Сведения о контактах предков г1алг1ай с Индией в ингушском устном творчестве в далеком прошлом не зафиксированы, если не считать рассказ, записанный нами в 1999 году в с. Джейрах со слов Мусса – молла Цицкиева, о том, что он слышал от старших. Они говорили, что г1алг1ай 4 тысячи лет тому назад ходили в Индию в качестве охраны караванов, и многие оттуда не возвращались. В качестве примера возможных индийско-ингушских контактов хотелось бы привести фотографии трех керамических изделий (изображений) с индийскими мотивами из археологических раскопок в Ингушетии (1999 г.), хранящихся в основном фонде Ингушского государственного музея краеведения им. Т. Мальсагова под о. с. №№7798, 7799, 7800 и впервые вводимые нами в научный оборот. Эти предметы требуют, конечно, своего научного описания специалистами, поэтому мы даем их без комментариев.
Как интересный факт хотелось бы отметить также, что в ингушском языке имеются два устойчивых архаических выражения, которые могут иметь отношение к Индии...
Первое. «Сикким г1олба уж» («пусть идут в Сикким»), которое употребляется обычно женщинами в отношении людей, которые ушли куда-то, изрядно надоев кому-то, и которых не хочется вновь видеть. Оно сближается с русским выражением «пусть идут, куда подальше». Значит, послать в Сикким означает послать туда, откуда или не возвращаются, или, если и возвращаются, то не скоро.
Название Сикким в других северокавказских языках нами не обнаружено. Сикким (анг. Sikkim), как известно, штат в Индии, расположенный на северо-востоке страны в Гималаях. Иногда его называют последней гималайской Шангри-Ла из-за его удаленности и прекрасных высокогорных пейзажей.
Второе. «Ражи санна, ма ваг1ий хьо, воле хьа г1атт» – при обращении к мужчине, сидящему в торжественной, величественной позе: «Что ты восседаешь, как ражи, давай вставай».
«Ражи» здесь выступает как «господин», «правитель». Это выражение нами было услышано в 1960-х годах от Газиковой Хьайбат.
Ингушское «ражи», возможно, сближается с индийским «раджа» – «правитель, царь, царский». Исследователь De Charencey в работе «Les noms de nombre dans les dialects de L' Himalaya» – /Journal Asiatique. Tome XX. Juillet-Aoút 1902. Paris. 15./ приводит несколько схожих слов из ингушского языка с языками народов, живущих у Гималаев. «Dent» Chépang (dial. du Népal), srek; – Tchétchenze, tzergitsch; – Jngoutche, tzargitch; – Touchi, dzerka. «Main» Lepcha (dial. du Sikkim), kaliok; – Ingoutche, koulg; – Georgien, khéli.
«Pied» Mroú (dial. Barman), kouk; – Sino-lndou (d'aprés Balbi), kok; – Ingoutsche, kog; – Tchétchenze, kok. Известный исследователь истории ингушского народа Фома Иванович Горепёкин в своей работе «Об открытии существования письменности у ингушей в древности» утверждает, что ингуши ведут свое происхождение из страны, приближенной к Гималаям. Приведем несколько отрывков из этой работы: «Разбираясь научным путем в вопросе о происхождении ингушей, их древней религии и т. д., установлен факт о происхождении предков ингушей из местностей, соседних с Китаем…
При разборке материалов по этим вопросам все же не допускалось мысли, чтобы народ, проявивший длинную эпоху своего существования и совершивший громадное продвижение на занимаемую ныне территорию от далекого Тибета или Индии через Армению и Кахетию и на другом пути своего продвижения сталкиваясь с культурными народами, не имел бы письменности…
…Для пояснения необходимо сказать, что на территории ингушей, считая от Столовой горы до р. Фортанги, существует, главным образом, два типа могильников: надземные (каш) и подземные. Надземные, благодаря особо воздвигаемым постройкам, видны разбросанными по всей территории, а тип древнейших подземных могильников существует близ сел. Салги в месте Мага-тэ и близ сел. Карта и Эгикала. По сказаниям народа, последние могильники принадлежат первым засельникам ингушской местности Галга под названием «кенди» (могильники кенди эмриж). Последних могильников еще глаз и рука ученого исследователя не коснулась, а бегло осмотрены могильники в сел. Салги. Впервые здесь работал Г.А. Вертепов и затем Ф.И. Горепёкин. Добытые предметы – кувшины с начертаниями, бусы и черепа – хранятся в Терском музее…
…В настоящее время секрет этих начертаний раскрыт, и нет никакого сомнения, что на этих могильных кувшинах закончила свое существование культура индийской письменности, занесенная на Северный Кавказ, и принадлежала она предкам ингушей…
…Конечно, когда мы в переводе узнаем, что нам скажут эти надписи, то для нас откроется много других данных, но уже и одно то, что найдено присутствие индийских письмен на Северном Кавказе, говорит о многом. В значении для ученого мира этим отбрасываются многие сомнения и доказывается:
1. Для антропологии и этнографии – факт заселения гор Северного Кавказа выходцами белой расы из гор отдаленного Тибета и Джунгарии и м. б. Индии…
…5. Кавказская и общая лингвистика и история письменности обогатилась новым открытием присутствия древнейшей индийской письменности на Кавказе, и эти отрасли наук наиболее выдвигаются стоять на страже интересов кавказских народов…
…7. Ценность археологических данных на Кавказе ставит дело раскопок на высшую ступень и лишний раз побуждает к охране памятников древности, а не расхищению их.
