Сердце не простит!
«За что? Почему? Зачем?» - словно спрашивают искалеченные сосны. Компетентные ответы на эти вопросы так не смогла получить и я, неоднократно поднимая эту тему. Зачем люди, отцы которых сами перенесли депортацию, взяли и разорили место обитания сосновых семей – драгоценнейшего достояния республики?
Такое ощущение, что одной мне невыносимо больно смотреть, как снова кому-то хочется показать здесь преимущество человека над природой, окончательно изуродовав гору пыльцы. Железные столбы канатки, ведущей в никуда, впились в её тело. Сосны стоят опутанные проводами. В некоторые вбиты гвозди! Это чтобы было больнее? Высохшие деревья пугают своим масштабом… Ни любви к соснам, ни уважения. Ничего святого! Забыты и заветы Пророка (с.а.с.), который велел относиться к деревьям, как к живым существам.
Они гибнут на глазах у всех. Лучшие из них вырубили, а те, что остались, – сжались. Не верите? Посмотрите на фото.
Века полтора назад специалисты стремились использовать Джейрахское ущелье как «климатическую станцию для туберкулезных и утомленных». И ведь продвинулись ощутимо в своем желании. Джейрах стал нашей Швейцарией, здравницей, о которой многие мечтали и очень немногие могли воспользоваться. Но природа сама знает и назначает цену таким местам. Поэтому приход «цивилизации» провоцирует сползание горы.
Мне горько видеть и знать, с какой преступной беспечностью распоряжаются великолепием национального значения. Построение индустрии гостеприимства в нашем случае идет «на костях» бесценных сосен. Пожалуй, власти и горе-бизнесмены и проектировщики могут «успокаивать» себя, изучая мировую практику. Например, на средиземноморском побережье между Испанией и Сицилией 3/4 песчаных дюн фактически перестали существовать. Причина – чудовищна! На них возводили объекты для обслуживания туристов, пирсы для яхт и прогулочных катеров… Гималаи расстаются с лесами. За полвека количество туристов здесь увеличилось более чем в 25 раз. Местные жители стали активно вырубать лес — на топливо для кемпингов и многочисленных гостиниц. В результате на двух крупнейших охраняемых территориях, Аннапурна и Сагармата, граница леса опустилась на несколько сотен футов. «Хребты, несколько лет назад утопавшие в зарослях рододендронов, превратились в бесплодные пустоши, тропы оказались замусорены, сократились популяции многих зверей и птиц», - констатируют специалисты. А ситуация-то – один в один! Бомба уже заложена, но, как жаль, что понимают это единицы.
Попросив у своих любимиц прощения, я поняла, что у меня больше нет сил смотреть на эту картину. У меня те же чувства, что у врача, который умом понимает, что пациента спасти нельзя. Исправлять уже нечего. Поэтому я больше сюда не приеду.
Возле каждого заповедника, наверное, стоит написать: «Не берите ничего, кроме отснятых фотографий; не оставляйте ничего, кроме следов ног; не убивайте ничего, кроме времени». Но ведь умеющие читать, а попутно считать наличность в достаточном количестве делают по своему. Топорно, грубо, нахраписто. Им хоть кол осиновый на известном месте чеши!
Я, как обещала, не приеду. И больше не стану говорить об этом. На погосте же не кричат…