Честная журналистика не в чести! Уволен ответственный редактор авторской программы «Легенды Армии» на телеканале «Звезда». Он выпустил программу о главе Республики Ингушетия Юнус-Беке Евкурове. Генерал в нем показан отменно – ну как есть, Герой России. Пересказывать о его славных ратных подвигах не буду. Скажу только, что слышала эти же рассказы его сослуживцев, когда готовила один из выпусков «НАШИХ ЛИЦ». С большей части армейских эпизодов Юнус-Бека не снят гриф «секретности». О том, что можно рассказать, его друзья и толковали.
За такое не увольняют. Уволили за, читаю формулировку, растиражированную СМИ, «неоднозначную интерпретацию осетино-ингушских событий 1992 года» в выпуске от 15 ноября. По официальной версии руководства канала, редакторская группа скомпилировала материалы «в тенденциозном ключе». Телеканал принес извинения зрителям «за недостоверную интерпретацию» трагических событий и подчеркнул, что относится «с огромным уважением и к осетинскому, и к ингушскому народу».
Несмотря на то, что выпуск программы удалили с YouTube-телеканала, найти запись программы - не проблема. А вот составить свое мнение – задача по зубам очень немногими.
Пересматриваю отрывок о событиях 24-летней давности в Пригородном районе. Закадровый текст озвучивает диктор, сообщает общеизвестные факты: 1 ноября 1992 года на спорную территорию вошли федеральные войска. Одним из командиров был Евкуров. Он сам тоже кратенько высказался о происходившем. Сказал буквально следующее: конфликту предшествовали конфликты, стычки с обеих сторон. Военные «разъединяли противостояние сторон, освобождали заложников».
Я понимаю Евкурова – для него, как и для всех ингушей, это были худшие дни в жизни. Их невозможно забыть. Это, по сути, была очередная депортация под пулями и напалмом. Сам Юнус-Бек оставался в неведении о судьбе родных. Потом выяснилось, что отец чудом оказался в относительно безопасном месте, а маму братья вынесли из военной зоны по дороге жизни. Так назвали путь через горную Ингушетию на равнину.
В программе рассказали о последствиях вооруженного конфликта: 600 человек убито, более 1000 ранено, 13 ингушских сел сожжено, 30 тысяч ингушей депортировали (именно эта формулировка, уверена, единственно верная!).
Сам Евкуров дал короткий комментарий с попыткой оценки событий: он посетовал, что в СМИ ингушей причисляют к агрессорам. Как подобное может быть, если 90 процентов погибших и пострадавших в ходе конфликта именно среди них? – высказал удивление глава республики.
Вот собственно и все, что «Легенды армии» имели сказать об одной из самых трагических страниц ингушской истории. Скупо, по существу, без нагнетания и усугубления. Однако ответственного редактора посчитали безответственным и уволили! Тем более, что оба главы регионов-участников конфликта, к слову, и сейчас сохраняющие нейтралитет крепко стиснув зубы, разразились официальными заявлениями в адрес телеканала. Суть понятна и очевидна: оба за мир, против нагнетания и разжигания.
Я тоже стою за мир. Но пусть этот мир будет справедливым! Мне понятно, чем оскорбили осетинскую сторону. Авторы программы открыто назвали их, как инициаторов конфликта. А что вы хотели, если так оно и было??! Стыдливо молчать, поддерживая официальную версию? Но вот теперь-то все опять замолчали!
Мы все отлично понимаем, почему у глав регионов, да и у многих политиков при упоминании о Пригородном районе случаются приступы амнезии. Но я-то после почти десятилетия работы на Северном Кавказе имею полное представление о том, что произошло. И для ингушей тема возвращения Пригородного района – номер один! Причем, не только для тех, кто потерял возможность туда вернуться. Это общая боль. И мне очевидцы рассказывали, как спасались, как искали близких, как переживали пушечные обстрелы, как прятались и выживали чудом, как до сих пор оплакивают пропавших и убитых. Некоторые даже не знают, где похоронены их близкие. И цифра эта – немногим более 600 убитых – она для успокоения политиков. Потому что никто точно не знает, сколько погибло в той войне. Мне называли - более трех тысяч!
Для потерявших память политиков (совести-то у вас господа, давненько нет!) я все же напомню факты из истории. Пригородный район был и есть колыбель ингушской истории и культуры. Здесь находится древнейшее ингушское село Ангушт (сейчас оно называется Тарское), от названия которого и происходит этноним «ингуши». Оттуда родом и нынешний президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. До 1944 года часть Пригородного района Северной Осетии входила в состав Чечено-Ингушской АССР. А после того, как ингушей в один день загнали в составы и отправили по этапу в казахстанские степи, в их дома вошли осетины. И после того, как ингуши и чеченцы обрели автономию, осетины не сдвинулись с места. Они стали роптать, видя, как ненавистные им коренные жители стали выкупать свои дома по баснословным ценам и обживаться! Я – за мир и против насилия, но почему никто не говорит об этих общеизвестных фактах?
В апреле 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов», включавший положение о территориальной реабилитации ингушей. Пригородный район должен был отойти ингушам. Но нет! Половинчатость решений и недосказанность командиров-политиков тогда и спровоцировали кровопролитие. Более того, федеральные войска и осетины-ополченцы провели, по сути, еще одну депортацию: они жгли, выдавливали, утюжили танками, убивали ингушские семьи. «Наибольшую жестокость тогда проявили боевики из Южной Осетии. Точные цифры погибших неизвестны: одни утверждают, что с обеих сторон погибло несколько сотен человек, другие говорят о трех тысячах убитых. Количество беженцев-ингушей оценивают в 30-60 тысяч человек», - писали мои коллеги.