Ф. Горепёкин. 22 марта 1918 г., г. Владикавказ. Заслуга Ф. И. Горепёкина в том, что он отметил связь между предками ингушей и Индией и другими странами Востока, о чем свидетельствуют материалы, собранные им, но мы, в отличие от точки зрения Ф. И. Горепёкина, считаем, что не предки ингушей вышли из стран, соседних Гималаям, а, наоборот, население Индии и близлежащих стран есть потомки переселенцев с Кавказа.
Мы в течение многих лет занимались изучением истории, языка, фольклора ингушского народа, сбором топонимического материала, а также изучением рельефа местности. Нами была проведена огромная работа по изучению нартского эпоса народов Кавказа. Нам необходимо было понять формы написания имен героев, названия эпических топонимов, идиоматических выражений, атрибутику и «резиденции» героев, систему родственных отношений, взаимодействие нартов между собой, с каким топонимом связывается герой эпоса и т.д.
Эти же критерии служили основой при изучении мифологий других народов, территориально отдаленных от современной Ингушетии.
Цель нашей работы – на основании данных рельефа местности показать, что Ингушетия является территорией, откуда берут начало истоки индийской мифологии. Исследуя мифы народов мира, нартский эпос, мы обратили внимание на то, что во многих сюжетах дается очень подробное описание местности и образов героев, их атрибутика. Создается впечатление, что описание идет с некой реальной картины. Поэтому должна быть где-то территория, которая удовлетворяла бы эпическому описанию.
В решении этой задачи нас обнадеживало то, что реки и горы в целом, за редкими исключениями, не меняли своего месторасположения за многие тысячелетия. Но была сложность в том, что названия местностей, где происходят действия, и имена героев в различных мифологиях – различные и, кроме того, эпическое описание гор или, например, истока рек («из пасти льва», «слона», «волка», «лошади» и т. д.) не совпадает с реальным истоком этих же рек или расположением гор на современной карте. Это натолкнуло меня на мысль, что эпические события могли происходить не там, где мы их сегодня размещаем, и, возможно, не в той стране, где бытует эпос.
Исследуя территорию Ингушетии, ее рельеф, выявляя топонимы, анализируя большое число всевозможных карт, включая спутниковые, мы обнаружили на территории Ингушетии рисунки, на которых изображены мифологические персонажи не только ингушской, но и мировых мифологий. Причем размещение их таково, что увидеть их можно только, если смотреть на землю сверху, c определенной высоты, так сказать, с высоты птичьего полета. Эти «рисунки» – творение Всевышнего. Мы не можем сказать, как рождались данные мифы, но ясно одно, что древние люди знали рельеф, каждую «складку» ингушской земли. Можно сказать, что вся древняя мудрость человечества концентрировалась на территории Ингушетии, и это доказывается тем, что все мифы народов мира используют в качестве основы,где происходили эпические события, именно территорию Ингушетии.
Рельеф, как известно, является важнейшим элементом местности. Изображение рельефа на топографических картах дает полное и подробное представление о неровностях земной поверхности, их форме и взаимном расположении, о крутизне и протяженности скатов.
Суть нашей работы заключается в том, что при взгляде сверху на территорию Ингушетии и на топографической карте, и на снимках из космоса рельеф местности, т. е. линии русел рек и складки гор, так называемые горизонтали, образуют различные рисунки, которые можно идентифицировать с героями мифологий различных народов, в частности, с индийской, как по атрибутике, так и по сюжетам. При этом во многих случаях эти образы имеют соответствия и с топонимикой данной местности. В своих исследованиях мы основывались на картах Ингушетии, которые приводим здесь под №№1-11. Для того чтобы лучше видеть образы, нам пришлось обвести жирной чертой те линии, что обозначены на картах. Читатель при желании может сравнить полученный рисунок с исходной картой и убедиться в правомерности данных действий.
