Мы побывали в Баксанском ущелье в конце ноября. К тому времени уже была отменена контртеррористическая операция (КТО), объявленная в районе после того, как в конце февраля этого года произошли взрывы на канатной дороге, ведущей к вершине Эльбруса, на участке от станции «Старый кругозор» до станции «Мир». Случилось это как раз перед началом бархатного сезона в Приэльбрусье, ведь в марте здесь катаются на лыжах в купальных костюмах.
КТО продолжалась целых девять месяцев, и всё это время туристическая деятельность в районе была под запретом в целях безопасности людей. Население района составляет 36 тысяч человек, почти в каждой семье кто-нибудь да работал на обслуживании туристов, так что КТО ударила по всему району. Но, пожалуй, хуже всех пришлось жителям поселка Эльбрус – там без работы остались 1,5 тысячи человек.
Разговариваем с директором альпинистского лагеря «Шхельда» Магомедом Темукуевым и работником канатной дороги в Азау Куанчем Доттуевым. У обоих в глазах тоска и безнадёга. Отсутствие туристов подкосило семейный бюджет. Один рассказывает, что две семьи – его и брата – вынуждены пока жить на пенсию пожилых родителей. Другой жалуется, что обещали выделить корма на коров, но лично он так ничего и не получил. Правда, признаются, что заявления на матпомощь они не писали. Зато подтверждают, что кредиты всем, кому это требовалось, реструктурировали без проблем. Кроме того, некоторые балкарцы на время вынужденного простоя арендовали кафе в равнинной части республики и зарабатывали средства на жизнь там.
День яркий, солнечный, поляна Азау, где мы стоим, уже покрыта снегом, снег на вершинах гор и кое-где на склонах. Технически все канатные дороги уже готовы. Дело осталось за малым – за туристами, которых пока нет. Разве что вот для нас попросили электроэнергии у соседей-строителей, чтобы на короткое время запустить канатную дорогу.
Входим в просторную кабинку с застеклёнными окнами на станции «Азау», и она медленно ползёт вверх. На середине пути, справа, видим группу людей, которые спускаются по склону горы, кажущемуся отсюда почти отвесным. Расстояние между нами и альпинистами такое, что их фигурки не больше муравья, но можно разглядеть, что идут они пешком, а лыжи несут за спиной. Говорят, что это тренируются военные спасатели. Отсюда кажется удивительным, как они не сыплются вниз с такой крутизны.
Слегка покачиваясь, наш неторопливый маленький вагончик всё же опережает тень, постепенно накрывающую поляну Азау. Солнце там рано прячется за невероятно высокие вершины гор, а здесь, вверху, оно ещё согревает нас своими лучами и слепит, отражаясь от снежного покрова. От вида величественных и удивительно красивых гор вокруг нас, от этой высоты, доступной лишь горным орлам, хочется вдохнуть полной грудью, насладиться этим острым ощущением зыбкости и почти полёта, но сердце предательски колотится от недостатка кислорода, и приходится сдерживать свои эмоции.
Чуть-чуть не дотянув до станции «Старый Кругозор», наша кабинка замирает и, едва заметно покачиваясь, висит над бездной бесконечно долгих минут 10–15. Чтобы не поддаться предательскому страху, пытаемся шутить: «Падая, обратите внимание, что Эльбрус находится слева. Спешите полюбоваться изумительным видом справа, где солнце очень удачно освещает гряду величественных гор. Не забудьте сделать снимки с необычного ракурса».
Но вот трос дёргается, кабинка снова приходит в движение, как космический кораблик, стыкуется со станцией, мы выходим на площадку, и взгляд упирается в табличку с надписью «3000 метров над уровнем моря». На равнине, конечно, спокойней и комфортней, но, поднявшись сюда, чувствуешь себя наравне с этими горами, то есть возвышаешься над всем суетным и мелким, что осталось внизу. Как бы заново ощущаешь вкус к жизни. Ради этого стоит подняться в горы.
