Быть или не быть городу воинской славы?

Опубликовано в: "Совершенно секретно"
У Солнечногорья славная история. Не случайно из этой земли был поднят прах Неизвестного Солдата и с воинскими почестями погребён в Москве у Кремлёвской стены в 1965 году. Многое пережили эти места в военное лихолетье, поэтому можно утверждать: Солнечногорск достоин присвоения почётного звания «Город воинской славы». Но, помимо исторических фактов, важно ещё и мнение жителей, к которым мы и обратились с вопросом:

– Как вы считаете, правильно ли было бы присвоить Солнечногорску статус «Города воинской славы»? И нужно ли это городу и его жителям?

Обелиск на месте захоронения<br>братьев СергеевыхНина Анатольевна, пенсионерка:

– Было бы очень желательно. Я об этой инициативе что-то слышала и думаю, она правильная. Город этого достоин: бои здесь тяжёлые были, погибших много. Посмотрите, сколько у нас в районе памятников, связанных с Великой Отечественной войной! Я сама из «военного» поколения, в 42-м родилась и всю жизнь здесь прожила, могу об этом говорить. Сейчас людям тяжело живётся, проблем много разных. Может быть, присвоение такого звания поможет хоть часть из них решить. Заставит, обяжет нашу местную власть лучше работать на благо жителей.

Накануне Великой Отечественной в Солнечногорском районе проживало 51379 человек. На фронт ушло 12 тысяч мужчин. Их места на предприятиях, в колхозах заняли женщины, старики и подростки. Все предприятия города и района переключились на производство продукции для фронта: деталей для гранат, одежды, обуви, радиаторов для автомашин и самолётов.

Маргарита, молодая мама (отвечала на вопрос, покачивая в коляске сына Егора):

Маргарита– Я не знала, что Солнечногорску хотят присвоить статус «Города воинской славы». Но считаю, что это хорошо. Мои родители сюда 30 лет назад из Орла перебрались, этому городу от войны очень досталось. Я лично очень трепетно отношусь ко всему, что связано с Великой Отечественной. Наверное, это уже на генетическом уровне. Так что, если новый статус Солнечногорска поможет сохранить у людей память о том времени, будет здорово.

На фронт уходили семьями. До войны в деревне Спас-Слободка жили четыре брата Сергеевых. Их сыновья, 17 братьев Сергеевых, ушли на фронт. Только пятеро вернулись домой. Всего же 8754 солнечногорца положили свои жизни на алтарь Победы. Пять тысяч бойцов и командиров, выходцев из этих мест, награждены орденами и медалями. Трое стали Героями Советского Союза.

Евгений (учится в училище на механика):

– Я ничего об этом не слышал. В моей семье только прадед воевал, но он ещё до моего рождения умер. В общем, я даже и не знаю, нужно это или нет. Сказать ничего не могу.

Учащиеся 4-й Солнечногорской школы отправили в армию 1217 подарков и денежные средства в размере 7055 рублей на строительство танка «Юный пионер». В конце лета 1941 года 67 учеников старших классов городских школ добровольно отправились на строительство оборонительных сооружений в Смоленскую область.

Антонина Андреевна, пенсионерка:

Антонина Андреевна– Конечно, это нужно! Сколько в нашем районе народу полегло! Я здесь родилась в феврале 1945 года, выросла, всю жизнь проработала. И на заводе работала, и воспитателем в детском саду. Так вот, постоянно в наших местах находили останки погибших воинов. И сейчас ещё находят. Значит, бои здесь тяжёлые были. А раз так, Солнечногорск достоин быть городом воинской славы. За последние годы наш город похорошел, преобразился. Если статус такой высокий присвоят, глядишь, ещё краше станет. Ведь положение обязывает.

В июле 1941 года в Солнечногорском районе было сформировано два отряда народного ополчения общей численностью около 900 человек. Позднее оба отряда влились в ряды народного ополчения города Москвы. Из солнечногорцев-ополченцев с войны вернулись только 30 человек.

Яна Анатольевна, преподаватель художественной школы:

 Яна Анатольевна– Хорошо, если Солнечногорск станет городом воинской славы! Я только «за». Но не надо делать это «протокольно», без души. Нужно не только отдавать дань памяти тем, кто воевал и погиб здесь, но и обязательно помнить о тех, кто сегодня здесь живёт, о детях думать. Не хочу жаловаться, но лично у меня есть неприятный осадок от того, что некоторые чиновники об этом забывают.

