Открытая книга

Сегодня не представляет никакой проблемы найти данные о человеке, который дал рождение мусульманству. Мы представляем только небольшую часть данных из открытых источников о Пророке Мухаммеде (Да благословит Его Аллах и приветствует!). Очень надеемся, что для кого-то это будет только первой ступенькой для изучения этого учения и познания роли его основателя.

Курейши

Основатель ислама – пророк Мухаммед (Магомет) родился в Мекке приблизительно в 570 году. В некоторых версиях датой его рождения указывается апрель 571 года. Согласно преданиям, его рождение предсказали Ибрахим, Исмаил и Иса (библейские персонажи).

В арабское летосчисление 570-й год вошел как Год Слона. Это связано с походом правителя Йемена Абрахана на Мекку. Завоеватель и его воины шли на слонах к ужасу местных жителей, которые не видели ранее таких животных. Поход не был удачным: завоеватель развернул войско на полпути, а сам умер в дороге.

Историки строят догадки по поводу случившейся эпидемии чумы, которая унесла не только жизни воинов, но и жителей Мекки. Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения. В 6 лет мальчик стал сиротой: умерла его мать. А еще через два года скончался и его дедушка Абдалмутталиб. Он был смотрителем при храме Кааба. Мухаммед стал воспитываться в семье дяди – Абу Талиба.

Клан Мухаммеда относился к влиятельному и богатому роду курейш. Они должны были следить за сохранностью духовных святилищ. Род делился на две крупные группы – «внутренние» и «внешние» курайшиты. Первые были элитой, вторые занимали более скромное положение. Мухаммед принадлежал ко второму роду. Его детство трудно назвать сытым и обеспеченным.

Он был пастухом, пас скот в окрестностях Мекки. У мальчика было много свободного времени и необычный круг общения. Рядом с ним были бедуины. Они говорили на чистом арабском языке. Но Мухаммед учился у них не только языку. Кочевники научили его выживать в пустыне, передвигаться и защищаться.

Голос

Так складывалось, что путь духовного постижения оказался у него многогранным. Ему было 12, когда дядя взял его с собой в длительную поездку по торговым делам в Сирию. Он оказался в круговороте религиозных идей иудаизма, христианства, иных вероисповеданий. Он, по дошедшим до нас свидетельствам, не владел грамотностью. Но жадно впитывал и запоминал все услышанное.

Мухаммеду исполнился 21 год, когда его «торговая карьера» совершила судьбоносный поворот. Он стал работать приказчиком у Хадиджи. Она овдовела, но весьма успешно вела свои дела. Мухаммед ездил по торговым делам, юноша живо интересовался местными обычаями и традициями.

Как это часто бывает, общее дело накрепко связало двух единомышленников. Хадиджа и Мухаммед поженились. Утверждали, что брак этот был счастливым, несмотря на то, что жена была намного его старше. Но, обретя вторую половину, Мухаммед не остановил духовные искания, скорее, наоборот. Он начинает ценить возможность глубокого созерцания. Ищет пещеры в пустынях и спускается в них, чтобы в полной тишине, вдали от суеты обдумать многое из увиденного и услышанного. Поворотным для него событием стало видение. В 610 году в пещере горы Хираперед ним встала светящаяся фигура архангела Гавриила. В переводе И. Ю. Крачковского эта история звучит так:

«…Он услышал голос, возвестивший ему, что он посланник Бога. Мухаммед был напуган этим видением, за которым последовал приказ: «Читай!». Мухаммед ответил, что он не может (т. е. не умеет) читать. Приказ был повторен, и таинственный незнакомец тяжело навалился на его тело, и Мухаммед вновь услышал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал». (96.1–5).

КУЛЬТ ИСЛАМА

В исламе вся жизнь человека рассматривается как служба Всевышнему. Мусульманин должен, по Корану, рассматривать себя в качестве раба Аллаха, которому земная жизнь дана для приготовления себя к загробной жизни через прохождение испытаний, ниспосланных свыше. «Все то, что имеется на свете, – говорится в одной современной мусульманской книге, – создано Всевышним Аллахом для людей. Всем этим мы пользуемся... За все эти дары, созданные Аллахом для нас, мы должны выражать нашу благодарность. Богослужение считается выражением благодарности и проявлением покорности велениям Аллаха».

