Сделано немало. Мы рассказали о Дикой дивизии, о героях Великой Отечественной войны, о замечательных спортсменах, о тех, кто честными намерениями и добросовестным трудом обессмертил свою фамилию и малую Родину…
Все наши герои вопреки обстоятельствам и невзгодам показывали, что ингуши – особенные. И вот теперь мы подошли к главному вопросу. Откуда эти великодушие и доблесть? Где истоки нравственности, покоряющей стойкости и ошеломляющего мужества? Как и благодаря чему возник и сохранился этот особый дух, выделяющий вайнахов среди остальных народов? Ведь именно они – ингуши, чеченцы – неоднократно доказывали старую мудрость: дело не во множестве людей, а в силе духа, который движет ими.
Сегодня мы рассказываем о необычном, сакральном и оттого очень притягательном. О феноменах и духовных явлениях, о нравственных камертонах вайнахского общества. Мы рассказываем о шейхах – овлия.
У каждого народа есть слово, определяющее неземное качество, добродетель, особую приближенность человека к Всевышнему. У вайнахов таких называют «овлия».
Шейхами не рождаются. К этому званию человек идет всю жизнь, становясь примером для остальных. Историю моего народа определили суровые времена. Горцы вынуждены были постоянно отстаивать право жить на своей земле по своим законам. И Всевышний оберегал этот народ, посылая вайнахам на переломе эпох овлия. Эти люди помогали горцам спастись, сохраниться как этнос, сберечь наследие и традиции. Они приходили в разные уголки Кавказа со своим путем познания Истины. Но в конечном итоге это оказывались разные тропинки, ведущие к исламу. Как ветви одного дерева тянутся к солнцу, так вайнахские тарикаты устремлялись к вере, доказывая, что в этом мире не обесценивается только духовное богатство.
Шейхи-Устазы проповедовали горцам согласие и мир. Иногда ценою собственной жизни. Их гнали в ссылку, выдавливали с родины, запрещали вести проповеди… Но рядом с ними оказывались верные ученики (мюриды), и богоугодный путь продолжался. Даже после смерти места захоронения шейхов продолжают оставаться местом паломничества. Люди шли и идут к ним, чтобы попытаться приблизиться к разгадке их тайны, ощутить высшую благодать и укрепиться в вере.
Век интернета предоставил широкие возможности следования по пути Истины. Вайнахи, как и многие мусульмане, уезжают учиться в исламские вузы Ближнего Востока. И вот уже появляются молодые, считающие себя богословами новой формации. Они берутся утверждать, что, благодаря влиянию извне, выводят веру на новый уровень.
Все знают, что Коран является одним из величайших духовных и литературных источников, оставленных человечеству, и из него можно почерпнуть не только постулаты религиозной веры, но и глубочайшие философские мысли. В нем собраны постулаты, которые понятны и близки мусульманину, выбравшему путь истинной веры. Тогда как мода на духовные эксперименты, как показывает история, может принести страдание и слезы.
Побывав в семьях потомков шейхов, возле зияртов Устазов (учителей), увидев воочию, насколько сильны традиции сохранения памяти о них, мы пришли к простой и разумной мысли. Есть смысл сегодня прислушиваться к духовным камертонам вайнахов. Именно сейчас, когда многие образованные люди испытывают искушения на духовном перепутье.
Нуждаемся ли мы в новом порядке, если учения Устазов прошли все проверки и испытания временем? Благодаря им мы имеем то, что имеем: глубоко верующее вайнахское общество с традициями, которыми восхищается весь мир. Силу духа, высоту души наши предки пронесли через века. Мусульманское братство вайнахов – это общество взаимного сострадания и связанности. И этот принцип ислама – один из основополагающих.
Добродетельность и справедливость были желанны во все времена. Нам очень хочется напомнить, что говорил Пророк (с.а.с): «Верующие в их взаимной любви, милости и сострадании подобны телу: если одна часть болит, то все тело не спит, и его лихорадит». (Муслим (2586))
Увы, сегодня болезни затронули и мусульманское общество. Отсюда – многие беды. А ведь столетия назад мир раздирали те же искушения сомнением! И в него пришли овлия.
Не случайно этот выпуск «Наших лиц» мы начинаем с жизнеописания Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!). Он был Посланником Всевышнего, последним из Пророков Создателя, который принес в мир спасительное послание – Коран.
Мы можем почувствовать себя ближе к Нему сегодня, открыв Книгу книг или обратившись к наставлениям и заветами наших устазов, шейхов-овлия.
Их слова, помыслы, поступки шли в соответствии с Суннами, с Кораном.
Мы ни в коем случае не создаем культ личностей, не занимаемся идолопоклонством, а показываем как они своим примером доказывали, что Коран – исцеление, наставление и руководство для людей.
Меняются времена, правители, жизненный уклад, а Коран, как и заветы наших устазов – это константа в бурно меняющемся мире.
Ни один устаз не говорил и не шел вразрез Корану и сурам. «То, что не написано в Коране, это не от меня», – говорили наши устазы. Насколько важно сегодня также четко и убежденно следовать их заповедям, не позволяя собой манипулировать. Если все мы будем стойкими, выбирая праведный путь с верой в единого Всевышнего, в Аллаха, мы достигнем нашей главной цели, о которой молимся, мечтаем, думаем: мира и согласия на нашей многострадальной земле.
Встречаясь во время подготовки выпуска с представителями разных тарикатов, мы увидели насколько толерантно могут существовать на небольшой по площади территории люди, идущие разными духовными путями, но имеющие единое вероубеждение.
Они единодушны, говоря о том, что путь спасения – это путь к вере, это почитание своего Пророка (с.а.с.).
Всем нам повезло. Мы сегодня можем изучать наследие шейхов. Но уже имеющиеся в открытом доступе издания мы не стали конспектировать в выпуске «Наших лиц». Ищущие и страждущие найдут их. Мы же выбрали свой путь познания. Все опубликованные в журнале тексты и фотографии – оригинальные. Под одной обложкой собраны наши встречи, впечатления, размышления, которые, надеемся, пробудят тягу к дальнейшему изучению духовных основ. И пока мы выбираем этот путь, ведем по нему наших детей и внуков, ответ на вечный вопрос о судьбе человечества будет обнадеживать. Помните, что ответил Пророк о конце света? Он наступит, когда исчезнут надежда и вера в людей. Мы верим, живем, надеемся и поэтому побеждаем!
Искренне Ваш,
Башир Куштов