Писали, - глагол прошедшего времени. Мне больно и стыдно, что сегодня журналисты не поднимают эту тему. Они приняли официальный сигнал: обходить тему Пригородного района. Де-юре справедливость восстановлена, вот вам, ингуши, закон. А де-факто – вот вам ингуши в лицо еще и еще один смачный плевок! Вы – никто на своей исконной земле. И тот кто смеет только намекнуть об этом – повинен и уволен. Спасибо, что не посажен…
Я за мир, но мне горько, что человек, который видел конфликт изнутри, который молил Аллаха о спасении своих самых дорогих людей, сегодня сидит и безучастно озвучивает официальную версию: конфликт давно исчерпан, а осетинский и ингушский народы живут в мире. «Мне жаль, что кадры с моим участием стали частью выпуска программы. Автор передачи в ходе моего интервью позволил себе некорректную интерпретацию моих слов, что могло способствовать ухудшению отношений между ингушами и осетинами. Это очень деликатная тема, где каждое слово должно быть взвешенным», – транслирует пресс-служба главы и правительства РИ его слова.
Миротворцы-политики! Вы так дружно сегодня сделали проигравшей и пострадавшей стороной журналиста, что оторопь берет. Но хуже другое. За те 24 года, что прошли после кровавой осени, выросло, как минимум, два поколения ингушей, которые именно эту версию об осетино-ингушской конфликте изучали. В школе и вузах. Я очень надеюсь, что старшие члены их семей не молчат на кухнях и молодое ингушское племя хоть какое-то представление о той бойне имеет и понимает, по кому плачут и скорбят их родные близкие, приходя к мемориалу памяти павших осенью 1992 года в Назрани.
Если брать по паспорту, то я русская. А пишу здесь и сейчас о конфликте, который, как сейчас мне сообщат услужливые тролли, ко мне вроде как и отношения не имеет. Имеет, ко всем и к каждому! Россия – многонациональная страна, пытаться обойти этот факт, не обращать на него внимание – не то что, глупо, просто недальновидно. И не надо надеяться, что они к нам, рядовым россиянам, не имеет отношения. Упаси Бог, но если вспыхнет, то накроет всех!
Я не собираюсь выяснять и оценивать, какие последствия будут более тяжелыми, если замалчивать о событиях в Пригородном или искать народ с «исторической виной», делить на неполноценных и нетитульных или искать оправдания кровопролитию. Я о другом: почему надо молчать об очевидных исторических фактах, в том числе о том, что осетинская сторона спровоцировала конфликт? Представьте, что весь мир замолчит о роли младобоснийцев в истории с началом Первой мировой войны?! Глупо, абсурдно, нереально! А в случае с осетино-ингушским конфликтом и возвращением Пригородного района – подчеркнутая и навязанная реальность.
«Конфликт двадцатилетней давности давно исчерпан. Осетинский и ингушский народы живут в мире, и не следует пытаться вбить между нами клин», - сказали на сей раз правители ингушам и попросили не поддаваться на провокации. Квинтэссенция бессовестности в трех предложениях. Зная ингушей, как народ, который чаще всего не может за себя постоять, уверена, что власть будет довольна. Промолчит большинство. По привычке. И в этом-то весь ужас!
Когда бываю в Пригородном районе, то без труда отмечаю, где живут ингуши. Аккуратные, пусть и не богатые дома, садики. Обустроено с любовью, основательно, на века. А рядом - осетины, которые в чужих домах (отстроенных ингушами век и более назад) живут десятилетиями, но остаются временщиками. И это тоже видно по их строениям и дворам. Такой вот «хозяйский подход», от которого глаз режет… Это на уровне генетической памяти, наверное, а гены-то как раз пальцем не придавишь.
Подметила и другую тенденцию. Когда готовила выпуск о Горной Ингушетии, то время от времени бывала на осетинской территории. Чего только не наслушались на рынке! Как только не кляли ингушей, каких только историй и грехов на них не вешали! Договаривались иной раз до того, что и башенные комплексы горной Ингушетии принадлежали осетинам! Попытки переписать и подмять под себя историю тут стали навязчивой идеей. И она уже овладела осетинскими умами. И, кстати, уже и на бытовом уровне сделать гадость в отношении ингуша, согревает тех, кто возомнил себя местными и коренными. Вспоминаю недавнюю историю с осетинкой - официанткой ингушского ЛОКа, плевавшей в тарелки клиентам, которые ей не нравились. О чем она с гордостью рассказала всему миру.
Желание загадить пространство вокруг себя присуще многим. Например, скунсам, которые, защищаясь от врагов, выбрасывает на них чрезвычайно едкий секрет с целым «букетом» нестерпимых запахов. Его называют чумной смрад. На мой взгляд, этот случай.
Я пыталась найти имя уволенного со «Звезды» редактора. Не нашла, может быть коллеги подскажут. Но сегодня очень хочу сказать ему огромное спасибо. Уверена, что вслед за мной благодарность повторят тысячи ингушей. В следующем году исполнится четверть века с начала бойни, начатой осетинской стороной в Пригородном районе. Но то, что сегодня прозвучало слово правды, стоит дорогого. Спасибо, коллега! Спасибо за честную журналистику!
P.S. Несколько лет назад я после выхода грязной книжонки псевдоисследователя Пыхалова, который оправдал геноцид Сталина в отношении малочисленных народов, предоставила возможность высказаться историкам и очевидцам в уважаемом федеральном СМИ. На мой взгляд, это была одна из немногих попыток восстановить историческую справедливость в отношении ингушей и чеченцев, которых огульно и на десятилетия сделали врагами народа. И во время подготовки публикации, и после ее выхода, я столкнулась с диким остервенением осетинского лобби. Господа злопыхаловы, просьба одна: имейте смелость комментировать по существу. Еще раз напоминаю: для испражнений есть другие места.