Верующий на своем жизненном пути все обязан совершать именем Аллаха и для Аллаха. Этим объясняется непростая процедура обрядности, характерная для ислама. Она складывалась много веков. За многовековую историю ислама сложилась определенная система богопочитания, отправления религиозных обязанностей в соответствии с учением Корана, указаниями, содержащимися в изустных и письменных преданиях, освященных традицией и духовенством.

Начало

Первые проповеди он прочитал среди близких, по сути, переход к новой вере шел тайно. Его жена, племянник Али, вольноотпущенник Зайд и друг Абу-Бакр первыми приняли ислам. Он говорил о единобожии, суверенности Господней воли, его справедливости и сострадании. Это стало ядром новой веры. Отсюда пошло и ее название «ислам», то есть «покорность», а тот, кто «покорился», стал мусульманином.

Кроме того, он говорил о необходимости праведной жизни, о грядущем Божьем суде и необходимости к нему готовиться всю жизнь. Он приводил примеры всемогущества Аллаха, соз давшего человека, а также все живое и неживое на земле.

Своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Мухаммед говорил об особой роли Ибрахима (Авраам) как праотца арабов и евреев и первом, кто проповедовал единобожие. И миссию свою он видел в восстановлении его веры.

В 610 году новый мессия начинает открытые проповеди. Его встречают… насмешками. Однако Мухаммед продолжает собирать слушателей и буквально завораживает все новые и новые аудитории своим стилем изложения новой религии. Он сплетает элементы родственных религий – иудаизма и христианства, упоминает библейские сюжеты в собственной интерпретации необычной манерой изложения. Он читал проповеди речитативом, как сказали бы сегодня, «белым стихом».

Изгнание

Постепенно вокруг него объединяется группа единомышленников. Ее состав весьма разношерстный – это представители разных слоев общества. Их сначала было немного, но они готовы были следовать за своим учителем. Это объединение стало тревожить аристократию Мекки. Они увидели в новом духовном лидере угрозу своему благополучию.

Что насторожило их более всего? Мухаммед осуждал идолопоклонство, был против Каабы. А для Мекки паломники, устремлявшиеся к идолу, год за годом обеспечивали знати безбедное существование. Ну и конечно объединение значительной группы под знаменами одного лидера, их сплоченность вызывали тревогу у правящей верхушки. Во все времена правители понимали, чем может обернуться народное единение. Раздражение вызывал и тот факт, что авторитет старых кумиров и ценность прежних традиций Мухаммедом ставились под сомнение.

ДОСЛОВНО

Дошедшие до нас высказывания Пророка Мухаммеда дают представление о неординарности этого человека. Он емко и ярко говорит о том, что волновало человечество 15 веков назад и будет волновать еще столько же времени, пока не угаснет жизнь на Земле. Судите сами.

О семье

  • Вера в Бога Единого заложена в каждом ребенке отроду, и только родители делают его другим.
  • Самая совершенная вера у того, кто самый благонравный и самый добрый к свой семье. Не войдет в рай тот, кто оставит родителей в старости.

О чувствах и добродетели

  • Мусульманин – это тот, кто никогда не причиняет вреда другому ни языком, ни руками. Тот, кто познал себя, познал Всевышнего.
  • Поистине, есть знания, которые нежелательно знать, есть и слова, которые нежелательно изрекать.
  • Всевышний не смотрит на ваше тело и красоту, однако Он смотрит на ваши сердца и поступки.
  • Поистине, большая радость быть искренним и честным.
  • Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!
  • Каждый человек ошибается, но достоин похвалы тот из вас, кто, осознав свою ошибку, пытается ее исправить.
  • Старайтесь преодолеть чувство зависти, ибо зависть пожирает добрые дела столь же быстро, как огонь пожирает древесину.
  • Если ты испытываешь чувство любви к своему брату, поспеши сказать ему об этом. О, Аллах, я ищу Твоей защиты от чувства тревоги и печали, от проявлений слабости и лени, от трусости и малодушия, от скупости и бремени долгов, от притеснения со стороны окружающих.
  • Если два мусульманина скрестят мечи, то и убивший, и убитый попадут в Ад, потому что у обоих было одно намерение.
  • Сильный человек – это тот, кто может управлять своим гневом.

