Стойкость на праведном пути

Опубликовано в: «Северный Кавказ», №1(1019), февраль 2012
У каждого народа есть свои нравственные камертоны - люди, чьи слова и поступки становятся легендарными, чья биография еще при их жизни незаметно превращается в житие современного святого. Такими были для русских Сахаров и Солженицын. Таким стал для ингушей Бембулат Богатырев.

Уважение не продается

К Бембулату Берсовичу Богатыреву не относятся равнодушно. Его либо глубоко уважают, и таких большинство, либо люто ненавидят, завидуя его авторитету и влиянию. Но и друзья и враги признают, что главное в этой личности - абсолютная честность: человек за всю свою жизнь не произнес ни слова неправды.

Богатырева и его сподвижников Бексултана Сейнароева (председателя Народного Совета Ингушетии), Мусу Дарсигова (депутата Верховного Совета СССР), членов Народного Совета Ингушетии Беслана Костоева, Салмана Наурбиева, Якуба Куштова в мире знают как творцов современной ингушской государственности. Во многом благодаря их деятельности появились 18 октября 1991 года Закон «О реабилитации жертв политических репрессий», 26 апреля 1991 года Закон «О реабилитации репрессированных народов», названный законом века, а 4 июня 1992 года Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ». Степень харизматичности Бембулата хорошо видна на побившем рекорды посещаемости ролике в Интернете с Сессии Верховного Совета СССР, на котором он выступил со своей знаменитой речью. Надо видеть, как воспринял зал выступление этого человека!

Накануне нашей личной встречи я очень волновалась: знала, что Бембулат болен, и переживала, что это могло сломить его гордый дух. Напрасные опасения! На пороге по-ингушски гостеприимного и очень чистого дома нас встретил все тот же Бембулат, чем-то неуловимо похожий на Суворова - жилистый, с умным, проницательным, немного насмешливыми взглядом стального цвета глаз. Сразу стало понятно: оттого, что оболочка слабеет, дух, по закону сохранения энергии, становится только сильнее. Все 2 часа, которые мы разговаривали, и потом, во время беседы за радушно накрытым столом, Бембулат сидел с очень прямой спиной, согласно кавказскому этикету, не откидываясь на спинку стула.

Такого через колено не сломаешь и не купишь за все золото мира! А такие попытки, по нашим сведениям, были. Во время выборов президента республики в 2002 году к Бембулату пришли с чемоданом, в котором находилось 500 тыс. долларов, и попросили, учитывая его авторитет в народе, агитировать за определенного кандидата, тот в ответ только посмеялся: «Чтобы потом люди сказали, что Бембулата за зеленые бумажки купили? Нет. Свой выбор я сделал. И всем, кто меня спросит, совершенно бесплатно скажу свое мнение».

Чужая сторона

Мы пришли к Бембулату вместе с его единомышленником Муссой Зурабовым. Когда объяснили, что проект посвящен теме выселения чеченцев и ингушей в 1944 году, Бембулат начал рассказывать:

- Как сейчас помню это время поминутно. Рядом с нашим селом Мергисте тогда Галашкинского района стояла воинская часть. Мой дед, которого звали Бибот, был простым садоводом и крепким хозяйственником, знал охотничье ремесло, умел заманивать зверя. И накануне он помог военным добыть аж 8 кабанов. Самому ему эта дичь была не нужна, но повадки их знал хорошо, знал, что зимой они любят понежиться в теплом источнике. Через день около 6 утра военные вдруг резко завели машины и уехали. На их место прибыли другие. Зашел лейтенант и сказал: «Вам дается 20 минут на сборы». Как оказалось, это время на то, чтобы погрузиться в американские студебеккеры и проститься с родиной. Мой отец был человеком продвинутым - в 14-м году попал в плен к немцам и овладел немецким языком. Он твердо произнес: «Плакать нельзя!» и начал руководить сборами.

