Шахта-некрополь-обсерватория

Опубликовано в: "Совершенно секретно" (приложение), декабрь 2011
Мы встретились с Виктором Котляровым, и вот что он рассказал: – Артур Жемухов пришел к выводу: поиски гитлеровских оккультистов в Кабардино-Балкарии не завершились успехом, ибо в их исходные данные вкралась ошибка и реперные точки не стали ориентиром. Они не дошли примерно полтора километра до цели. Многодневные, невероятно тяжёлые поиски Артура, исходившего всё Баксанское ущелье, все вершины в верховьях селений Заюково, Жанхотеко, принесли удивительный результат. Примерно в полутора километрах от одной из нанесённых на камни свастик он нашёл поражающий воображение объект.

Историк и краевед Виктор Котляров<br/> на месте наблюдателя пригоризонтной<br/> лабораторииЭто шахта протяжённостью примерно восемьдесят метров, состоящая из нескольких колен с камерами-переходами из одной в другую. Первая из них, выходящая наружу, представляет себой две цельные каменные плиты, поставленные параллельно одна другой, с боковинами, заложенными аккуратными небольшими камнями. Размеры 134 х 43 см; далеко не каждый сможет протиснуться.

Далее уступ и другая квадратная шахта уже большей протяжённости – 16 метров. Ещё два перехода и десятиметровая шахта, заканчивающаяся огромным (36 метров) залом. Одна из его стенок выложена из каменных блоков. Блоки как бы слились, перетекли один в другой. Отшлифована не только стена, но и свод, внешне напоминающий огромную нависающую параболу. Противоположная стена зала естественная, шириной – от трёх с половиной до четырёх с небольшим метров.

Странное впечатление оставляет зависший между стенками зала огромный камень: если он отвалился, то непонятно откуда – свод-то абсолютно ровный, сплошной, без сколов и трещин. Под самим камнем имеется проход высотой сантиметров восемьдесят.

Шахта вовсе не заканчивается залом: и в одну и в другую его стороны есть проходы. О том, что шахта имеет продолжение, свидетельствует и приток свежего воздуха – ощущение, что он поступает откуда-то с боков: язычок пламени зажигалки отклоняется чуть ли не горизонтально у обоих концов зала.

Артур, обнаруживший шахту в прошлом году, спускался в неё много раз. Спускался, пренебрегая правилами безопасности: наверху его страховал лишь двоюродный брат Аркадий; спускался, используя примитивные средства – к примеру, простую хозяйственную верёвку, так как на альпинистскую у него просто не было средств. Помощь, которую оказывал руководитель республиканского МЧС Сергей Иванович Шагин, не могла компенсировать всех затрат.

Фотографии, а Жемухов сделал их великое множество, не оставляли сомнений, что перед нами объект, требующий самого пристального внимания. Экспедицию удалось организовать только в середине августа.

Осмотрев окрестности, метрах в десяти от первой шахты обнаружили вторую. Камни, составляющие одну из противоположных стенок, разрушились от времени, сместились друг к другу. Тем не менее между ними осталась уходящая вниз достаточно глубокая дыра: камешек, пущенный вниз, летел, задевая стенки, несколько секунд.

В другую сторону от основного входа (на таком же расстоянии, что и вторая шахта) – нагромождение из непонятно откуда взявшихся камней, словно они ранее составляли своего рода навес над чем-то и были обрушены принудительно. Ощущение, что под ними вход.

Сама гора, в которой находятся шахты, представляет собой пирамиду, составленную из огромных туфовых блоков с кое-где абсолютно ровными краями. Впечатление, что её сложили из каменных кубов.

Туф – это горная порода, образовавшаяся из вулканического пепла. Возможно ли, что найденная в окрестностях Заюково шахта, ведущая на глубину в десятки метров, создана природой? И что люди использовали созданное природой в каких-то своих, известных только им целях, соорудив воздуховоды (на данный момент другого предположения о предназначении шахт нет) и выведя их на поверхность? Пока пройдена лишь половина, если не меньше, туфовой породы, составляющей одну из вершин интересующего нас массива.