Рассмотрим данные ингушского нартского эпоса. В Ингушетии на левом берегу Ассы находится пещера Пхагал Бяри («пхагал» по-ингушски «заяц»). Многие жители Ингушетии прекрасно знают это место. Мы изучили этот район на карте и обнаружили рисунок головы зайца. В с. Ког находилось святилище Тушоли. По сказанию, ее обидел Хаг1ар-Ерда, вследствие чего она заплакала. Хаг1ар-Ерда выступает в облике белого тура, живет в пещере и является хозяином коз, туров. На карте в районе с. Ког мы видим изображение девушки (Тушоли). Напротив находится изображение тура (Хьаг1ар-Ерда), козлоногого существа. Тут напрашивается аналогия с козлоногим Паном из греческой мифологии. Гора в этом месте называется Пан-корт.
В индийской мифологии Вишну – верховный бог. В изобразительном искусстве предстает один или с супругой Лакшми или изображается летящим на своем вахане – Гаруде. Вишну – юноша большого роста, «широко ступающий». В стоячей позе обычно имеет четыре руки. В правой верхней он держит диск. В одной из левых рук у него раковина, на голове – коническая корона.
На карте мы видим изображение фигуры человека (Вишну), на голове которого коническая корона. Гаруда – гигантский орел. Название «Гаруда», возможно, сближается с ингушским мужским именем «Гарда». Если смотреть из Магаса в направлении на Ангушт, то мы увидим, что горный хребет, рассекаемый рекой Камбилеевкой, похож на крылья гигантского орла, голова которого заканчивается в Насыр-корте.
Лакшми – богиня удачи и богатства. Она обычно имеет две руки, в которых держит лотос (падма) и кокос. При этом она стоит или сидит на левом бедре Вишну. Лакшми – жена Вишну и находится на его груди. Имя Лакшми, возможно, связано с названием с. Ляжьг (Лошхой). В районе с. Ляжьг на спутниковой карте мы имеем рисунок девушки необычайной красоты.
Шива – одно из трех главных божеств индийской мифологии. У него рыжие волосы, собранные наподобие рога, увенчанного символом реки Ганг, которую Шива поймал, когда она упала с неба, а в руке он держит трезубец. Его сопровождает бык Нанди белого цвета.
Гора Кайласа – обитель Шивы. Значит, здесь должны быть все атрибуты Шивы: трезубец, волосы, бык, река, падающая с головы. Эпическое описание горы Кайласа и реки Ганг точно соответствует горе Гайкомд и р. Арчхи.
Ганеша – бог индуистского пантеона, известен также как Ганапати. Ганеша руководит дикой толпой призраков (гана). В сидячей позе он именуется Бала Ганапати (Bala Ganapati – ребенок Ганапати). Отметим, что в ингушском языке есть имя Г1аныж и фамилия Ганижев.
В одном из сюжетов Парвати произвела на свет Ганешу. В другом она «взяла масло и притирания, использованные при купании, и, соединив их с другими выделениями своего тела, придала им форму человека, которому дала жизнь, окропив его водой из Ганга. Услышав о рождении ребенка, боги, в числе их и Шани (планета Сатурн), пришли поздравить Парвати. Все смотрели на чудесного ребенка, но как только Шани взглянул на него, то голова ребенка отделилась от туловища. Чтобы утешить Парвати, Вишну оседлал Гаруду и отправился на поиски головы. Он нашел слона, спавшего на берегу реки, отрезал ему голову и принес ее Парвати, которая соединила ее с телом Ганеши.
Ганеша – сын Шивы, у него слоновья голова. На карте четко просматривается голова слона с хоботом. Рядом должна быть р. Ганг, ее олицетворяет р. Арчхи. На месте слоновьей головы ранее была голова младенца. Рисунок младенца и образ купающейся женщины (Парвати) также хорошо просматриваются. Ганг течет из большого пальца: на рисунке мы видим, что и р. Арчхи течет из большого пальца левой ступни.
Все указанные сюжеты собираются в районе г. Гайкомд хребта Ц1ей-лоам – Священной горы.
Наши исследования еще не закончены, они должны быть продолжены совместно со специалистами по индийской мифологии. Но, на наш взгляд, даже и приведенные материалы указывают на то, что территория Ингушетии перспективна для дальнейшего изучения. Это послужит прояснению «темных» мест в мифологии, а также укреплению дружбы и взаимопонимания между народами.
Берснако Газиков