В хуторе Мергесте было 8 дворов. Из жителей села 5 человек ушли на фронт. Трое из которых - Богатыревы. Вернулись из пятерых только двое.

Нас довезли до села Бамут, где перегрузили на полуторки. В Грозном дали 2 часа и перегрузили в товарняки.

В гостях у Бембулата БогатыреваЗнаете, за два дня до выселения домашние животные - кошки, собаки, лошади, - стали вести себя странно, отказывались от еды. Вы не поверите, наша лошадь, когда нас погрузили в машины, смотрела на нас и по-настоящему плакала. Не хотела идти домой. Потом бежала за нами до поезда, попыталась запрыгнуть в вагон...

Как сейчас перед глазами еврейский раввин, который, стоя на площади, перед собравшимися смотреть, как выселяют людей, заклинал не брать ничего чужого, не грабить опустевшие дома, не уничтожать имущество ингушей. (Кстати, евреи действительно не стали вселяться в дома выселенных - они приходили, доили коров, поливали огороды, присматривали за хозяйством, но в опустевшие дома не вселялись - авт.). Холодные, набитые людьми вагоны тронулись. Два раза в сутки состав останавливался, и людям в вагон приносили по два ведра холодной воды.

Моя двоюродная сестра умерла в вагоне во время родов. Никогда в жизни я больше не видел такой красивой женщины. Ее и мертвого младенца просто выбросили из вагона на перрон . Мой дедушка, которому было тогда 109 лет, умолял капитана дать похоронить ее. Бесполезно. Тогда дед достал кинжал (ему почему-то разрешили ехать в национальной одежде - в черкеске с поясом и кинжалом), и начал требовать, чтобы позволили похоронить умерших. Надо отдать должное капитану. Он не убил старика, просто оттолкнул со словами: «Ты соображаешь, что я могу с тобой сделать, дед?». Но похоронить так и не разрешил.

Ехали две недели. А когда приехали, то везде уже распространился слух, что «едут бандиты, которые пьют русскую кровь, и что они носят высокие шапки, потому что на головах у них растут рога».

На второй день после приезда отец мне сказал: «Собирайся». «Куда?» - «В школу». А я даже не говорил на русском. Заходим в класс, где 39 детей. Отец в папахе, я в фуражке. Все дети забились в угол. Вдруг какая-то девчонка как закричит: «Гляньте, гляньте, а он на человека похож!». Меня потом с этой врединой за одну парту посадили (смеется). Она была сестренкой учительницы и дочкой председателя колхоза. Учительница попросила меня написать на доске слово «Ленин». Я совсем не знал русский, но слово каким-то чудом написал. Потом она попросила написать слово «отличник». Я и его написал. Тогда она повернулась к отцу и сказала: «Берс, он будет учиться».

Девочка, с которой меня посадили за парту, поначалу дрожала от страха, сидела, закрывшись от меня рукой. Думала, буду кусаться. Вечно приносила что-нибудь вкусное, пирожки, еще что-нибудь, но со мной не делилась. Я обиделся и решил, что отомщу. Память у меня была хорошая. Через два месяца я уже совершенно свободно говорил по-русски, хорошо решал задачи и примеры по математике. Решу быстро и говорю: «Я готов». Она шепчет: «Посиди еще, Бембулат». А я сдаю работу. Мщу. Она одни «двойки» по математике получала. Однажды она разрыдалась и крикнула: «Большеголовый чечен!». А учительница, ее сестра и говорит: «Его голова намного красивее и умнее твоей». Потом, встретившись уже взрослыми, мы, вспоминая то время, много смеялись.