В сентябре-ноябре 1941 года свыше пяти тысяч солнечногорцев ежедневно выходили на строительство оборонительных сооружений. Более двух тысяч тружеников района участвовали в строительстве оборонительных сооружений вокруг Москвы, в частности, на рубеже Подрезково-Черкизово.

Наташа Наташа, ученица художественной школы:

– Ой, я даже не знаю, что сказать… Мои родители лет десять назад сюда из Оренбурга приехали, и как-то об этом в семье мы не говорили. И с друзьями тоже не обсуждали. Вот один из знакомых мальчиков хочет стать офицером. Может быть, для него это важно.

Николай Трофимович, полковник в отставке:

Николай Трофимович– Очень хочу, чтобы Солнечногорск получил это звание. Но, если честно, как-то не верится, что это в ближайшее время произойдёт. Почему? Не так много людей здесь погибло по сравнению с другими местами. Если сравнивать, скажем, с Великими Лукам, здесь бои были всё же не такие жестокие. Хотя, с другой стороны, город очень пострадал, много всего было уничтожено. Здесь, в Солнечногорске, и ополчение очень активно формировалось, и люди в партизаны уходили, и знаменитые командирские курсы «Выстрел» до последнего дня офицеров готовили. Может быть, по совокупному вкладу района в победу под Москвой мы и достойны этого звания. Знаю, что администрация района, управление культуры подготовили подробные материалы по этому вопросу. Посмотрим. Очень хочется, чтобы Солнечногорск стал городом воинской славы!

Огромный вклад в победу над фашизмом внесли курсы «Выстрел». Только во второй половине 1941 года «Выстрел» подготовил в шесть раз больше командиров, чем за весь 1940 год. Всего за годы войны в стенах «Выстрела» было подготовлено 20 тысяч офицеров, из них 1700 командиров полков.

Светлана Алексеевна, директор школы искусств:

Светлана Алексеевна– Давно пора нашему городу этот статус присвоить. Это поможет сохранить память о войне, прокатившейся по нашим местам, поможет в воспитании молодёжи. Хотя на молодёжь мне грех жаловаться. Ученики нашей школы всегда с удовольствием и увлечением готовятся и выступают на всех городских мероприятиях. А про выступления на День Победы или на 22 июня и говорить нечего! Но всё же такой статус – это предмет особой гордости за свою малую родину. Это нужно всем жителям, независимо от возраста.

Нина Ивановна, хозяйка «сиреневого сада»:

Нина Ивановна– Справедливо будет, если Солнечногорск станет городом воинской славы. Не знаю, кто как, а я, хоть в войну совсем крохой была, многое помню. Немцев видела. Помню, как они в нашем комоде шарили, вещи раскидывали и смеялись. Смеялись, потому что вещи были хоть и выстиранные, но старенькие. Им смешно было, что такое старье можно носить. Помню землянку, которую отец специально для нас вырыл. И однажды в землянку заглянул немецкий офицер. У него были усики, и фуражка на нем была с высокой тульей. Я была уверена, что это был Гитлер. Даже удивительно, как много всего может запомнить трёхлетний ребёнок. Отец, кстати, когда немцы к городу подошли, получил задание остаться работать на партизан. Ему даже придумали «легенду» с другой семьей. Так надо было. Помню, как он зашил в мою куклу фотоаппарат, «лейку» и какой тяжёлой кукла стала после этого! Он ещё до войны увлекался фотографией, и для него самой большой ценностью в доме была его «лейка». Про голод, про то, что оладьи из гнилой картошки казались такими вкусными, и вспоминать нечего, у всех так было. Так что же мы, наш город не достойны этого звания? Конечно, достойны!

Всего 24 дня хозяйничали немцы в Солнечногорском районе. За это время было уничтожено более 40 деревень, 3127 домов, 22 школы, разграблены продовольствие и фураж, истреблён скот.

