А уж поездки по тундре на собачьих упряжках или оленях, жизнь в чуме, строганина из свежей рыбы и оленьего мяса – разве это менее колоритно, чем номер-люкс на кроне дерева (сама жила в таких в Бразилии и Индии. – Авт.)?
– Отчасти вы правы, – согласился со мной мэр Нарьян-Мара Юрий Родионовский. – Но любой путешественник захочет после нескольких дней жизни в чуме перед отъездом домой хотя бы принять душ и немного перевести дух в комфортных условиях. Для этого нужны новые отели в городе, а гостиниц сейчас остро не хватает. Необходимо, чтобы из Москвы к нам летали хотя бы два самолета.
И потом, любой туристический регион нуждается в своей «фишке». Например – «Устюг – родина Деда Мороза». Мы хотим сделать наш город центром старообрядчества, тем более совсем недалеко, в 26 километрах, в Пустозерске, – место казни протопопа Аввакума и его сподвижников. У нас в городе построен старообрядческий храм, а скоро там создадут историко-культурный старообрядческий центр…
Еще в 60-е годы ХХ века жители старинного Пустозерска стали переселяться в соседние деревни и Нарьян-Мар. В 1962 году был перевезен последний дом. А еще через два года на месте Пустозерска установили памятник городу – каменный обелиск. В 1991 году был создан Пустозерский комплексный историко-природный музей (ныне Музей истории и культуры Пустозерска).
14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича протопоп Аввакум и его сподвижники, священник Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний, были заперты в срубе и заживо сожжены «за великие на царский дом хулы». В 1686 году на месте казни старообрядцы установили памятный крест, ныне утраченный. В 1989-м на предполагаемом месте казни Аввакума и его сподвижников поставили новый деревянный памятный знак с колоколом, а старообрядцы Поморской общины из Прибалтики освятили его.
Настоятель старообрядческого храма в Нарьян-Маре Александр Ляпунов считает, что это святое место должны посетить старообрядцы со всего мира. Старообрядческая община Нарьян-Мара (она насчитывает около 500 человек) планирует построить на месте казни Аввакума часовню.
Настоятель показал нам старообрядческий храм, который должен был открыться буквально через несколько дней. Когда мы посетили храм, там уже шли отделочные работы, а ведь еще в июне на этом месте ничего не было. Александр Иванович мечтает о том, что со временем в трапезной расположится музей старообрядчества. А рядом с храмом – историко-культурный комплекс с гостиницей, где найдут приют паломники со всего мира. Конечно, планам могут помешать финансовые трудности, но всегда найдутся добрые люди. Как поведал Александр Иванович, один прихожанин уже подарил будущему комплексу бревенчатый дом – его должны вот-вот перевезти на новое место.
Старообрядческий храм, похожий на старинный терем, – настоящее украшение города. Хороша и православная церковь – самый высокий деревянный храм в Европе. И, как нам показалось, самый красивый.
Есть в НАО и редчайшие природные заповедники. Например, остров Вайгач, расположенный между Новой Землей и Югорским полуостровом. Петр Боярский, руководитель Морской арктической комплексной экспедиции, более десяти лет изучающий историю Севера, сравнивает его со знаменитым островом Пасхи. И добавляет, что по уникальности археологических находок он еще более интересен.
Современные исследователи пришли к выводу, что Вайгач – это единственный в своем роде священный остров народов Севера. Здесь они поклонялись своим божествам, просили у них разрешения на промысел рыбы и птицы. В письменных источниках остров упоминается с XV века. В 1594 году голландская экспедиция, искавшая новый торговый путь в Индию и Китай, обследовала остров и обнаружила на его мысе более 400 идолов. Позже он так и назывался – мыс Идолов.
Совсем недавно археологи обнаружили здесь сенсационные находки, датируемые III-II веками до нашей эры. А ненцы ведь заселили остров гораздо позднее – в X-XI веках.
На Вайгаче уникальная природа. Среди обитателей суши – белые медведи, полярные совы, соколы-сапсаны. В водах, омывающих остров, водятся атлантические моржи, киты-горбачи, северные синие киты и другие, теперь уже исчезающие жители северных морей. Скалы, водопады, четыре тысячи озер – таков Вайгач, получивший недавно статус особо охраняемой территории НАО. Но региональные власти хотят добиться для него статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если Вайгач можно сравнить с чилийским островом Пасха, то район реки Белой на Северном Тимане – с Большим каньоном в США. Уникальный памятник природы недаром называется: каньон Большие ворота. По всему течению реки – красивейшие скалы, местами уходящие под воду. Сильные ветра обтесали скалы и «вылепили» из них удивительные статуи, столбы и арки. Здесь можно разглядеть каменные фигуры людей или животных, или нечто вроде руин зданий. Настоящий каменный город. Вода в реке настолько чиста, что даже со скал видно всех обитателей реки – хариуса, семгу, кумжу. Река Белая годится как для водного, так и для пешего туризма, поскольку ее берега проходимы на всем пути. Есть путеводители, которые предлагают туристам описание пешего маршрута – через каменный город к каньону Большие ворота – и сплава по рекам Белая и Индига.
18 декабря 1997 года постановлением правительства РФ на территории НАО был создан государственный заповедник «Ненецкий». Расположен он в устье Печоры и включает ее придельтовые участки. В холодные притоки Печоры (северная рыба может жить только в воде с температурой не более 5 градусов) приходят на нерест навага, камбала, сайка, корюшка и, конечно, печорская семга.
Но есть в этом удивительном крае и горячие воды. Государственный памятник природы Пым-Вашор (в переводе с коми – «ручей горячей воды») образован 1 августа 2000 года. Единственные на крайнем Севере минерально-термальные источники издревле считались целебными. Воды, содержащие большой набор микроэлементов – титан, хром, железо, цинк, бром, – помогают при легочных, желудочных, глазных и кожных болезнях. Геологи Полярно-Уральской экспедиции сложили вокруг источников бассейн для купания. Правда, сейчас он разрушен.
Рассказали нам в администрации области и о планах создания туристического комплекса на берегу реки Волонги. Здесь будет все обустроено для экологического туризма. Предусмотрена вертолетная площадка, поскольку добраться сюда можно только на вертолете. Разработан ряд турпрограмм, которые позволяют ознакомиться с культурой ненцев, побывать в тундре, изучить образ жизни оленеводов.
Правда, пока в туристической отрасли ощущается недостаток квалифицированных кадров. Но для решения этой проблемы многое делается. Уже 13 представителей ненецкого народа могут работать проводниками туристических групп. Инструкторы этноэкологического туризма обучали их в Саамском образовательном центре в рамках проекта «Аргиш-Няпой-Райду», что означает «Олений обоз».
Красот здесь так много, что за один раз все не повидаешь. Но мы договорились, что приедем снова в марте. Говорят, это лучшее время на Севере.