Спустившись вниз, возвращаемся к земным проблемам. Людей, живущих и работающих в Приэльбрусье, волнует не столько даже сегодняшняя ситуация: гораздо больше их страшит будущее и иностранное слово «кластер», в котором им чудится какая-то угроза. Так когда-то рабочие на английских фабриках, привыкшие к ручному труду, страшились станков, увеличивающих производительность труда и улучшающих технологию производства.
Сколько ни называй Приэльбрусье российским Куршевелем, но пока рядом с уникальной горой, великолепными трассами, потрясающими полянами – каких не сыщешь в Европе – не выстроена система высококлассного сервиса, тягаться с европейскими горнолыжными курортами будет сложно. И, конечно, главный вопрос – обеспечение безопасности туристов.
Глава администрации Эльбрусского муниципального района Аслан Малкаров рассказал нам, что к зимнему туристическому сезону практически всё готово. Подъём отдыхающих на горнолыжные склоны будут осуществлять четыре комплекса канатных дорог на горе Эльбрус и на горе Чегет. На всех комплексах проведены регламентные работы по техническому освидетельствованию канатных дорог, осмотру всех механизмов и систем, повышению квалификации персонала. Завершены ремонтно-восстановительные работы второй очереди канатной дороги «Старый кругозор» – «Мир», взорванной прошлой зимой.
– На объектах канатных дорог организована круглосуточная охрана, – доложил накануне главе администрации директор ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» Ахмат Хаджиев. – Эвакуация и транспортировка пострадавших на горнолыжных трассах будут обеспечиваться спасательной службой. Камерами видеонаблюдения оснащены станции «Азау», «Старый кругозор» и «Мир». Громкоговорящая связь установлена во всех гондолах первой и второй очереди канатной дороги, ведущей к Эльбрусу, а также на протяжении всех горнолыжных трасс. Полностью укомплектованы необходимыми средствами спасательные и медицинские службы канатных дорог. Все трассы оснащены обязательными средствами пассивной безопасности – сетками, указателями, матами. К зимнему сезону подготовлена система искусственного снегообразования и благоустроена территория поляны Азау.
Аслан Малкаров заверил нас, что все гостиницы и кафе в ближайшее время будут оснащены видеокамерами, заключён договор с частным охранным предприятием, создаётся отделение полиции в посёлке Эльбрус. Практически все передвижения туристов будут под контролем – от встречи в аэропорту до спуска с гор и отправки домой.
– Кстати, номера гостиницы «Балкария» уже все заказаны на период новогодних праздников, – заметил глава администрации.
В отличие от большинства жителей Приэльбрусья, Аслан Малкаров не только не опасается создания на территории района туристического кластера федерального масштаба, но и возлагает на него большие надежды. Он уверен, что для района это будет только во благо.
Наш собеседник рассказал, что в рамках создаваемого на Северном Кавказе туристического кластера в Кабардино-Балкарии к 2020 году будет построен горнолыжный курорт мирового класса «Эльбрус-Безенги». Почти год назад появилось соглашение о создании в регионе туристско-рекреационной особой экономической зоны. Его подписали правительство РФ, главы Кабардино-Балкарии, администрации Чегемского, Черекского и Эльбрусского муниципальных районов КБР. А в сентябре был утверждён комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны.
Сейчас власти республики совместно с ОАО «Курорты Северного Кавказа» определяют сроки и исполнителей работ по разработке проекта планировки территории зоны и плана её обустройства, по оформлению земельно-имущественных отношений (это всегда очень щепетильный, болезненный вопрос, потому что касается интересов тех, кто уже что-то построил здесь и имеет свой бизнес), а также формированию перечня объектов инфраструктуры и созданию органов управления ОЭЗ (особой экономической зоной). Рассматривается возможность расширения особой экономической зоны за счёт включения в неё Зольского района республики для освоения северного склона Эльбруса.
