– В СТАРЫЕ ВРЕМЕНА, КОГДА ОБЪЯВЛЯЛАСЬ ТРЕВОГА, того, кто приходил к месту сбора последним, считали опоздавшим и сбрасывали со скалы. Есть у чеченцев такая легенда. Жили два друга. Один из них был влюблен. Так случилось, что тревогу объявили в ту ночь, когда влюбленный отправился на свидание с девушкой в далекий аул. Знавший об этом друг, чувствуя, что друг его опоздает, притаился в роще для того, чтобы пропустить вначале того, кто с опозданием придет со свидания. И вот, наконец, примчался со свидания друг. Его хотели сбросить со скалы, но тут появился притаившийся. «Не трогайте его! Я последний!» Старейшины у вайнахов мудры, поняли происходящее и оставили в живых обоих. Но это было исключением из строгих правил.
– ЧЕСТЬ ДЛЯ ВАЙНАХОВ ВАЖНЕЕ ВСЕГО. И это подтверждается множеством реальных историй. В конце 80-х годов маршрутный автобус ехал в Шатойский район. Автобус начал соскальзывать с дороги и уходить к краю глубокого обрыва. Первое желание водителя автобуса было выскочить. Он открыл дверь, коснулся ногой земли, но в ту же секунду произнес: «Эх, чуть не опозорился», – сел на свое место и вместе с десятками пассажиров скатился в стометровую пропасть. Символом чести, достоинства или «культа» мужчин была шапка. Если мужчина снял шапку и попросил что-нибудь, считалось неприличным отказать ему в просьбе, но зато обращавшийся таким образом в народе пользовался нехорошей славой.
– ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ ЛЮБОГО ОБЩЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЕМ К СТАРИКАМ И ДЕТЯМ. Если брать это определение за основу, то вайнахи – одни из самых цивилизованных людей не только в России, но, наверное, в мире. Так повелось испокон веков, так продолжается, и так, хочется верить, будет всегда. Старших здесь почитают, сверстников уважают, младших холят. Стариков в этих кавказских республиках любят, наверное, даже больше, чем детей – ведь старики скоро уйдут. Говорят, что самый надежный пенсионный фонд – это правильно воспитанные дети. И внуки тоже, добавим от себя. Трогательно наблюдать, как они бережно поддерживают стариков под руку при ходьбе, как с первого взгляда понимают, чего хотят старцы. В присутствии стариков младшим не принято сидеть, обязательно встают при их появлении. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения расценивалось и расценивается как большой недостаток в воспитании, как нарушение этики. Младшие не посмеют перебить старшего, а за столом стоят рядом и прислуживают старшим и гостям. У вайнахских стариков удивительные лица и преисполненные мудростью глаза. Им не о чем беспокоиться – прожив жизнь, они встречают свою осеннюю пору светло и безмятежно, как положено старейшине рода. В домах на стенах часто висит изображение генеалогического древа, порой аж до 16 колена. Предков помнят и чтут, к старикам относятся как кладезю житейской рассудительности и опыта. Даже если по уровню образования они уступаю молодежи, за стариками признают мудрость, их мнением интересуются, а к советам прислушиваются. Проявленное неуважение к старику осуждалось бы всем обществом – но мы такого факта ни разу не встречали.
Долг самого широкого гостеприимства – священный долг для каждого мусульманина, не только по отношению к друзьям, но и к самым лютым врагам. Это подтверждает старинная вайнахская легенда. Как-то полонили братья своего заядлого врага, который причинил им много вреда. Поэтому братья решали предать его жестоким пыткам. Связали они врага веревками по рукам и ногам и стали думать, как с ним поступить. В это время братьям пришлось спешно куда-то отправиться. Говорят они матери: – Мы будем отсутствовать три дня и три ночи, а вернемся, подвергнем врага пыткам, которые он заслужил. Когда нас не будет, не давай ему ни пить, ни есть, как бы он не просил. Уехали братья. Прошел день, второй, на третий говорит пленник: – Не дай мне умереть с голоду. Подай мне щепотку соли с чуреком и водицы. – Наши велели ничего тебе не давать, – ответила мать. – Пусть бог отвернется от тебя, если ты меня там будешь мучить! Завтра твои сыновья убьют меня, и я готов принять смерть. Сегодня же дай мне глоток воды и разреши коснуться кончиком языка пищи, попросил пленник. Мать разжалобилась и дала ему поесть и попить. Приехали сыновья домой, посмотрели на пленника и спрашивают мать: – Дала ли ты ему поесть и попить? – Дала, ответила мать. – Напрасно ты это сделала. Разве мы можем убить человека, вкусившего в нашем доме пишу! Придется его еще раз полонить, а сейчас отпустить. И братья отпустили своего злейшего врага, так как он вкусил в их доме пищу.
Личный архив И. А. Дахкильгова