О семье и жене

  • Помогать жене – это благодеяние.
  • Почитает женщину только благородный, а унижает ее – только подлец! Распутство одной женщины-развратницы подобно распутству тысячи развратников-мужчин. Праведность, благочестие одной женщины подобно благочестию семидесяти праведников.
  • Обходитесь с женщинами хорошо, ведь поистине женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть (язык). Если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, а поэтому (всегда) обходитесь с женщинами хорошо.
  • Свято относитесь к родителям, тогда увидите благодать от своих детей. Будьте чисты к женам (т. е. не совершайте прелюбодеяния), тогда и они будут к вам чисты!

О вере

  • Если то, что я делаю, – в ущерб мне и вере моей, жизни моей сейчас и потом, то избавь меня от исполнения этой задачи.

В 622 году Мухаммед был вынужден покинуть Мекку. К этому моменту против него сошлось все. Умерла верная и любимая Хадиджа, не было в живых и его дяди – Абу Талиба. Эти две трагедии подорвали внутренние опоры Пророка. Кроме того, недремлющая знать организовала против него заговор. Мухаммеда вынудили уехать в город своей матери Ятриб. Он привез ему новую религию, своих последователей, и город стал называться Мединой – Городом Пророка. Мединцы приняли Пророка благосклонно. Этому способствовал и тот факт, что здесь жила группа евреев. Но и остальные горожане приняли новую религию. Медина стала мусульманской за достаточно короткий срок. Первая и сильная община приверженцев новой веры оформилась именно здесь. Это дало основание считать год переселения Мухаммеда первым годом новой эры – мусульманской (хиджры – дословно: «переселение»).

Помимо Медины, большая группа мусульман эмигрировала в Эфиопию, где их тоже встретили с пониманием. Более того, когда мекканская знать отправила своих представителей к эфиопскому царю с требованием выдворить беженцев, тот отказал им. Посланники Мухаммеда нашли тут теплый и радушный прием, а также покровительство.

ОБРЯДЫ В ИСЛАМЕ
(найдены в открытых источниках)

Чтение Корана

В богослужебном ритуале чтению Корана уделяется очень большое внимание. Считается весьма похвальным, если в доме мусульманина имеется Коран, независимо от того, умеет он читать или нет. Наличие в доме Корана понимается как хранение священной реликвии. Существует поверье, будто он ограждает дом от несчастий, злых духов, дурного глаза, постоянно благословляет обитателей дома. Кроме того, среди мусульман распространена клятва на Коране при совершении сделок – обычай, в силу которого свидетельство человека с Кораном в руках должно приниматься всерьез, за истину, а обещание, данное при Коране, должно вызывать уверенность в исполнении, и т. д.

В мусульманских странах все значительные события, праздники, торжества, пуск промышленных объектов, словом, начало всех общественных мероприятий открывается чтением Корана, транслируемым по радио и телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран.

Другие религиозные книги, сборники преданий и т. п. читаются значительно реже, и, конечно, ни в коей мере не могут сравниваться с Кораном – главной священной книгой мусульман.

Намаз (молитва)

Мусульманин обязан молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва – одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая – утренняя молитва на заре (салят ассубх) – совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых ракатов, т. е. поклонений, падений ниц; вторая – полуденная (салят асазухр) – из четырех ракатов; третья – во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, – из четырех ракатов; четвертая – при заходе солнца (салят альмагриб) – из трех ракатов; пятая – в начале ночи (салят аль-иша) – состоит из четырех ракатов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц Рамадан введена особая молитва – «тарауих-намаз», совершаемая после проведенного днем поста.

