Сергей Баландин, журналист:
– Кавказ. Красиво.
Полина Коровина, PR-менеджер:
– Ни с чем.
Ольга Котова, флорист:
– С Димой Биланом.
Артур Садулаев, курьер:
– Эльбрус, Чегемские водопады.
Татьяна Гречухина, педагог:
– С горами и горнолыжниками. Хоть я ни разу там и не была.
Артём Байбуртян, Пётр Котов, Оля Ефремова, школьники (13 лет):
– Это какое-то государство? Не знаем. Не слышали.
Анатолий Новиков, бухгалтер:
– С людьми, которые хорошо относятся к хорошим людям. С самой на Кавказе взяткоёмкой милицией.
Вадим Нечипоренко, строитель:
– С кавказцами. Там же Кавказ? Что-то взрывается. У них своя свадьба, у нас своя.
Есть такой тест на стереотипы мышления. Просишь: назови фрукт, говорят «яблоко», спрашиваешь: поэт? – отвечают «Пушкин». То же с городами и странами. Попробуйте сами. Париж? Эйфелева башня. Австралия? Правильно, кенгуру. А вот в нашем опросе про Кабардино-Балкарию этот закон не сработал. Стереотипов, устойчивых ассоциаций, связанных именно с этим регионом, у среднестатистического россиянина почти нет. Терра инкогнита.
Значит, пора открывать её нашим читателям, решили мы. Собственно, этим журналисты «Совершенно секретно» давно занимаются в серии традиционных для газеты проектов, посвящённых российским регионам. Мы уже рассказывали о Калмыкии, Тюменской области, Западной Сибири, Заполярье, Ингушетии. А решение поехать в Кабардино-Балкарию появилось после посещения выставки Михаила Шемякина в Государственном музее А.С. Пушкина. Признаемся, для нас стало открытием, что Шемякин родился в КБР.
– Отдыхать? – спросила знакомая, узнав, что мы летим на Кавказ.
Она из того поколения, для которого поездка на Кавказ означала отпускное настроение, целебный климат, минеральные источники и массу других полезных для здоровья и хорошего настроения вещей.
– Сумасшедшие! Там же стреляют, – прокомментировал её муж.
Вот они, современные мифы о Кавказе. А Кавказ, он ведь очень разный!
Отправляясь в Кабардино-Балкарию, мы наивно полагали, что нас трудно будет чем-нибудь удивить. Какое заблуждение! У этой «спящей красавицы» припасено столько чудес, что хватит на девять человеческих жизней. «Спящей красавицей» Кабардино-Балкарию – республику, расположенную в самой высокогорной области Центрального Кавказа – называли потому, что во времена активных боевых действий в соседней Чечне, осетино-ингушского противостояния, обострения ситуации на всём Северном Кавказе здесь сохранялась спокойная обстановка. Как ни пытались «разбудить» республику экстремисты всех мастей, не вышло. Но нам кажется, что сейчас «Спящая Красавица» обретает иной смысл: красавица – накануне пробуждения к новой, яркой и насыщенной жизни, и она готова блистать, восхищать и радовать своих гостей.
Вот, например, недавно в Приэльбрусье побывала Елена Образцова. После сольного концерта в столице республики, Нальчике, оперная дива проехала по Баксанскому ущелью, посетила краеведческий музей в Тырныаузе. В свои 72 года примадонна рискнула подняться в вагончике канатной дороги по склону Эльбруса на высоту 3500 метров над уровнем моря.
– Сердечко бьётся, но это от восторга, – делилась она впечатлениями после подъема. – Видела стада туров. Эльбрус открылся передо мной во всей своей красе. Никогда не думала, что увижу его так близко. Ваша земля чудесная, и люди добрые, хорошие. Есть дивные горы в Испании, я люблю Японию с её горами. Но Кавказские горы восхищают своей фантастической мощью.
Кабардино-Балкария – это горы и люди, как горы: величественные, мудрые, притягивающие своей неразгаданной тайной. На каждого приезжающего человека здесь хватит радости собственных открытий.