Бембулат Богатырев (с гитарой) в общежитии Омского сельскохозяйственного<br/> института. 50-е годыПомню еще один случай. Репрессированные строили сарай для колхоза. Бригадиром - мой дядя, недюжинной силы человек - мог рукой лошадь сдержать. Председатель запретил использовать сухие бревна, велел строить из сырых. А сырых бревен оказалось мало. Бригада ждала-ждала, да, чтобы вся работа насмарку не пошла, воспользовалась сухими бревнами. Приехал председатель (отец моей одноклассницы), да и давай ругаться матом. Мусульман матом - это он зря. Дядя взял его за грудки, поднял и перекинул через плетень. Хорошо, что участковый, к которому прибежал председатель, оказался фронтовиком - пристыдил грубияна. Сказал, что ингуши свою работу отлично сделали, и нечего язык распускать. Вообще считаю, что во многом благодаря ссыльным голая казахская степь превратилась в цветущий край. Я закончил с отличием 7 классов и был принят в судостроительный техникум. Руководители техникума подумали, что я - татарин. Когда через два месяца узнали, что ингуш, то предложили уйти. Пошел в сельскохозяйственный техникум на землеустроителя. Не хотелось. Но учиться где-то надо было. Правда, брали в артиллеристское училище. Не пошел принципиально: служить в армии, которая выполняя приказы, выселяла из домов, не по мне.

Материальное положение семьи было тяжелым. Надо было работать. День смерти матери помню как сейчас. Когда уходила, повторяла: «Ты знаешь, сын, как умирать тяжело. Тяжело умирать». (Тут голос Бембулата срывается...)

Когда разрешили возвращаться на родину, меня, как специалиста направили в Грозный, в Министерство сельского хозяйства. Коллектив там был замечательный. Многому научился. Женился...

Вопросы, на которые трудно отвечать

Я вообще не понимаю, - говорит Бембулат о том, что волнует его больше всего, - почему у нас не принято говорить правду. Например, о том, что Сталин по происхождению осетин. О том, что ингуши ни по каким статьям не подлежали выселению. Однако наш народ не обозлился, не мстит...

Действительно, собирая материал для этого спецвыпуска, общаясь с людьми, слушая их рассказы, мы поражались жизнеутверждающему фатализму, свойственному ингушам. Они могут принять судьбу такой, какова она есть, для них главное - сберечь семью, род, в них нет саморазрушительной пассионарности тех же чеченцев. Есть мудрость и терпение.

Бембулат сегодня искренне недоумевает: почему после принятия закона о реабилитации осетины могут оставаться в чужих домах - домах ингушей?

Путин обязан помирить ингушей и осетин, - уверен он. - Мы хотим жить в мире. Мы соседи, а Пророк сказал: «Не уверовал в Бога тот, кто ложится спать сытым, зная, что сосед его голодает».

Бембулат, не привыкший молчать о несправедливости, написал письма российским лидерам. «Если речь идет о правовом и демократическом государстве, то в соответствии с российскими законами Северная Осетия не имеет права хотя бы один день осуществлять юрисдикцию над ингушскими землями. Под любым предлогом ингушский народ добровольно не допустит повторного упразднения своей государственности, - пишет он. - Ингушский народ никогда не уступит Северной Осетии свою бывшую столицу Владикавказ, Пригородный район - колыбель ингушского народа и часть Малгобекского района, насильственно присоединенные И.Сталиным к Северной Осетии, оскорбив тем самым честь и достоинство одного из самых древних народов Кавказа... Эта земля десятки и сотни раз пропитана ингушской кровью и поэтому священна для каждого ингуша... Для нас, ингушей, наша родина - Ингушетия, не предмет политического торга. Мы не должны позволить переписать историю Ингушетии в духе этнической чистки и генетической ненависти. Минимальное из того, что принадлежало ингушам исторически, должно быть возвращено им, как необходимое условие для экономического, политического и культурного развития их в перспективе...

...Руководитель Временной Администрации в зоне конфликта, генерал Поляничко, назвал действия войск государственным терроризмом по отношению к ингушскому народу. Через 4 дня после этого заявления он, его помощник - генерал Корецкий и старший лейтенант Кравчук были убиты в пригороде Владикавказа.

