Поэтому основной транспорт на тысячи километров вокруг Нарьян-Мара – авиационный. «Ан-2» изнутри похож на потрепанную маршрутку. Построены эти самолеты были десятилетия назад, и с тех пор ничего лучшего наша авиационная мысль для полетов в условиях грунтовых аэродромов и полярных ветров не придумала. Так же, как в маршрутке, сюда садятся не праздные туристы, а местные жители, которые в каждодневной своей жизни не могут обойтись без крыльев ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд».
Летят, в основном, по приборам: визуальных ориентиров на всю тундру не хватает. Летчики в этих условиях еще и почтальоны – передают, если надо, срочные весточки, посылки, лекарства. Летчиков здесь называют не по званиям и даже не по фамилиям – всех знают по именам-отчествам. Ненецкие пилоты для сегодняшней малой авиации страны достаточно молоды, в среднем 42 года. Большинство – пилоты первого класса. Когда по два-три часа в ревущей «маршрутке» летишь над обледенелыми бескрайними просторами, то после приземления испытываешь к летчикам чувства почти родственные.
Генеральный директор авиаотряда Валерий Павлович Афанасьев предпочитает говорить о будущем. Асу-вертолетчику, легко пересаживающемуся из руководящего кресла в пилотское и обратно, лопасти машины не заслоняют жизненных горизонтов. Любимая присказка: «Вертолет не роскошь, а средство передвижения».
В лучшие времена, когда у авиапредприятия было 24 машины, за год накручивали 22 тысячи часов полета. Потом пришли «тощие годы» – в 97-98-м налетали на 3 тысячи. В прошлом году удалось набрать 18 тысяч. Сейчас у ненецкого ОАО 18 вертолетов «Ми-8»
и 9 самолетов «Ан-2». В 2000 году ОАО заработало 47 миллионов рублей, в этом уже 1 миллиард 100 миллионов, 85 процентов прибыли дают вертолетные работы. Этот прогресс – показатель развития территории, над которой летают Афанасьев и его эскадра, то есть всего Ненецкого округа.
– Валерий Павлович, не боитесь, что процесс укрупнения авиакомпаний, начатый кризисом этого года, коснется и вас? Не проглотят?
– До нас, слава богу, не дошли кризис неплатежей и отказ заправлять машины, которые угробили несколько провинциальных авиакомпаний и даже целый их альянс. Но все равно, мы готовы вступить в переговоры с сильным компаньоном. Укрупнение – объективный процесс, к тому же он помогает диверсифицировать рынок услуг. Сейчас мы привязаны к экономике НАО и зависим от нефтяников в наиболее доходной части своей работы – в перевозке грузов, в чартерных полетах. Закончат они обустройство месторождения, «качалки» погонят топливо по трубам – и все, наши услуги не нужны. А крупная компания может предложить нашим экипажам заказы в другом месте, большие объемы работ. Мы, конечно, и сейчас участвуем в тендерах, и это для нас – стимул к развитию. Иностранные нефтяные компании или совместные предприятия к выбору подрядчика-авиакомпании подходят очень строго. Перед тем как заключить с ней договор, ее проверяет международная аудиторская фирма, проводится технический аудит, оценивается безопасность… Мы такие проверки только приветствуем. Конечно, приходится соответствовать повышенным требованиям. Для большинства российских заказчиков на первом месте деньги, и только на втором – безопасность. В конце концов, экономия обычно обходится дороже.
Кроме того, в рамках большой компании легче пересесть на новую технику. Самостоятельно мы не можем приобрести новый «Ми-172», который казанский завод продает за 8 миллионов долларов.
– А вам не жалко будет расставаться с самостоятельностью, или, допустим, со званием генерального директора?
– Для меня главное, чтобы наше предприятие не потеряло свое лицо, свою репутацию. А кем я буду числиться – заботит меньше. Другой вопрос, что при большем обороте дел в компании самому реже приходится садиться за штурвал.
– По итогам прошлого года нарьян-марские летчики стали лауреатами Национальной авиационной премии «Крылья России» в номинации «Участник обслуживания экономики России». Говоря о ваших планах, вы тоже, в основном, обращались к экономике. А пассажиры не испугаются перемен?
– Так ведь и сейчас мы – социально-ориентированное предприятие, хотя бы в силу своего монопольного положения на рынке транспортных услуг. Cами здесь живем! Станем сильнее – население поддержим: рабочими местами, достойными зарплатами, своевременной выплатой налогов в казну региона, инвестициями в свою деятельность, которые улучшат качество услуг, в далекой перспективе покупкой более экономичной техники, которая снизит затраты… Убытки от рейсов возмещает бюджет – раньше окружной, теперь областной. Ведь билет из Нарьян-Мара в поселок на западе округа стоит в реальности не две с половиной тысячи, за которые мы его продаем.
– Может, правду говорят, что олени – лучше?
– Мы точно быстрее. Они тоже бывали нашими пассажирами.