Другой вопрос: как это им удалось, если для нас, живущих в XXI веке, подобное не представляется реальным? Выпиливали блоки из туфа? При помощи чего? Как доставляли вниз? Блоки не выпилены, а словно отлиты по готовым формам.

Фотографии шахты мы показывали геологам, в том числе и иностранным. Большинство из них склоняется к версии её искусственного происхождения – по причине прямоугольности блоков, присутствию раствора в швах между ними, отсутствию косых трещин, характерных для туфа. Все были едины – подобного они ещё не видели. Начальник участка Кабардино-Балкарской геолого-разведочной экспедиции Вера Давиденко реалист, поэтому дала заключение, суть которого в том, что заюковский феномен вовсе не шахта, а «трещина гравитационного отрыва, для которой характерны ровные поверхности соприкосновения». Что ж, тогда остается согласиться и с тем, что по теории вероятности, тысяча обезьян за тысячу лет может написать роман «Война и мир».

…Информация о найденной шахте, распространённая по каналам ИТАР–ТАСС, заинтересовала ряд СМИ. Возвращаясь с одной из групп телевизионщиков, отснявших сюжет о фашистских свастиках, начертанных в верховьях Заюково, на одном из крутых поворотов мы чуть не столкнулись со старыми «жигулями». Машина остановилась, так как колея позволяла проехать только кому-то одному.

Лицо водителя показалось знакомым. Вспомнили – «черный» археолог, долгие годы занимающийся этим промыслом. Понятно было, что наш знакомый оказался в этих местах вовсе не ради здешних красот. Выяснилось, что кто-то из заезжих копателей показал ему место, где на небольшом участке имеются захоронения разных народов: киммерийцев, скифов, алан…

В начале разговора мы поведали собеседнику, что снимали свастики, выбитые на камнях. Он полез в багажник машины, достал оттуда разбитую каменную чашечку и сказал: «Быть может, вам это будет интересно».

Перевернув чашечку вверх дном, вздрогнули. Свастика! Но не символ нацистской Германии, а тот древний знак, который был символом движения, жизни, благополучия. Артефакт никакого отношения не имеющий к реперным знакам, оставленным в районе Заюково фашистскими захватчиками, побывавшими здесь в 1942 году. Или связь есть?

Осмотрев другие находки черного копателя, мы поразились: киммерийская культура погребения – одного из самых загадочных народов в истории человечества – открылась перед нами во всём своём великолепии. Полведра артефактов и самый впечатляющий – остроконечный шлем.

Ознакомившись с нашими фотографиями, известный археолог Валерий Батчаев определил: «Бронзовый остроконечный шлем ассирийского типа, встречающийся иногда в западнокобанских захоронениях. Конец VIII – начало VII века до нашей эры. Такие шлемы встречались преимущественно у киммерийцев, изредка у ранних скифов и кобанцев».

И ещё: когда обладатель увиденных нами артефактов расспрашивал местных жителей о месте, где он копает, то ему ответили, что в народе оно называется «кладбище нартов». Получается, нарты – герои кавказских эпических сказаний – ассоциируются в памяти жителей Баксанского ущелья с киммерийцами? К этому можно отнестись с улыбкой, но мы много раз были свидетелями того, что народной памяти можно доверять.

«Кладбище нартов» – это относительно ровная площадка на вершине одной из нависающих с левой стороны Заюково скал. С юга, востока и запада скала уходит отвесно вниз, и место было практически неприступно. С севера, со стороны гор, оно обозримо на значительном пространстве.

Самым важным было то, что в центре этого места располагается своего рода цирк – геологи так называют котловину в горах в виде амфитеатра, образованную ледником или оползнями. Но ни ледники, ни оползни здесь ни при чём. Не природа создала этот цирк, а руки людей, использовавших естественный рельеф местности для каких-то целей. А о том, что здесь на самом деле что-то происходит, свидетельствуют огромные каменные шары разной величины. Одни – с человеческий рост, другие чуть меньше. Их словно кто-то разбросал по арене.