Дмитрий Анатольевич! Вам принадлежат слова: «Закон один для всех и его надо выполнять неукоснительно». Почему тогда не выполняется Закон «О реабилитации репрессированных народов», названный Патриархом Москвы и всея Руси Алексием Вторым и академиком Дмитрием Лихачевым Законом Века? Почему российские руководители не уважают законы, под которыми стоят их подписи? Почему мы до сих пор не говорим всей правды о депортации народов И.Сталиным?».

На письмо Путину Бембулат получил ответ, что «будут думать». Медведев не ответил. Бембулат Берсович говорит, что понимает его. «На такие письма трудно отвечать».

Я не смогла удержаться и спросила, правда ли, что к нему в дом наведывался господин Евкуров.

- Да, - смеется Бембулат Берсович. - Вместе с ним человек 15.

- И о чем говорили?

- Он сказал, что я уже вошел в историю, что он мечтал бы пользоваться в народе таким же авторитетом. Я думаю, что у Евкурова именно сейчас есть возможность войти в историю народа, представителем которого он является, стать его героем. Для этого ему надо с высоты своего поста потребовать у руководителей страны от имени своего народа выполнения федеральных законов в республике, которой он поставлен руководить. И если последует отказ, то подать в отставку. Место, самое почитаемое, в истории народа ему будет обеспечено навек.

Родину не отдают

Все время нашего застольного разговора за нами ухаживала (не присев ни разу), вторая жена Бембулата - Марьям. Первая супруга, много и часто болевшая (по словам Бембулата, «всеми болезнями земного шара»), давно умерла. Марьям по возрасту ровесница Лейлы - дочери Бембулата. От первого брака у Бембулата был еще сын Руслан, но его во время службы в советской армии убил сбежавший с оружием дезертир. Марьям родила мужу двоих сыновей. Старшему - Берсу - 16, а младшему - Берду (в переводе с ингушского - скала) - 14 лет. А самому Бембулату стукнуло уже семьдесят семь.

Я исподволь любовалась стройностью и красотой Марьям, ее ловкими движениями. И взаимопониманием супругов. Очевидным было взаимоуважение между ними. За все время нашего присутствия они только однажды обменялись взглядами и улыбкой. Но какой это был взгляд!

Когда мы уходили, Бембулат подарил свои книги и подписал их. На недавно переизданной - «Россия и ингушский вопрос. Как это было?» - надпись сделал эксклюзивную: «Красотке-журналистке. На память от автора». Я засмущалась от удовольствия. Дело в том, что год назад я попала на митинг в Ингушетии, где люди протестовали против очередного исчезновения человека. И, видимо, с испугу, сфотографировала человека, пытавшегося отобрать у меня камеру. Потом нас обстреляли. В комментариях к статье об этом митинге меня иначе как «красотка-журналистка, двинувшая фотоаппаратом по морде «разгонителя» митинга», не называли. Оказывается, Бембулат в курсе. Для меня это - высшая похвала.

Вторая его книга - совсем новая, только вышедшая из типографии «Ожидая справедливости. Российское руководство и Закон о реабилитации». В планах - автобиография. Ждем с нетерпением.

Выйдя от Бембулата, я открыла его новую книгу наугад. Прочитала: «На протяжении 300 лет ингуши верно служили России. Отсюда ничем необъяснимо преступное отношение российских руководителей к этому народу - ночные облавы, похищения, пытки и убийства совершенно безнаказанно ни в чем неповинных людей. Мир едва ли знает аналога подобным издевательствам над целым народом, вина которого заключается в том, что он хочет жить на собственной земле. Ингуши не могут отдать свою родину. Она одна и ею не торгуют. Земли, которые оккупированы с 1944 года, должны быть возвращены.