Надо сказать, проект под стать местным горам – грандиозный. Пропускная способность высокогорного курорта «Эльбрус-Безенги» по проекту составит около 30 тысяч человек в день. Курорт займёт площадь в 320 квадратных километров, протяжённость лыжных трасс составит 170 километров. Планируется построить 30 подъёмников с пропускной способностью 61 500 человек в час, а также несколько гостиниц на 14 450 мест (в них будут обеспечены комфортные условия проживания на уровне европейских).
«Развитие современного туристического кластера, – сказал нам Глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, – это проект не только Кабардино-Балкарии, а всего Северного Кавказа. Превращение Приэльбрусья и других горнолыжных курортов Кавказа в современный, конкурентоспособный рекреационный комплекс возможно только при консолидированных усилиях федеральных и региональных властей, бизнеса и граждан. У нас есть все предпосылки для создания курорта мирового класса – уникальные ландшафты, экология, трудолюбивое образованное население и готовность власти инвестировать в развитие инфраструктуры. Наша задача – грамотно распорядиться своими возможностями».
К 2014 году в посёлке Терскол Эльбрусского района предполагается построить самый высокогорный автовокзал в Европе. Уже определён инвестор, решены вопросы землеотвода: под строительство объекта на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря выделен участок в 1,18 гектара. Автовокзал будет оснащён новейшими средствами безопасности. Будет построена гостиница для отдыха водителей, где они также будут проходить медицинский контроль перед выездом на маршрут.
В рамках проекта Северокавказского туристического кластера на юге России предполагается построить пять новых горнолыжных курортов мирового класса. Это «Лагонаки» в Республике Адыгея Краснодарского края, «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Мамисон» в Северной Осетии, «Матлас» в Дагестане и уже упомянутый «Эльбрус-Безенги» в Кабардино-Балкарии. Проект предполагает поэтапное создание в регионе свыше 330 тысяч рабочих мест.
Так что опасения жителей Баксанского ущелья по поводу грядущей безработицы, похоже, безосновательны. Другое дело, что уже сегодня им надо готовиться к тому, что туристический кластер предъявит более высокие требования к их квалификации, потребует соответствия иному уровню сервиса. На их месте надо бы проявить дальновидность и уже сегодня посылать своих детей в учебные заведения по подготовке очень престижных сегодня и востребованных специалистов в области туристического сервиса.
Понадобятся здесь и повара высокого класса. Правда, в Кабардино-Балкарии, как мы успели убедиться, и без того гостеприимство на высоком уровне, и готовить здесь умеют очень вкусно. Но с расчётом на то, что обновлённый горнолыжный курорт привлечёт туристов со всего света, нелишне будет освоить кухни разных национальностей, чтобы зарубежные гости могли почувствовать себя в гостях как дома.
Думаем, что нарасхват пойдут и уютные вязаные вещи местных рукодельниц. Наверное, уже сейчас можно подумать о производстве оригинальных сувениров, ведь каждому туристу захочется увезти какую-то вещичку на память о днях, проведённых в Приэльбрусье. Вот вам толчок для развития народных промыслов, раздолье для местных художников. То есть при желании и определённой предприимчивости из создания в этих краях туристического кластера можно извлечь большую пользу и для экономического развития, и для культурного возрождения района. А тот, кто сумеет вовремя занять свободную нишу, имеет шанс стать состоятельным человеком.
Есть ещё одна важная составляющая – к проектам туристических кластеров в международном масштабе предъявляются особые требования по части экологической сохранности осваиваемой местности. А значит, можно быть спокойными за хвойные леса, альпийские луга, чистейшие горные ручьи и реки. Ведь, собственно, как раз за этим и едут сюда туристы – за глотком свежего воздуха, возможностью порадоваться великолепными пейзажами и выпить нарзана не из пластиковой бутылки, а прямо из горного ручья. Ну и, конечно, за тем, чтобы бросить вызов гордым, непокорным вершинам, напоминающим о вечности.