Александр Вячеславович, в отличие от многих своих коллег, – человек местный, родился в селе Великовисочное. Был военным инженером, в Академии имени Жуковского защитил диссертацию кандидата технических наук, в 1996 году 37-летним ушел на пенсию, вернулся на родину. В Нарьян-Марском авиапредприятии ведал экономикой, получил второе образование – экономическое, поэтому к должности главы администрации оказался подготовленным. Он стал первым главой района, созданного три года назад: 19 муниципальных образований, 40 населенных пунктов. И теперь, когда по новому законодательству о местном самоуправлении многие полномочия перешли от округа району, оказался на острие проблем. Заполярный район Безумов знает досконально: не по одному разу побывал в каждом населенном пункте, уже дважды совершал объезд его территории на снегоходах, проезжая по две тысячи километров, походы каждый раз длились по две недели.
На встрече с нами Безумов по военной привычке разделил область своих забот на четыре части. Первыми двумя – образованием и здравоохранением – он, в общем, доволен. Разве что укрупнение школ и больниц может привести к затуханию малых населенных пунктов. Кое-где падает рождаемость: например, в Волоковой только пятеро детей до 7 лет. А еще над районом проходит трасса ракет, запускаемых из Плесецка (в поселках сарайчики и прочие хозпостройки собраны из корпусов отгоревших ступеней ракет, из которых, уверяют ученые, уже испарились остатки ядовитого топлива). Говорят, что почти за полвека, прошедших после испытаний водородных бомб на Новой Земле, радиация в тундре пришла в норму. Однако в Пёшском сельсовете из 1200 жителей каждый год несколько человек заболевают раком.
Зато в целом решены проблемы пенсионеров. С января действует областной закон, по аналогии с ранее принятым окружным, по которому участники и инвалиды войны получают по 10 тысяч рублей прибавки к пенсии, поработавшие в годы войны в тылу – по 8 тысяч, родившиеся в 1932-45 годах – по 6 тысяч, остальные – по 2400. Кроме того, женщины, достигшие 55 лет, и мужчины – шестидесяти, получают ежегодно от округа по 10 тысяч рублей.
А вот с жилищно-коммунальным хозяйством забот хватает. К примеру, в Волонге, на берегу океана, живут три десятка человек, и обслуживает их колхозная электростанция, но свет она дает только по четыре-пять часов в день. Александр Бебенин, глава Ненецкой компании электросвязи, высказался так: «Станция там добитая, а под новую надо обоснование. Бабушки через год поумирают – и что? Взрывать электростанцию?» Валерий Ушаков, главный инженер СПК, которому принадлежит станция, напротив, сказал, что генератор там установили новый, но в три смены электрики работать не будут: нет людей. Однако они и в две смены трудятся так, что телефонный узел без подачи света выходит из строя, и люди в Волонге ощущают полную заброшенность. Безумов обещал с этим разобраться.
Многие электростанции принадлежат бывшим колхозам, которые сами закупают топливо и продают киловатт-часы населению и организациям. В Пёше, например, СПК берет по 6 рублей 35 копеек за кВт/час, а муниципальное предприятие «Севержилкомсервис» – по 12,57. Объясняется это по большей части расходами на содержание конторы, поскольку сами дизеля остались прежними. Безумов поясняет, что с 1 января 2009 года Архангельская область будет дотировать сельхохпроизводителям стоимость киловатт-часа свыше 5,62 рубля. А передача дизель-генераторов ЖКХ нужна для того, чтобы перейти от аварийных ремонтов, когда полярной ночью надо спешно латать моторы, к планово-профилактическим, которые обеспечат устойчивое электроснабжение.
Конечно, там, куда пришли нефтяники, районным властям легче. Одна из нефтяных компаний приобрела оборудование для больниц Нижней Пёши и Неси. Навигация, что по морю, что по Печоре и другим рекам – короткая, с июня по октябрь, есть такие районы, куда только одну неделю в году можно добраться. А заложить на зиму надо много: угля – 33 тысячи тонн, дизтоплива – 13 тысяч. Причем все это надо сделать по правилам: проводить тендеры, конкурсы.
А четвертая проблема – психологическая. Безумов рассуждает: «Люди привыкли чувствовать внимание государства, многие живут еще при социализме. Труд зачастую не связан с прибылью, зарплаты низкие, поэтому раньше многие охотно садились на пособие по безработице. С голоду-то никто не умрет: картошка, охота, рыбалка. Если бы занялись малым бизнесом – что-то изменилось бы. Уже появилась вера в новое, стали нас слушать. Поэтому в округе и районе разработаны целевые программы развития с 2007-го по 2012 год, по которым, например, на Пёшский сельсовет планируется потратить из бюджета 209 миллионов рублей».