Имам.
Привычно и уважительно в течение нескольких десятков лет звучит в народе имя этого человека — Яхья-молла. Он один из тех, кого люди избрали для себя духовным лидером и авторитетом, своим имамом. Знаток Корана, мусульманских норм и предписаний Яхья Махлоев практически все свое время посвящает служению Богу, выступая проводником закона Ислама — закона мира, добра и справедливости, высокой нравственности и духовности. К его проповедям, где бы они ни звучали, прислушиваются, их запоминают и им следуют. Готовность исполнять свои обязанности по отношению к другим, праведный и богоугодный образ жизни, единство слова и дела — эти и ряд других, заслуживающих уважения качеств Яхьи Махлоева, снискали ему людское доверие и признание.
Родился Яхья Махлоев в с. Аьхки-Юрт Пригородного района. Стараясь уйти от непомерных для многодетной семьи налогов, взимаемых только созданными колхозами, отец Яхьи — Хусейн увез одну из своих семей в Алкун. Отсюда его и выслали в Казахстан в 1944 году.
Эти эпизоды прочно остались в памяти тогда у маленького Яхьи. Грубые окрики солдат, мать, метавшаяся в растерянности, не зная, что взять в дорогу. Она сунула в руки Яхье большую белую подушку и подтолкнула к выходу. «Таял снег, — рассказывает Я. Махлоев, — и я, споткнувшись, упал вместе с подушкой в грязную слякоть...»
Детская память тех лет у многих ровесников Яхьи запечатлела воспоминания, далекие от радости. Они передают атмосферу зла и несправедливости, окружившую ингушей в дни выселения. Малейший знак сочувствия и понимания, проявленный в этом хаосе насилия исполнителями злой воли Сталина, точно также фиксировала людская память. Яхья Махлоев вспоминает, что среди пожитков, собранных матерью в дорогу, оказалась исламская литература Сунна и священный Коран. Один из солдат отобрал и хотел выбросить книги, но другой, оказавшийся узбеком, увидев арабскую вязь, разрешил матери взять их.
Они и стали впоследствии первыми учебниками Яхьи, его братьев и других детей из высланных семей, так как в казахских школах обучение велось на непонятном для ингушей языке.
Отец Яхьи преподал детям начальные азы. Обучение они продолжили у 1умах-молла, дагестанца, разделившего участь высланных ингушей. Еще до высылки, спасаясь от репрессий, обрушенных советской властью на служителей Ислама, он бежал и нашел укрытие в Ингушетии в с. Алкун у Цечоевых. Во время выселения продолжал тайно вести свою религиозную деятельность, в частности, помогал желающим получить духовное образование. За помощь верующим 1умах-молла был вскоре арестован. Как сложилась его дальнейшая судьба, Яхья не знает, но испытывает благодарность за уроки, которые учитель успел преподать ему.
— Мое обучение прервалось, — вспоминает он, — Желание учиться дальше было очень сильным.
Характеризуя своих учителей, Яхья-мулла подчеркивает, что они были учеными людьми, которые владели не только канонами ислама, мусульманским правом, но являлись для народа, переживающего тяжелейшие испытания в своей исторической судьбе, духовной опорой. По возвращении на родину Яхья Махлоев поселился в Орджоникидзевской, где и живет по сей день.
В общей сложности Яхья-молла познавал священное писание и шариатское право на протяжении 15 лет. Нужно было иметь немало терпения и настойчивости, чтобы преодолевая всевозможные трудности стремиться к знаниям. Советская власть, насаждавшая атеизм, вела серьезное преследование верующих людей. Духовные лидеры мусульман находились под наблюдением, как и их ученики — муталибы.
Не раз представители правоохранительных органов приходили домой и к Яхье.
Сегодня мы являемся свидетелями совершенно иного положения дел, когда люди имеют немыслимую для представителей старшего поколения свободу вероисповедания. В школах Ингушетии изучают основы религии, строятся мечети, духовные образовательные учреждения, желающие могут совершить паломничество.
— Мы в свое время могли об этом только мечтать, — говорит Яхья Махлоев.
