Шейхи-овлия

О судьбе каждого из этих людей нужно писать книги

Присутствие шейхов-овлия (святые, наставники) в вайнахской среде – явление удивительное, сыгравшее неоценимую роль в сохранении этносов, в социальном и духовном развитии ингушей и чеченцев, достойное особого внимания и специальных исследований.

О судьбе каждого из этих людей нужно писать книги. Помимо всего прочего, они во многом способствовали интеграции малых народов с их укладом и традициями в общероссийскую среду. Например, достоверно известно, что во время репрессий, зная об этой неизбежной участи вайнахского народа, овлия и его сподвижники своим присутствием успокаивали людей, предостерегая их от необдуманных, рискованных и априори бесполезных действий против войск НКВД. В одном из воспоминаний автор пишет, что «это было время великого очищения». Люди, поняв, что их гонят на верную смерть, искренне просили друг у друга прощения за обиды, родственники убитых прощали своих кровников. А сколько было тех, кому на чужбине шейх-овлия помог найти родственников, воссоединиться с семьей, узнать о судьбе близких! У вайнахов существуют тарикаты (араб. هقيرط‎ – дорога, путь‎ ) – Кадирийя (Кунта-Хаджи), Накшбандийя, Батал-Хаджи, Овди-вирд и др.

Наибольшее число адептов представлено среди последователей тариката Кадирийя. Это учение предполагает восхваление Всевышнего, произношение зикра голосом, во всеуслышание. Значительно меньше представителей тариката Накшбандийя. Учение подразумевает сокрытое произношение зикра сердцем, дыханием. Адепты этого вероучения, по милости Творца, имели счастье получать прямые наставления от своих шейхов-овлия вплоть до середины прошлого века. И в наши дни жизнь и праведные дела шейхов-овлия служат примером для подражания и следования по прямому пути. Духовные Отцы, будучи моральным и нравственным стержнем вайнахов, никогда не делили людей по вирду. Они всегда были за единение народа в духе взаимопонимания, взаимопомощи, а также уважения к выбору человека. Как в прежние времена шейхи-овлия искали пути сближения и общности групп людей и целых народов, так и сегодня у их последователей есть возможность придерживаться их мудрых наставлений. Фотографии - итог многолетней работы Арапиева Бекхана Идрисовича из с. Экажево (Ингушетия). Именно он кропотливо собрал эти фотографии и любезно предоставил нам. Выражаем ему благодарность.

ВАЙНАХИ:
Наш Кавказ Одно из преданий вайнахов гласит, что наши предки, оказавшись в подземелье, несметным богатствам предпочли светильник и, освещая им путь, сумели выйти из темноты
Россия: свои люди на Кавказе «Кавказ – самый драгоценный перл в короне русских царей»
Шейхи-овлия О судьбе каждого из этих людей нужно писать книги
Танец души
Лезгинка – визитная карточка Северного Кавказа, (Легенда)…
Князья Жера-Бабы
У Жера-Бабы умер муж, и осталась она…
Культ женщин и материнства Первейшая черта вайнахского отношения к женщине – почитание ее во всех ее состояниях
Долг гостеприимства Долг самого широкого гостеприимства – священный долг для каждого мусульманина, не только по отношению к друзьям, но и к самым лютым врагам.
Этический кодекс чести «Къонхалла»
По заветам легендарного шейха
Есть имена и фигуры, знаковые в истории…
О заблуждениях из-за доверия и о единстве вайнахов
Между чеченскими и ингушскими полемистами (назовем их…