Каменные шары для Кабардино-Балкарии явление привычное. Множество их было найдено при строительстве Черекского каскада ГЭС. Учёные также считают, что шары правильной формы образуются в результате геологических процессов.

Как место религиозного поклонения плато действительно идеально: в хорошую погоду отсюда виден Эльбрус, солнце по ходу своего движения как бы пронзает открытую со всех сторон площадку, нависающую над ущельем. Причём в этом движении задействованы практически все каменные объекты, расположенные на плато.

Более того, в нижнем углу амфитеатра вертикально установлены в ряд большие валуны. Выше их камень, в два-три раза больший. Сама каменная ограда возведена только с одной стороны. Сразу за ней – небольшой ров непонятного назначения, вырытый вручную, а затем – вал: почти отвесный и тоже, по всему видно, насыпной.

В самом амфитеатре 7–8 камней круглой формы, разбросанных на первый взгляд произвольно, но, осматривая их с верхней точки, видно, что в расположении прослеживается определённая логика.

Функциональная принадлежность объекта несомненна. Другой причины устанавливать в ряд каменные глыбы не видится. Нельзя сказать, что валуны неподъёмны, но для их установки требовалось большое усилие. Особенно камня-визира. Астрономический комплекс? А не пригоризонтная ли это обсерватория? Такая же, как английский Стоунхендж, а в нашей стране – Аркаим. Чтобы пригоризонтная обсерватория могла служить инструментом астрономических наблюдений, нужны три элемента: место наблюдателя, ближний и дальний визиры. Последним может быть любая деталь ландшафта, фиксирующая точку события: вершину горы, скалу, крупный камень. Что позволяла обсерватория? Ежедневно наблюдать солнечные восходы-заходы и вычислять дни осеннего и весеннего равноденствия, дни зимнего и летнего солнцестояния; определять продолжительность года и т.д.

Все три элемента у объекта, найденного в верховьях Заюково, наличествуют. Мы уверены, что у него было не одно, а сразу несколько предназначений. В верхней части этого своеобразного природного цирка располагался некрополь, в нижней – пригоризонтная обсерватория. В срединной, самом амфитеатре, совершались, возможно, какие-то религиозные отправления.

По обеим сторонам от площадки, расположенной на вершине каменного языка, пропасть в десятки метров. Но страха высоты нет, его что-то нейтрализует. Нет и ощущения присутствия мёртвых, хотя они закопаны в нескольких шагах. Словно сквозь 25–27 столетий струится знание о благословенности этих мест.

Итак: есть ли связь между шахтой, некрополем и обсерваторией? Ответ на этот вопрос мы надеемся получить следующим летом.

Жемчужина Кавказа. Кабардино-Балкария: горы и люди:
«Мама делает сказку»
Это такое счастье – верить в сказку.…
В теплицу, как в больницу
В теплицу ООО «АгроКом» входить приходится, как…
Выше нас только небо и солнце На малой родине замечательного балкарского поэта Кайсына Кулиева
Душа танца
Разговор с руководителями двух главных танцевальных коллективов…
Кавказская красавица – героиня Франции
Несмотря на то что родилась Эльмесхан Хагундокова…
На полпути к вершине Перспективы развития Приэльбрусья
Начало Гейма Первых своих знаний будущий нобелевский лауреат набирался в Нальчике
Ослик для Салиха
С Женей Захаровой мы были знакомы ещё…
От Ростова до Берлина Боевой путь Сейфудина Багова
Пора, красавица, проснись!
«С чем у вас ассоциируется Кабардино-Балкария?» Этот…
Судьба директора
Борис Блаев родился в 1936 году в…
В поисках Зала знаний
Артур Жемухов, житель Кабардино-Балкарии, бывший офицер КГБ,…
Тёплый город Прохладный Второй по величине населённый пункт республики известен своей швейной фабрикой, заводом, а также храмом
Терек и алмаз За пятьдесят лет Терский завод алмазного инструмента сохранил позиции ведущего предприятия в России
Художник
В скромном помещении районной газеты Приэльбрусского района…
Шахта-некрополь-обсерватория
Мы встретились с Виктором Котляровым, и вот…