– Я тут походил по вашему музею и вот о чем хочу спросить, дочка. – Он подвел её к выставочному стенду. – Видишь? Написано «Книга памяти Солнечногорского района». Что в этой книге?
– Воспоминания участников боёв, мирных жителей, списки тех, кто воевал, кто погиб, и кто вернулся. Таких книг не одна, а четыре.
– Далеко это было?
– Здесь, под Москвой.
– Это ваш музей такие книги написал?
– Нет, что вы! У нас нет таких возможностей. Это сделали сами жители Солнечногорска.
– А у нас обелисков много, а вот кто похоронен – часто не знаем. Повезло этому городу, что там живут такие люди. У нас таких нет.
Заинтересовавшись, мы спросили в музее на Поклонной, кому принадлежит идея солнечногорской Книги памяти.
– Запишите: Сергей Евгеньевич Волошнюк, работает в администрации Солнечногорского района. За эти книги ему была присвоена Государственная премия имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, – сообщила экскурсовод.
И на этот раз, приехав в Солнечногорск, мы решили разыскать Сергея Евгеньевича. Нашли, приехали в гости. Ворота его дома – нараспашку, а у ворот, прямо на улице, скульптурная группа из четырех забавных лягушат, играющих на музыкальных инструментах.
Во дворе – трое старичков-лесовичков, перед которыми на пеньке красноречивая глиняная бутылка с маленькими чарочками. На стене гаража экспозиция, которой может позавидовать краеведческий музей: почти все виды духовых инструментов, некоторые, видно, прошли немалый путь, изрядно помяв бока в борьбе за место в строю духового оркестра. Тут же старинные самовары, утюги. Много цветов и зелени. Всё сделано с любовью и со вкусом.
– Если дедушка за что-то берётся, то всегда доведёт до конца. Мы ему, конечно, помогаем: я и бабуля, – рассказала нам восьмилетняя Маша. – Он очень не любит, когда что-то не в порядке. Потому что военный.
Сергей Евгеньевич окончил Львовское Высшее Военно-политическое училище, которое готовило офицеров для службы в редакциях военных СМИ и культурно-просветительских учреждениях армии и флота. Служил в Германии в Группе советских войск. После Германии направили его в Московский военный округ, начальником Дома офицеров в Солнечногорск. В этой должности он прослужил пять лет. Ещё столько же работал в политотделе курсов «Выстрел».
И вот уже 15 лет Сергей Евгеньевич руководит культурой района. Он может часами говорить о местном театре «Галатея», ансамблях «Лето», «Святки», о школах искусств, об оркестрах, о людях, с которыми работает, говорит с любовью и нежностью.
– Талантливому человеку многое могу простить. С такими трудно работать, но интересно! Ведь у меня основной контингент – женщины. То, что с мужиками не получается, с женским коллективом обязательно получится, да ещё как!
…Маша принесла из дома и положила на стол под сиреневыми кустами ту самую «Книгу памяти». Я бегло пролистала её: воспоминания мирных жителей, партизан, детей и тех, кто воевал, и кому посчастливилось вернуться домой живым.
– Почему вы решили заняться этой работой?
– Не хотел говорить пафосно, но других слов тут не подберёшь. Как говорится, кто, если не мы? 12 тысяч солнечногорцев ушли на фронт. 9 тысяч погибло. Сколько их лежит именно в этой земле – подумать страшно! Посмотрите, сколько памятников и обелисков на земле только нашего района. И ведь это всё братские могилы. Вот мы и решили увековечить имена всех. Была создана редколлегия, и мы начали работать.
Члены редколлегии, краеведы, чтобы уточнить списки погибших и пропавших без вести, провели поистине колоссальную работу. Трудились в архивах Минобороны, в партархивах. Наладили контакты с работниками архивов других областей, которые с готовностью шли на помощь. Уточнены были списки захороненных в братских могилах. Нашли подшивки газет тех лет, листовки, сводки боевых действий, оттуда брали информацию.
– Я бесконечно благодарен за долгий и кропотливый труд по сбору материалов членам редколлегии Александру Гринченкову, Фёдору Жёлудеву, Виктору Иванову, Тамаре Лях, Юрию Пивовар, Ольге Сановой, Якову Струкову, Виктору Сухоплечеву, Николаю Чебыкину и Ирине Чубуковой, – говорит наш собеседник. – Это был, да и есть, настоящий творческий коллектив, сплочённый единой идеей. Конечно же книга не появилась бы, если бы не помощь глав района А.Жарова, В.Попова и председателя Совета депутатов В.Проценко.
– После того, как эти книги вышли в свет, можно ли считать работу законченной?
– Нет, конечно. Ещё остались белые пятна. Нет-нет, да и находят останки погибших солдат…