А под землей – другие ручейки и озера, протоки и моря. Черные. Северная оконечность Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, заполярная северо-восточная окраина Европы. По прогнозам, здешняя тундра хранит пять миллиардов тонн углеводородного сырья, и это не считая шельфа.
В этом году будет добыто около 15 миллионов тонн. В тундре работают и российские, и иностранные крупнейшие нефтяные компании, и хотя по новому закону налог на добычу полезных ископаемых теперь не поступает в местный бюджет, налог на имущество этих могучих компаний позволяет бюджету не быть дотационным.
По данным Росстата, как сообщила нам сотрудница окружной администрации Марина Измайлова, в прошлом году Ненецкий округ вышел на первое место в стране по доходам на душу населения, даже столицу обогнал, насчитали 40 тысяч среднего заработка! Кроме того, на каждого жителя округа приходится примерно миллион рублей бюджетных затрат в год, а в среднем по стране – около все тех же 40 тысяч.
По тундрам, у которых есть собственные имена – Канинская, Большеземельская, Малоземельская, – кочуют сотни тысяч оленей, при них круглый год 7 тысяч ненцев. И примерно столько же строителей и нефтяников осваивают залежи сырья под тундрой, под невысокими хребтами и лесами. Но все они приезжие. Местные, даже если получают образование, в кадры компаний чаще всего не попадают: те предпочитают работать с проверенными людьми. Получается, местные трудятся либо в бюджетной сфере, либо в бывших колхозах.
Бюджетники живут хорошо. У медработников за прошлый год заработок вырос на 58 процентов, средняя зарплата врача составила 66,6 тысячи рублей. Учителя зарабатывают 46,2 тысячи, поэтому, наверное, в школах нет вакансий. Коэффициент рождаемости в прошлом году был самым высоким за последние 15 лет по России, а коэффициент смертности – самым низким с 1998 года. Рождаемость повысилась на 11 процентов, а по России в среднем – на 8. Бюджет позволяет строить в северных поселках автономные электростанции, школы, пекарни, амбулатории, школьные интернаты, в прошлом году в 18 муниципальных образованиях были сданы 56 объектов, и в этом году ожидается не меньше.
Такая вот земля – на 177 тысяч квадратных километров, четыре Швейцарии. Больше тысячи километров в длину вдоль морей Северного Ледовитого океана, три сотни в ширину, заметные острова: Колгуев и Вайгач. Можно сравнивать эту землю с золотоносным Клондайком, только места эти были освоены не полтора столетия назад, а намного раньше, когда поморы, ненцы и финно-угорские подданные русского царя брали здесь рыбу, птицу и зверя.
О сегодняшней жизни провинции у ледовитого моря СМИ много не шумят, о ней вспоминают разве что когда ненцы собираются в Нарьян-Мар на свой экзотический праздник – День оленя. Да еще оживляются, когда очередного ненецкого губернатора отдают под суд.
На самом деле даже скандалы свидетельствуют об особой позиции 42-тысячного населения огромной территории. Как видно из Москвы, ее губернаторы Бутов и Баринов пошли по уголовным статьям. Но можно посчитать и так, что они просто не хотели противиться воле избирателей и присоединяться к Архангельской области. Нынешний назначенный глава администрации округа, бывший питерский чекист Валерий Потапенко тоже не горит желанием идти на референдум о присоединении (а он обязателен по закону).
Поэтому присоединение к Архангельской области идет в «ползучем» режиме. Сейчас новые законы отобрали у округа 28 полномочий в пользу региональных и федеральных властей, но некоторые атрибуты самостоятельности остались. В отличие от тех национальных округов, которые слились со своими вновь образованными краями – Забайкальским и Пермским, или влились, как Эвенкия, в Красноярский край.
Норов проявился и в избирательном законе, по которому должны пройти выборы в окружное собрание депутатов. Депутаты Ненецкого округа посчитали, что у них барьер для прохождения партий в законодательный орган должен быть ниже, чем при выборах в Госдуму; решили оставить и мажоритарную систему. «Единая Россия», которая в этом регионе получила наименьший по стране процент на последних думских выборах, поняла, что рискует не получить большинства в окружном парламенте, и оспорила закон. С ней согласился и Центризбирком, но сейчас дело оборачивается так, что если принимать новый избирательный закон, то не успеют провести выборы в положенные сроки.
Мы приехали в округ по письму. Жители Пёшского сельсовета написали жалобу, собрали под ней сотни подписей и отправили Елене Севрюковой. Несколько страниц аккуратно разлиновали, чтобы уместить, не теснясь, всех желающих. Обычно нам пишут о преступлениях, о серьезных нарушениях прав человека, а жители нескольких деревушек у Полярного круга жаловались на завышенные цены на бензин и отсутствие сотовой связи. Тоже показатель уровня жизни и возросших потребностей!
Мы решили на месте познакомиться с жизнью далекого края России. О том, что мы увидели в Ненецком автономном округе, и расскажем дальше.