Он выражает удовлетворение большим числом молодежи, соблюдающей предписания ислама, посещающей мечеть. В своих проповедях, пятничных молитвах имам призывает и молодых и старых к богопослушанию, укреплению в сердцах веры во Всемогущего Аллаха, в вечные законы Ислама. Говоря о падении нравов определенной части общества, распространении таких явлений, как наркомания, воровство, случаев убийства людей Яхья-молла говорит:
— Все, что способно нанести человеку моральный или физический ущерб, запрещено исламом. Совершать такого рода действия, значит идти против Бога, заявлять о своем безверии.
Как бы продолжением этой мысли служат и слова одного из мыслителей и писателей мусульманского мира Абдуль Аля-Аль-Маудуди, который сказал: «Мусульманин рождается в этом мире, чтобы стать живым символом доброты, благородства и гуманности. Своим примером и характером он должен завоевывать сердца людей и тогда сам он станет настоящим адептом Ислама».
Имам центральной мечети Сунженского района Яхья Махлоев неустанно несет людям Божье слово, наставляя верующих на праведный путь.
Известные религиозные деятели, почитаемые в Ингушетии: Арсанов Баудин Дени, Бузуртанов Магомет, Гантемиров Дзандуко, Гантемиров Кази-Молла, Гантемиров Нисархо, Евлоев Тухан, Катиев Шовхал, Нокастхоев Саадулла, Султыгов Ахмед, Султыгов Сейд, Томов Асламбек, Харсиев Алам-Бек, Чергизов Сатаби, Шадиев Товси-Молла, Яндиев Джамирза, Яндиев Магомет.
Известные в Ингушетии религиозные и общественные деятели середины прошлого века. Во втором ряду второй слева, заслуженно уважаемый в мусульманском мире — Усман-Хаджи Муцольгов из с. Сурхахи.
Богослов-проповедник, преподаватель Основ религии в Орджоникидзевской средней школе № 7. Выпускник Исламского института.
Уважаемый религиозный деятель в с. п. Орджоникидзевское.
В 1990 году поступил в Назрановский исламский институт и в 1997 г. по специальности: «Богослов-проповедник». В настоящее время является имамом мечети с. Алхасты.
Заместитель руководителя Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Бывший Муфтий Ингушетии. Вносит весомый вклад в дело воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и толерантности.
С 1997 по 2002 г. получил духовное образование в Исламской Республике Иран в г. Гурган. С 2005 г. по 2011 г. учился на сельскохозяйственном факультете Ингушского государственного университета. Является имамом мечети с.п. Орджоникидзевское.
Человек, без которого редко обходится какое-либо общественно-религиозное мероприятие в Москве. Автор и составитель ряда брошюр, необходимых в быту каждого мусульманина. Часто встречается с ингушскими студентами из различных вузов столицы, беседует с ними. Пользуется уважением.
Настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в с.п. Орджоникидзевкое. Большую часть средств на православный храм пожертвовали мусульмане, начинание было последовательно поддержано всеми тремя президентами Ингушетии: Руслан Аушев одобрил саму идею строительства, Мурат Зязиков помог средствами и взял строительство под свой личный контроль, а Юнус-Бек Евкуров пообещал завершить начатое.
Имам Насыр-Кортской мечети. Является обладателем двух дипломов о светском и духовном образовании. Окончил Всесоюзный институт пищевой промышленности, а спустя десять лет — Международный университет в Аль-Азхаре в Египте. С 2008 г. — имам Насыр-Кортской мечети. Проповеди Хамзата не оставляют равнодушным никого из прихожан, прибывающих каждую пятницу в Насыр-Кортскую мечеть из самых отдаленных поселений республики.
Потомок известного религиозного деятеля Батал-Хаджи Белхароева. Награжден высшей российской мусульманской наградой — Орденом «Аль-Фахр», с формулировкой, «за весомый вклад в сохранение духовных ценностей мусульманского сообщества в Республике Ингушетия и в развитие межрелигиозного сотрудничества, за активную гражданскую позицию в деле возрождения духовности».