Ритуал намаза очень сложен, он требует соблюдения множества скрупулезных правил, малейшее нарушение которых приводит к «неэффективности» молитвы. Это обстоятельство вынуждает верующих сосредоточить все свое внимание, собрать всю волю на совершение обряда молитвенного поклонения Богу. Перед намазом человек обязан совершить ритуальное омовение – тахара.

Содержанием молитвы являются слова, прославляющие Аллаха, формулы, выражающие преклонение, восторг и унижение перед ним, чаще всего употребляется первая сура, аяты из 103, 108, 112, 114-й сур Корана.


Суннат

Суннат – обряд обрезания крайней плоти, которому подвергаются мусульмане еще в младенческом возрасте. Суннат происходит от слова «сунна», которое означает мусульманское священное предание и относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые народы и национальности рассматривают этот обряд в качестве важной черты, характерной особенности национальной принадлежности. Исключая из этого обряда религиозное содержание, некоторые склонны даже рассматривать его как целесообразную в гигиеническом отношении процедуру. Однако в любом случае духовенство вкладывает в суннат религиозный смысл.

Милостыня

Обряд подачи милостыни осуществляется в соответствии с указанием Корана. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите» (3, 86). «Каждое пожертвование, какое ни пожертвуют они, малое ли оно будет или большое... записано будет за ними, для того чтобы Богу наградить их наилучшим благом..» (9, 122).

Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Она имеет две формы: «закят» и «саадака». «Закят» в исламском теократическом государстве означал налог, выплачиваемый натурой. Это то, что мусульманин обязан делать. В настоящее время более распространенную форму имеет «саадака» – добровольное даяние («милостыня по внезапному побуждению») в пользу нищего, бедствующего, увечного, калеки или в пользу храма.

Из колыбели ислама

Мединский период определил успех распространения учения Мухаммеда. Он не прекращает работать над его развитием. И вскоре влияние и популярность идей исламского Пророка охватывают большую часть населения южной и западной Аравии. Спустя 10 лет после отъезда из Мекки, Мухаммед возвращается в город, с которым связан большой отрезок жизни. На сей раз его встречают как самого желанного гостя и влиятельного аристократа. Мекка объявляется священной столицей ислама.

В эти годы сложилась практика обрядовой службы ислама. Мухаммед был сторонником чтения молитв, сопровождающимся падением ниц. Объектом поклонения стала Кааба, которая, по их представлениям, первоначально была посвящена Аллаху Авраамом. Но потом от этого обычая мусульмане начали отходить. Идолопоклонение стало осуждаться.

Несмотря на победоносное пришествие Мухаммеда, горожане Мекки, в отличие от Медины, в массовом порядке не спешили принимать ислам. Им было страшно терять статус города. Он был крупным торговым центром. Мухаммеду и его сподвижникам понадобилось немало сил и времени, чтобы переубедить большинство. Только после этого языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней. И с той поры мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. А сам город принял новый светский статус – религиозный центр.

К 630-му году обрядовое и символическое измерения новой религии в основном сформировались. Они соединили в себе, помимо христианства и иудейства, элементы мифического прошлого Аравии, ритуалы и обычаи островитян. Достаточно отметить, что корни мусульманского паломничества в Мекку (хаджа) были «заимствованы» из первоначального монотеизма Авраама.

Некоторая рациональность стала очевидна и в разделении роли и статуса Мухаммеда в обоих городах. В Мекке он организовал религиозный культ, а в Медине был политическим и духовным лидером, именно здесь его слава и популярность оказались высокими. Отсюда его единоверцы разъезжались по всему полуострову с идеями пророка. Здесь, по признанию историков, зародилась Умма – мусульманская община. И она положила начало идеальному варианту союза духовенства и государства.