Виктория, работник завода Лепсе:

– Вся наша семья очень бережно относится к памяти о Великой Отечественной войне. Ещё когда жили в деревне недалеко от Солнечногорска, моя бабушка мне много про это рассказывала. Знаете, такая личная память жила в нашей семье. И это правильно. Человек должен знать не только историю своей страны, но и свою личную «историю». Наверное, только так разные поколения могут стать тем, что называется семьей. А звание «Город воинской славы» – это как память для всех сразу. Ещё одно постоянное напоминание, через что прошли отцы и деды. И это очень здорово!

Именно с солнечногорской земли, с рубежа Баранцево – Крюково - Поярково, 6 декабря 1941 года начался долгий и трудный путь к Великой Победе. 12 декабря одним из первых городов Подмосковья был освобождён Солнечногорск, а к 15 декабря и весь район.

Татьяна, жительница деревни Головково:

– Я думаю, что нельзя забывать о тех военных годах. Солнечногорск достоин, чтобы ему присвоили звание «Город воинской славы». Здесь, говорят, такие жуткие бои были. Посмотрите, по Ленинградке едешь – сколько обелисков везде, вплоть до самой Москвы, сколько погибло людей тогда. И жителям Головково тоже пришлось туго, когда немцы здесь были. Старики говорят, что здесь, на деревенском кладбище, были похоронены сразу после освобождения расстрелянные солдаты и мирные жители. Но всех потом перезахоронили в общую братскую могилу у деревни Пешки.

«При отступлении наших войск в доме Натальи Кузьминой командование Красной Армии оставило пятерых тяжело раненых военнослужащих. Наталья Васильевна и её дочки ухаживали за ними, кормили. Когда наши подразделения подошли к деревне, то немцы, узнав, что в доме Кузьминых находятся раненые красноармейцы, вывели их в нижнем белье и расстреляли».

Из воспоминаний жителя деревни Головково Михаила Щербакова 


Последний рубеж

В советские времена, как известно, за выдающиеся заслуги в деле обороны страны почётный статус города-героя был присвоен городам Ленинград (Санкт-Петербург) – 1945 год, Сталинград (Волгоград) – 1945 год, Севастополь -1945 год, Одесса – 1945 год, Киев -1965 год, Москва -1965 год, Брест (крепость-герой) -1965 год, Керчь – 1973 год, Новороссийск -1973 год, Минск -1974 год, Тула -1976 год, Мурманск -1985 год, Смоленск -1985 год. Однако многие города не вошли в этот список, хотя в годы Великой Отечественной войны они не раз фигурировали в сводках Совинформбюро.

Эта несправедливость отчасти была исправлена в 2006 году, когда Госдума РФ после настойчивых просьб ветеранской общественности приняла, наконец, закон «О почётном звании РФ «Город воинской славы». Первым таким городом стал Ржев, возле которого в течение всего 1942 года шли кровопролитные бои. Затем почётного звания были удостоены Владикавказ, Малгобек, Ельня и Елец. На сегодняшний день в этом списке уже 33 города России. И черта, очевидно, не подведена.

Вот, к примеру, подмосковный Солнечногорск. Несмотря на красивое и совсем мирное название, именно этот небольшой городок к северо-западу от Москвы сыграл ключевую роль в обороне столицы поздней осенью 1941 года. Именно здесь, в окрестностях Солнечногорска, было остановлено победное шествие вермахта, именно отсюда началось отступление гитлеровских войск.

На эту тему мы побеседовали с Андреем Михайловичем Дручининым, генерал-лейтенантом, кандидатом исторических наук, руководителем Комитета ветеранов, госбезопасности и локальных войн.

– Андрей Михайлович, какую роль в обороне Москвы осенью 1941 года играл Солнечногорск?

– Как известно, в середине ноября 1941 года немцы начали второй этап операции по захвату Москвы. Планы гитлеровского командования предполагали нанесение так называемых концентрических ударов. В результате немцы хотели охватить Москву с севера и юга, зажать её в тиски и в конечном итоге взять. К двадцатым числам ноября фронт вокруг Москвы вытянулся гигантской дугой с севера на юг. На юге немцы почти не добились цели: им удалось лишь обойти Тулу с востока. Однако через несколько километров, на границе Московской и Тульской областей, танковый клин был остановлен. А вот на севере, то есть на правом крыле Западного фронта, ситуация сложилась критическая. 23 ноября пал Клин, а на следующий день части 16-й армии, оборонявшие Солнечногорск, были вынуждены оставить город, чтобы не попасть в окружение. Взяв Солнечногорск, фашисты попытались двинуться дальше на Москву, однако серьёзных успехов не добились. На короткое время передовым частям вермахта удалось овладеть местечком Черная Грязь (это уже почти на границе Солнечногорского и Химкинского районов). Но дальше фрицы, как ни старались, не смогли продвинуться ни на метр.