Ингуши никогда не откажутся от своей родины, они ее никому не уступят. Это должно быть понятно любому порядочному человеку. Это должны уяснить себе российские руководители, если они претендуют на эти качества людей. Если российские руководители хотят видеть в перспективе стабильную обстановку на Кавказе, они должны выполнить Закон «О реабилитации репрессированных народов» без всяких предварительных условий. Все просто - репрессированные народы получают только то, что им принадлежало до насильственной депортации, в отношении них восстанавливается историческая справедливость».

Слова человека, олицетворяющего собой великое чудо, названное Пророком Мухаммедом стойкостью на праведном пути.

Особенности регламента

Бембулат Богатырев, являясь народным депутатом РСФСР, впервые после начала перестройки озвучил тему Пригородного района и восстановления прав ингушского народа на обеспечение юрисдикции на данной территории и в городе Владикавказ (Орджоникидзе) с трибуны Сессии Верховного Совета СССР.

В результате деятельности депутата РСФСР Б. Богатырева и его соратников Б. Сейнароева, Б. Костоева, Я. Куштова и многих других, на свет появились Законы «О реабилитации репрессированных народов» (26.04.1991 г.) «О создании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» (04.06.1992 г.).

В последующем тема территориальной реабилитации народа руководством Ингушетии и депутатами федерального уровня от республики была предана забвению.

Только в канун принятия Государственной Думой закона о местном самоуправлении депутат Белан Хамчиев, говоря о нереализованности Закона «О реабилитации репрессированных народов» и необходимости, на его основании, четкого определения административных границ между республиками Ингушетией и Осетией заявил: «Можно тысячу раз спорить о том, что правовая природа межмуниципальных и административных границ между субъектами Российской Федерации различна, но население не интересуют юридические категории. Людям важна ясность и четкость в понимании того, чья эта земля и кто...».

На этой фразе председательствующий отключил микрофон. Так как время для своего выступления депутат Б.Хамчиев вытребовал дополнительно, текст его выступления не был согласован с коллегами из фракции «Единая Россия». Особенности регламента?

Б. Эгинский

В ожидании справедливости:
Благодарность авторам проекта
"Поводом моего обращения к Вам послужил спецвыпуск…
Наказанный народ
23 февраля в России - день защитников…
Хайбах - чеченская Хатынь
О трагедии белорусской Хатыни знает весь мир.…
Спасают только вера и надежда
Депортация в феврале 1944-го - трагедия целых…
Стойкость на праведном пути
У каждого народа есть свои нравственные камертоны…
Зачем смешали славу с бедой? Общественность Ингушетии недоумевает: почему Аллею славы решили возвести рядом с Мемориальным комплексом жертвам репрессий?
Секреты истории При подготовке спецвыпуска к нам попали документы, которые мы приводим без комментариев...
Генетическая память
Тагир Марзиев - бывший главный врач республиканского…
Другая жизнь
Живым и ярким свидетельством как самой операции…
Ссыльное детство Дагуна Омаева
Дагун Омаев - заслуженный артист РФ, Народный…
«Мне нужно было умереть, когда нас выселяли»
У нее нет своего жилья, и приходится…
Там, где мой народ, к несчастью, был...
Да простят меня ингуши: заголовком к материалу…
С любовью к своему народу
В каждой литературе есть имена, которые вписаны…
Встреча с везучим человеком
Адлоп Мальсагов уверен: ему в жизни всегда…
«Мои слезы остались в Казахстане»
Есть такая черта у вайнахского народа: куда…
В ту зиму умирали целыми семьями...
Около двух лет девочка, совсем еще ребенок,…
Два дня и вечность
После того, как чеченцы и ингуши, после…
Листая горькие страницы...
«Я помнила имя свое...»
- Я не знаю, сколько мне было…
Доброволец Султыгов
Добровольцем ушел на фронт сельский учитель школы…
Это прошлое еще не ушло
Процесс реабилитации репрессированных народов нуждается в реальном…