После обращения в новую веру Мекки Мухаммед несколько раз возвращался в Медину. Незадолго до смерти он и его сторонники разрушили языческие идолы вокруг Мекки. Этот древний культовый центр был освящен заново, теперь это – святилище ислама.

В 632 году Мухаммед совершил свой последний хадж в Мекку. 8 июня 632 он завершил свой земной путь. Его похоронили в Медине.

Откровения

В его счастливом браке с Хадиджей родилось шестеро детей – два сына и четыре дочери. Сыновья умерли очень рано. Все, кроме одной дочери, – Фатимы, ушли также при жизни отца. Она стала единственной наследницей Пророка.

Если учитывать, насколько духовно была близка к Мухаммеду Хадиджа, то можно констатировать, что она сыграла огромную роль в зарождении нового учения. Ей было 55, а мужу около сорока, когда он рассказал о приходящих к нему пророческих откровениях. И она приняла их сразу, поддержала его. В то время Мухаммед был не единственным мыслителем, поглощенным изучением своего духовного опыта. Коран называет их ханифами (буквально – «правильно склоняющиеся»). Но именно Мухаммед сумел оформить свое учение и распространить его. В этом огромная заслуга Хадиджи.

После первого пришедшего откровения последовали и другие. Перед некоторыми из них и в момент прихода Мухаммед испытывал беспокойство. Так продолжалось до самой смерти. И каждый раз после принятия им божественного послания, он говорил ученикам о новом открывшемся озарении. Он словно читал книгу, доступную только ему одному. И транслировал эти записи ученикам. Название Коран пришло отсюда – «чтение вслух» собранных проповедей. Если вдуматься, то можно понять и почувствовать, насколько великим был человек, не знавший грамоты, но познавший истинный смысл философии человеческого бытия.

Книга книг

…Через 18 лет после смерти Мухаммеда был оформлен Коран. В него вошли записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Он разделен на 114 глав (сур). Они расположены по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие – к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) даны без хронологического порядка. Совсем незаметны и следы редакционно-литературной отделки. Это роднит книгу с Евангелием. Без литературных украшательств, изречения, продиктованные Всевышним, жизнью, страданием, болью, верой.

В книге Шамиля Аляутдинова «Путь к Вере и Совершенству» приводится такое изречение Пророка об Иисусе: «Я более близок к Иисусу, чем кто-либо. Поистине, не было пророков между его ниспосланием и моим. И, поистине, он будет ниспослан еще раз… Во время Второго Пришествия Иисуса Антихрист будет уничтожен Господом. Мир и спокойствие распространятся на все земли, будут мирно соседствовать львы и верблюды, тигры и коровы, волки и овцы… Дети будут свободно играть со змеями, и никто из них не будет причинять вреда другому. И будет Иисус находиться на земле столько, сколько пожелает Господь, после чего смерть постигнет его, и будет захоронен мусульманами…».

Мухаммед предсказывал не только смерть Антихриста и его последователей, но и период мира и благополучия.

Если говорить о величайшей политической проницательности Мухаммеда, то стоит отметить, насколько он был дальновидным и гибким политиком. Он продвигал идеи Уммы, расширял круг ее сторонников до последнего дня. Причем он не требовал от тех, кто заключал с ним соглашения, становиться мусульманами. Но в отличие от древнеарабского обычая, при котором все пакты автоматически теряли силу по смерти великого вождя, договор между племенами и Уммой оставался вечным, ведь он заключался между их представителями Всевышним. И мы можем смело говорить о том, что Пророк Мухаммед скрепил арабское единство. Вера в истинном смысле этого слова стала цементирующей основой общества. Так было, так и есть (с.а.с.)!


По заветам шейхов:
Слово спонсора Жизнь веры
Слово автора Подарок шейхов
Открытая книга
Шейх Кунта-Хаджи Кишиев Путь к истине
Шейхи Дени и Бах1аудин Арсановы Колыбель вайнахских миротворцев
Шейх Батал-Хаджи Белхороев Наследие Батал-Хаджи
Шейх Баматгирей-Хаджи Митаев (1овда) Святыни двух республик