Территория КБР невелика – за несколько часов можно объездить вдоль и поперёк. Но только пешком не обойдёшь: ведь большая часть края – предгорья и горы и лишь одна треть – степь Предкавказской равнины. Проезжая по ней из аэропорта Минвод, мы любовались уходящими вдаль, к горам, в глубь равнины фруктовыми садами, полями, на которых выращивают кукурузу, пшеницу, подсолнечник, виноград, разводят молочный скот, овец, кабардинских скаковых лошадей. Но главные чудеса – там, высоко, ближе к облакам…
Кабардино-Балкарию не зря называют жемчужиной Кавказа, «страной чудес». Главное из них, входящее в число семи чудес России, – Эльбрус.
Как великолепен, как величествен и горд, как притягивает взгляд двуглавый красавец: нежно-розовый под лучами просыпающегося солнца, ранним утром, ослепительно-белый в полдень, иссиня-черный ночью, когда меж его столбов-вершин, словно в люльке, висит полная луна. Населявшие Кавказ народы видели в вершине воплощение величия и мощи, что и отразили в названиях. Только у балкарцев их более тридцати, а самое известное – Минги-Тау – тысячная гора. Кабардинцы называют великана Ошхамахо – гора счастья, черкесы – Куско мафь – гора, приносящая счастье, осетины – Уро-хох – белая гора, персы – Джин-падишах – царь горных духов, грузины – Ял-буз – белоснежная грива… Ни одна из вершин мира не имеет такого множества – около сотни – звучных и гордых названий.
Cедоглавый великан тех, кто к нему относится свысока, не прощает. Несчастные случаи с неподготовленными альпинистами, переоценившими свои силы, тут, увы, не редкость.
Приэльбрусье – волшебная страна, лежащая в верховьях реки Баксан, место притяжения туристов, альпинистов, горнолыжников. Каждый, побывавший здесь хотя бы раз, знает: ежедневно здесь можно открывать для себя что-то новое, неизвестное, маняще-привлекательное.
Стремишься вверх? От поляны Азау уплывает в небеса выкрашенный в яркий цвет вагончик канатки. Несколько минут – и вот уже горнолыжная станция «Старый кругозор». Пересел в другой вагончик – и тебя встречает горнолыжная станция «Мир», расположенная на высоте 3500 метров над уровнем моря. Любишь горнолыжный спорт? К твоим услугам Чегет, чьи склоны – на любой вкус, ничуть не уступают горнолыжным курортам таких европейских грандов, как Австрия, Италия, Франция, Швейцария. С обзорной площадки, расположенной на высоте 2750 метров, открывается панорама Баксанского ущелья.
Горнолыжный сезон длится больше шести месяцев (с ноября по апрель), включая в себя множество спортивных соревнований и фестивалей.
Когда мы назвали Приэльбрусье кавказским Куршевелем, будучи уверены, что польстили этим местам, то услышали, что совсем скоро французский курорт потускнеет на фоне красот и чудес Кабардино-Балкарии, ведь только тут постигаешь истинный смысл слов «дикая природа», «нехоженые тропы», «первозданная красота».
Из семи пятитысячников Кавказа шесть (за исключением Казбека) находятся на территории Кабардино-Балкарии: Эльбрус, Дых-тау, Коштан-тау, Шхара, Джанги-тау , Пик Пушкина.
Древние греки связывали с ними своё происхождение. По их сказаниям, к вершине Эльбруса был прикован титан Прометей, которого они считали своим прародителем.
Реки и образуемые перепадами высот водопады, озёра, ледники, подземные источники – всем этим Создатель наделил землю Кабардино-Балкарии необыкновенно щедро. Среди самых известных ниспадающих потоков – Чегемские: малый и большие; Терскольский – Девичьи косы, что в Приэльбрусье. Мимо Чегемских водопадов проходит комфортабельная автомобильная трасса.
Водопады Султан и безымянный на реке Балык-су, что в урочище Джилы-су (Северное Приэльбрусье), в летнюю пору являют такую невиданную мощь, что водяная пелена висит в десятках метров от них. Водопад Абай-су (верховья Чегемского ущелья) несётся вниз по столь малому каменному руслу, что силой своего направленного узкого жала способен разрубить всё что угодно. Водопад Сюйеме-су (Хуламо-Безенгийское ущелье) имеет на весьма небольшом отрезке несколько перепадов, один другого краше. Ни один из водопадов Кабардино-Балкарии невозможно сравнить с Гедмишхом. С высоты более 70 метров, опоясывая скальный выступ, несутся вниз водяные потоки. Их периметр приближается к сотне метров. Вода многоцветная, обрамленная изумрудьем мхов.
