нами овладевает светлая грусть. Грусть от осознания невозможности вернуться туда — в детство...
Дочь Валентины Николаевны — Ирина Юрьевна — после окончания ИнГУ приехала в Ольгетти и преподает историю в старших классах той же школы, с которой связала свою жизнь ее мать.
Преподаватель физики гимназии № 1 г. Назрани, заслуженный учитель Российской Федерации. Учитель Базоркин — личность легендарная. Более 50 лет преподает в школе. За эти годы подготовил победителей и лауреатов ежегодной международной научно-технической конференции «Старт в науку» при МФТИ, победителей республиканских, зональных и всероссийских предметных олимпиад по физике. Трижды удостоен гранта международной Соросовской программы образования в области точных наук.
А. С. Базоркин — талантливый педагог. С ним физика очень интересный предмет, для его учеников, каждый урок физики является открытием чего-то нового — удивительно интересного и целиком захватывающего воображение. От учителя зависит очень многое. Ведь даже если у ученика есть какие-то способности, есть интерес к какому-то предмету, все это может сойти на нет, если рядом окажется равнодушный или не очень хорошо подготовленный наставник. К счастью, есть те, кто нашел настоящего учителя.
— Я благодарен своему школьному учителю физики Ахмеду Базоркину, — говорит Тагир Аушев, выпускник МФТИ, ныне профессор японского научного центра высоких энергий (КЕК). — И эту благодарность выразил ему в своей кандидатской диссертации.
Словами благодарности вспоминают Базоркина многие десятки его учеников, получивших дипломы престижных Московского физико-технического института и физического факультета МГУ. Они востребованы в науке и других сферах жизни современного общества. Успехи учеников — не это ли высшая награда для учителя?
Учитель английского языка и ученица гимназии № 1 г. Назрани. В марте 2010 года заместитель Министра образования и науки РФ вручил Лолите Диплом победителя конкурса «Педагогический дебют-2010». В отборочном туре конкурса принимали участие 65 молодых педагогов из разных регионов страны. По условиям конкурса педагогический стаж учителей не должен был превышать 3 лет. Для участия в финале было выбрано 15 педагогов, в их числе оказалась и Лолита Амирханова.
Последним конкурсным заданием стал круглый стол на тему «Молодой учитель в XXI веке и современная школа». Жюри оценивало глубину и оригинальность раскрытия темы, находчивость и убедительность участников.
По итогам была определена пятерка победителей, среди них оказалась и Лолита Амирханова.
Ее победа в конкурсе — это оценка работы всего коллектива гимназии, ее бывших преподавателей, ставших теперь ее коллегами.
Директор Ингушского НИИ гуманитарных наук им. Ч. Э. Ахриева, автор знамени Ингушетии. Профессор ИнГУ. Заслуженный деятель науки ЧИАССР. Заслуженный работник образования РИ. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Член Академии СН РФ. Член союза писателей РФ. Почетный гражданин г. Назрань.
О ком-то говорят, что он, приняв некую страну с сохой, оставил её после себя с ядерным оружием, о профессоре И.Дахкильгове справедливо сказать, что собранный и опубликованный им фольклор ингушского народа стал культурным достоянием не одной только Ингушетии, но всех народов мира. В настоящее время выходит в свет его многотомный проект «Антология ингушского фольклора», а также книжка детских рассказов.
Докторант МГУ им. М. В. Ломоносова. Занимается исследованиями в области этнокультуры женщин коренных народов Кавказа.