Современная Калмыкия – в основном сельскохозяйственная республика с уникальными природными условиями, резко континентальным климатом. На юго-западе она граничит со Ставропольем и вечно неспокойным Кавказом, на востоке ее омывает Каспий. Животные и растения Калмыкии уникальны. Калмыцкие коровы не чета нашим буренкам, изнеженным француженкам шаролезской породы и даже британкам шортгорнской породы. Они прекрасно себя чувствуют зимой, когда в степи минус сорок, и летом, когда под плюс пятьдесят. Они способны защитить своих детенышей от волчьей стаи и сражаются за них с первобытной яростью.
А весной степь вспыхивает миллионами тюльпанов, как это было при Чингисхане и Тамерлане. Известно, что страна тюльпанов – это Голландия. Только стали вырождаться голландские красавцы, растеряв за сотни лет скрещивания и отбора ту степную силу, которая была им некогда свойственна. И голландцы приехали за тюльпанами в Калмыкию – настоящую страну тюльпанов.
Калмыкия – главный центр буддизма в Европе. Здесь находится самый большой в Европе буддийский храм. Калмыки способствовали становлению буддизма, когда пять ойратских племен пришли в Тибет и утвердили верховенство далай-лам. Именно с Далай-ламы Пятого, получившего власть из рук ойратов-калмыков, началась история светского правления далай-лам. Поэтому далай-ламы всегда поддерживали очень близкие дружеские отношения с калмыками. Эта кармическая связь прослеживается и сегодня.
Сегодня мало кто задумывается о том, как буддизм попал на запад – в Европу, США, другие страны. Запад получал первоначальные сведения о буддизме из колоний – Вьетнама, Индии и других восточных стран. Но по-настоящему глубокое знакомство с древнейшей мировой религией на Западе началось с массовой эмиграцией калмыков в Европу и США после поражения белогвардейского движения в России в 1917-1920 годах. Тогда калмыцкие буддийские храмы – хурулы – появились во многих странах. И европейцы, и американцы получили возможность получить буддийское учение из первых рук, от калмыцких лам – и началось массовое буддийское движение Запада.
12-14 июня в Калмыкии будет проведен небывалый буддийский фестиваль «Дхарма без границ». Ожидается пять тысяч гостей. А до этого, в конце мая, в Калмыкии будет проведен буддийский рок-фестиваль. С развитием туризма руководство республики связывает большие надежды.
Но современная страна – это еще и промышленность, прежде всего – энергетика. Поэтому в Калмыкии, единственной из республик России, принята комплексная программа строительства ветроэнергетических парков. 9 июня 2007 года на
XI Петербургском международном экономическом форуме между правительством республики Калмыкия, АО «Фалкон Капитал», Чешским экспортным банком, АО «ЧКД Новое Энерго» было подписано соглашение о реализации инвестиционного проекта «Строительство ветряных электростанций на территории Республики Калмыкия».
Цель проекта – строительство чешской компанией АО «Фалкон Капитал» ветряных электростанций (ВЭС) совокупной первоначальной мощностью 150 МВт. В результате проведенных переговоров стороны приняли решение об увеличении мощности ветряной фермы до 300 МВт, с возможностью дальнейшего увеличения до 1000 МВт за счет использования более современного оборудования.
Ветроэнергетика в Калмыкии имеет большие перспективы: средняя скорость ветра в степи составляет 7,8 метра в секунду, что крайне благоприятно скажется на эффективности работы ветроэнергетических установок. Однако есть и минусы. Во-первых, относительно высокая себестоимость единицы энергии. Во-вторых, используемые на Западе ветроэнергетические установки не всегда пригодны для работы в климатических условиях Калмыкии. Перепад годовых температур здесь достигает 80-90 градусов. Лопасти ветряков, спроектированных для Европы или Америки обледеневают, эффективность и надежность ветроагрегата резко снижается. На взгляд экспертов, выход из положения – подключение к проекту специалистов российской оборонной промышленности, для которых температуры –50 и +50 – обычные технические требования к изделию. Ветроэнергетикой занимаются специалисты города «Жуковский», МАИ, ЦКБ «Титан» из Волгограда и многие другие.
В то же время для улучшения транспортной ситуации на юге России и во всем прикаспийском регионе рассматривается возможность завершения строительства Манычского судоходного канала (также известного как канал «Евразия»). Энергообеспечение канала может быть естественным образом связано с проектом постройки ветроэнергостанций. В этом случае возможно создание единственного в мире энергонезависимого искусственного судоходного пути. Разумеется, к разработке проекта должны быть привлечены отечественные специалисты.
Калмыкия – удивительная страна, в которой не только чтят древние традиции, но и готовятся к осуществлению проектов будущего. Вот поэтому мы и прилетели в Калмыкию.