Впрочем, всё это богатство природы лучше хотя бы один раз увидеть. А увидев, начинаешь понимать, как бедна была твоя жизнь без этой невероятной красоты!
Нальчик... Слово, ассоциирующееся с чем-то спокойным, тихим, добрым и при этом юным. Он и оказался таким – город, утопающий в зелени, уютный и светлый, скромный и добродушный, чистый и солнечный, молодой и очень гостеприимный. Маленькая деталь: кафе в гостинице «Альпинист», в которой мы остановились, работало круглосуточно. Приехав в любое время из своих репортёрских поездок, мы могли там, отогревшись, очень вкусно, в спокойной обстановке перекусить и поделиться впечатлениями дня.
Значение имени города не имеет единого толкования. Будем придерживаться того, что устоялось. «Нал» в переводе с языков титульных народов означает «подкова». Нальчик – значит «срывающий подкову». Из-за почвы – глинистой и вязкой – кони всадников здесь часто теряли подковы.
По другой версии, город назвали так из-за географического положения, ведь с трех сторон столицу Кабардино-Балкарии окружают горы. С юга и юго-запада – Главный кавказский хребет с его величественными пятитысячниками Дых-тау и Каштан-тау, севернее – горный массив жёлтого цвета, на западном крае которого расположена вершина Кара-Кая, а на восточном – Ак-Кая, превышающие три тысячи метров. За его суровость этот массив люди назвали Скалистым хребтом.
Нальчик – город сравнительно молодой. До последнего времени считалось, что он основан в 1818 году (по другой версии – в 1822 году) как одна из крепостей Кавказской линии, призванной укрепить позиции России на Северном Кавказе. Но в 2004 году Нальчик торжественно отметил своё… 280-летие, так как учёные выдвинули три даты его образования: как поселения – 1745-й, как административно-политического центра – 1807-й, как военной крепости царской администрации – 1822-й.
Когда мы спросили о главной достопримечательности Нальчика, нам посоветовали погулять по парку. Несмотря на позднее время, снегопад и довольно морозную погоду, гуляющих семьями и компаниями было много. Парк произвёл неизгладимое впечатление. Получивший не так давно название Атажукин сад (в честь кабардинского князя, коему он одно время принадлежал), парк – один из красивейших не только на Северном Кавказе, но и во всей России. Расположен он на левом берегу реки Нальчик и занимает площадь более чем 250 гектаров. Главная аллея – излюбленное место прогулок горожан и гостей Нальчика. Широкая, протяжённая (почти полтора километра), прямая, как стрела, она словно разрезает парк на две части, и кажется, что заканчивается где-то там, у подножия снежных вершин Центрального Кавказа.
Подступ к ней предваряет изумительная по красоте аллея голубых елей. Тех самых, что посажены на Красной площади и Поклонной горе, красоту которых сумел сохранить и приумножить известный садовод-селекционер И. П. Ковтуненко.
Нальчикский парк – это удивительное многообразие мира флоры. Чего здесь только не увидишь! Когда дикоплодовые деревья и кустарники начинают цвести, кажется, что это зима, вернувшись на мгновение, разбросала пышные шапки сугробов. Это впечатление ещё более усиливается, стоит лишь подуть ветерку: полетят, завихрятся в метельном вальсе белоснежные лепестки. Нальчикский парк – это не только встреча с природой, но и организованный, налаженный отдых: канатная дорога на Малую Кизиловку с возведённым прямо на ней экзотическим рестораном «Сосруко», городки аттракционов, зоопарк, несколько озёр, плавательных бассейнов, горная речка, полнящаяся водой с ледников, бар, Дворец торжеств «Эльбрус», Зелёный театр…
Нальчик – это и курорт, обладающий поистине уникальными условиями для лечения и отдыха. Лечебные свойства минеральных источников, бьющих в Нальчике и его окрестностях, были известны местным жителям с давних пор. Отмечали их целебную силу и многочисленные путешественники. В конце прошлого века появились на месте будущего курорта и первые частные дачи, ибо здесь, как писала владелица одной из них, известная украинская писательница Марко Вовчок: «...чудесно и лечиться, и жить. Воздух удивительный: ни слякоти, ни ветров»... Свидетельствуем: эти характеристики актуальны по сей день.