– И всё-таки город захватили…

– Ненадолго. Уже 6 декабря войска Западного фронта перешли в контрнаступление. А 12 декабря, после ожесточённых боёв, Солнечногорск был освобождён. Таким образом, город находился под властью немцев чуть больше двух недель. Важно другое: именно под Солнечногорском в конце ноября они надорвали свои силы. Нигде больше на всём протяжении огромного советско-германского фронта этот запредельный накал войны не ощущался в те дни столь очевидно, как на небольшом пятачке между Истрой и Клином. Так что не будет большим преувеличением сказать, что в двадцатых числах ноября 1941 года судьба Москвы, а значит, и всей страны решалась именно здесь, на заснеженных солнечногорских полях.

– Вы давно занимаетесь изучением истории отечественных спецслужб. Какую роль они сыграли в разгроме немцев под Москвой?

– На солнечногорской земле, например, отличилась хорошо всем известная дивизия внутренних войск имени Дзержинского (тогда она называлась так: Отдельная мотострелковая дивизия особого назначения). 16 октября 1941 года передовая группировка вермахта, прорвав все наши оборонительные рубежи, вышла к мосту через железную дорогу в Химках. Так близко к Москве немцы еще не подходили – ни до, ни после. Гитлеровские офицеры уже рассматривали пригороды столицы в полевые бинокли. Спасла положение танковая рота дивизии имени Дзержинского под командованием старшего лейтенанта Стребко. Её бойцы, атаковав гитлеровцев, буквально вышибли немецкий авангард с занятого плацдарма. Сейчас на месте этого боя находится мемориальный комплекс в виде противотанковых ежей. Все, кто проезжает по Ленинградскому шоссе в сторону Солнечногорска, могут видеть этот памятник слева от трассы.

Именно под Солнечногорском родилось одно из самых известных изобретений Великой Отечественной войны. Во время тяжёлых оборонительных боев осенью 1941 года в инженерной службе одного из полков дивизии имени Дзержинского был придуман рецепт изготовления горючей смеси, названной позднее «коктейлем Молотова». Рецепт оказался настолько дешёвым и эффективным, что мгновенно разлетелся по всем фронтам и активно использовался не только в битве под Москвой, но и в других сражениях Великой Отечественной. И таких любопытных фактов можно привести ещё немало.

В прошлом году, накануне 65-летия Победы, городом воинской славы стал подмосковный Волоколамск. Вручая почётную грамоту главе города, президент Дмитрий Медведев заявил, что Волоколамск был одним из тех рубежей, за которые отступать уже было нельзя, потому что за спиной была Москва. То же самое можно с полной уверенностью сказать и о Солнечногорске. И если, взяв Волоколамск, немцы всё-таки продолжили наступление на Москву, то солнечногорская земля стала в буквальном смысле слова тем самым решающим рубежом, преодолеть который враг уже не смог.

Солнечногорье и его обитатели:
Как Cолнечногорск городом стал
На земле Солнечногорья много легендарных мест. Одно…
Серенада Cолнечной горы
Россия начинается за Московской кольцевой дорогой. Иногда…
Жизнь без выходных
Мы разговаривали с главой Солнечногорского района Юрием…
Завод добрых дел
Выпускающий металлическую сетку солнечногорский завод ЛЕПСЕ заботится…
Гордость за предков Отец Антоний – о настоящем патриотизме
Вечная память В гостях у Сергея Волошнюка, по чьей инициативе была создана Книга памяти Солнечногорского района
«Мирная» военная жизнь Из воспоминаний Дины Евдокимовны Барановой
Быть или не быть городу воинской славы?
У Солнечногорья славная история. Не случайно из…
Один из девятисот Судьба ополченца Сергея Бугрова
От Солнечногорска до Кёнигсберга Владимир Фёдорович Устинов – фронтовик по биографии, поэт по душевному складу