Когда отряды Тамерлана или, как его еще называли, Хромого Тимура вернулись в стан полководца, разгромив вайнахские аулы, Тамерлан спросил:
– А вы отняли у них дечиг-пондар (национальный струнный музыкальный инструмент)?
– Нет, не смогли.
– Тогда мы их не покорили, - сказал Тамерлан. Лезгинка – визитная карточка Северного Кавказа,
(Легенда)
Лезгинка – визитная карточка Северного Кавказа, (Легенда) отголосок языческих верований, воспевающих образ орла, который охотится на лань.
Лезгинка – преимущественно мужской танец с кинжалами. Невозможно представить, чтобы лезгинку танцевали одни девушки, но танец без их участия – обычное дело.
Лезгинка – своеобразный танец-соревнование между танцорами: быстрый, темпераментный, требующий большой силы, ловкости, неутомимости от юноши и плавности, изящества от девушки.
Это выброс настроения, состояния души. Лезгинка – бокал хмельной бузы, после которого можно смело дуть в трубку автоинспектора.
Лезгинка – гремучая смесь. В ней смех и слезы, радость и страдания, настоящая любовь и лютая ненависть, крепкая дружба и непримиримая вражда.
Арабы горцев называли лезгами или леками. Что в переводе означает «горные бандиты». Это были бесстрашные воины, которые мечом отвоевывали свободу и независимость.
Ратные победы они отмечали ритуальным танцем.
Легенда гласит: на одной из свадеб молодого джигита сразила неописуемой красоты девушка в окружении братьев. Она была похожа на лебедь, охраняемую соколами. Сердце юноши вырвалось из груди и полетело к ней. Вспыхнула искрометная музыка. Джигит отчаянно сорвался с места в зажигательном танце. Поднявшись на носки, горделиво раскинув руки-крылья, он плавно описывал круги, то преклонял колено, то вскакивал вновь, будто собираясь взлететь. Все чувства свои, свою любовь джигит явил в безумном вихре.
Так родился этот благородный танец. Позднее лезгинку стали танцевать парой.
Юноша и девушка держатся на некотором расстоянии друг от друга. Взгляд юноши горящий. Весь танец он старается заглянуть девушке в глаза. Девушка же не смеет поднять взор, оценивая храбреца исподволь. Движения ее выражают неприступность. Словно белая лебедь плывет горянка по кругу, изящно изгибая стан и плавно ведя рукой. Джигит то покорно следует за ней, то стремительным броском преграждает путь. Ритм становится все более экспрессивным, огнем сверкают глаза. Воздух разорван криком: «Ас-са!» В танце происходит своего рода игра: девушка убегает, парень устремляется за ней, однако она своевольна, ему приходится загонять ее в свой рисунок; юноша старается удержать волнующее видение, но при этом ни в коем случае не смеет коснуться. За это – смерть.
...Друг друга взглядом лишь касаясь,
Их танец в музыке парит,
Дуэт, в поэму превращаясь,
Как славный диалог звучит...
Лезгинка по праву считается танцем дружбы, любви и счастья. Заканчивается танец обоюдным поклоном друг другу. После проводов партнерши танцор темпераментно, под задорные крики исполняет ликующий аккорд победы...
Зритель сам готов сорваться с места и пуститься в пляс!
Александр Костюнин, член Союза писателей РФ