Кабардино-Балкария завоёвывает тебя тотально, через все органы чувств. Через зрение, ежесекундно фиксирующее необыкновенную красоту природы и ухоженность селений, в которых чистота начинается с уборки территории, примыкающей к дому, в котором живешь. Через дыхание, когда, словно божественный нектар, пьёшь воздух, насыщенный ароматами местных растений. Наконец, через вкусовые рецепторы. Кухня Кабардино-Балкарии – отдельная увлекательная тема.
Кавказский этикет гласит: гость – священная особа. Он приносит с собой счастье и благополучие. Обычаю гостеприимства верны все кавказцы, независимо от их состоятельности. «И бедный человек угостит, чем может, накормит коня, а чего не имеет, займёт у других», – свидетельствует тот, кто путешествовал в горах Кавказа в XIX столетии.
На случай приезда гостей в каждом доме имелся запас съестного. За стол с гостем после долгих уговоров садится тот, кто по годам и статусу ближе всего к гостю. Сыновья и дочери хозяина стоят неподалеку, прислушиваясь к разговору и незамедлительно выполняя поручения хозяина дома и гостя. Кстати, этот обычай свято соблюдается не только на Кавказе, но и в семьях выходцев из кавказских республик, которые живут вдали от своей малой родины.
Перед основной трапезой, пока хозяйка с дочерьми или снохами готовит еду, на стол перед гостем ставится блюдо со свежими или сухими фруктами, орехами. Затем подаётся сыр с пастой – круто сваренной пшённой кашей, блюдо с хычинами (невероятно тонкие лепёшки с сыром, картошкой, мясом) или лакумом (пышки, зажаренные в кипящем масле). Затем следуют мясные блюда.
У каждого хозяина свой рецепт приготовления. За столом хозяева следят, чтобы гость насытился. Согласно кавказскому этикету считается бестактным съесть свою порцию раньше гостя, так как в этом случае гость тоже будет вынужден прервать трапезу.
Пока гость находится в доме, его верхнюю одежду чистят, приводят в порядок. Этот обычай свято соблюдается и в наши дни. Совершенно исключается даже намёк на то, что гость задержался и ему пора бы и восвояси.
За время командировки в Кабардино-Балкарию нам не раз пришлось на себе испытать, что такое гостеприимство. О том, как быстро и вкусно готовят кабардинки и балкарки можно рассказывать долго. Даже заказанная на завтрак дежурная яичница в буфете гостиницы «Альпинист», где мы жили, вдруг оказывалась необыкновенно вкусной, потому что зажарили её в сметане, посыпав сверху брынзой и зеленью.
А представьте себе кафе внутри скалы, из окна которого, метрах в 30, видны замёрзшие Чегемские водопады, а внутри скалы – камин, выложенный из натурального камня, обработанного рекой. Внутри очага жарко полыхают поленья. На скамейках лежат шкуры. И нам, замёрзшим путникам, подают дымящуюся шурпу, шашлыки, выложенные пирамидкой, внутри которой полыхает живой огонь, национальный пирог, домашнее вино, настоянное на ягодах и травах, нарзан не в бутылках, а в кувшине – ведь нарзанный родник бьёт из-под земли тут же, прямо во дворе.
В «спящую красавицу» нельзя не влюбиться. Но мы далеки от намерения нарисовать идиллическую картинку. Негатива здесь тоже хватает (вспомнить хотя бы взрывы канатной дороги в Приэльбрусье). Но, как мы не раз убеждались в своих путешествиях, страхи сильно преувеличены. И не эти отдельные эксцессы определяют нынешнюю жизнь республики. Поэтому мы сегодня расскажем не о сиюминутных проблемах, а о том, что не показывают в выпусках новостей, но чем славится эта щедрая, прекрасная, гостеприимная и загадочная терра инкогнита.