Аэропорт Шереметьево разделят по новому. Круг акционеров определен, есть ясность и с их «весомостью». Согласно указу Президента РФ Владимира Путина, до 1 мая нынешнего года должно быть создано АО «Аэропорт Шереметьево», в который войдет как компания, управляющая самим аэропортом, так и компании, которые работают в нем.
Доля государства в объединенной холдинговой компании снижается в более чем в 2 раза: 31,5% против нынешних 83 процентов. Главная небесная гавань страны переходит в частные руки, - это уже данность. Сразу 68,44% получит ООО «Шереметьево холдинг». В открытых источниках эта компания связывается со структурами Аркадия Ротенберга и семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько. ООО «Шереметьево холдинг» называется не иначе, как «дочка» TPS Avia Holding.
Три буквы
«Принятые решения направлены на стратегическое развитие Московского авиационного узла на принципах государственно-частного партнёрства», — отмечалось в президентском указе. Речь, в частности, идет о нескольких больших проектах в Шереметьево, которые в последнее время активно обсуждались: строительство нового терминала, межтерминального перехода, нового грузового комплекса и нового топливозаправочного комплекса в рамках развития северной терминальной зоны аэропорта.
Почему аэропорт делят с помощью административного ресурса, а не на торгах? – этот вопрос кажется очевидным. Открытый конкурс позволил бы не только выручить государству максимальную сумму по сделке, но и выбрать инвестора по прозрачным и понятным правилам. Однако тот факт, что система торгов критиковалась многократно и постоянно, в том числе, самим президентом, представителями кабмина, сыграла на руку тем, кто уже пристально приглядывался к Шереметьево.
Получить представление о том, как уходят в частные руки и семьи объекты, которые по назначению ассоциируются, прежде всего, с национальной безопасностью страны, можно на примере московских аэропортов. На сегодняшний день за государством остаются взлетно-посадочные полосы (ВПП), рулежные дорожки, перроны. Что же касается самих терминалов, то здесь расклад такой. Домодедово – полностью частный (называется компания «Ист лайн» и Дмитрий Каменщик). Терминалы Внуково - совместная собственность государства и инвесторов (здесь звучит имя Виталия Ванцева). И вот теперь последний столичный «государственный аэробастион» Шереметьево сдается.
Впрочем, на три буквы – «TPS» - в Шереметьево идут ссылки уже давно. Вокруг аэропорта за последние два десятка лет сложился круг коммерческих структур, которые оказывают неавиационные услуги. Под ее крылом в итоге оказались: фирма VIP-International, ООО «Грузовой комплекс Шереметьево», ООО «Аэропорт Москва», ООО «Автопарк-М», ООО «МАШ реклама», ОАО «Империал дьюти фри», ООО «Терминал В Шереметьево, ООО «Межтерминальный переход Шереметьево» и ОАО «Аэро-Шереметьево».
Эксперты отмечают тенденцию по монополизации отрасли.
Работать (и выигрывать необходимые тендеры) в "Шереметьево", без трехбуквенной компании в составе учредителей, становится все сложнее - и, кажется, к этому идет и весь столичный авиаузел. Похожая тенденция
складывается и среди авиакомпаний, что подтверждают отчеты о постоянном повышении доли рынка "АФЛ". Подобная тенденция, если ее не регулировать, может привести к монополизации всей отрасли, что, в свою очередь, негативно скажется и на ценах, и на качестве обслуживания, и на мотивации собственника внедрять современные стандарты работы - зачем вкладывать средства в развитие, если у потребителя нет выбора?.
Совсем полная ясность насчет того, кто будет хозяином в Шереметьево, наступила в 2013 году, когда был объявлен победитель тендера по выбору инвестора для аэропорта. TPS Avia group, по мнению конкурсной комиссии компании «Международный аэропорт Шереметьево», стала победителем тендера на инвестирование в Северную терминальную зону аэропорта. Планируется, что она вложит в приведенные проекты более 800 млн долларов собственных средств.
Перед подписанием договора Пономаренко дал такой комментарий прессе: «Могу только сказать, что условия действительно очень жесткие. Росимущество со всех сторон защитило интересы государства. Так что если вы думаете, что мы получили подарок с небес, то вы ошибаетесь».
Коллапс
Не ошибусь, если скажу, что за прошедшие с момента того тендера 2,5 года в Шереметьево мало что только внешне изменилось. Миллионные (а в рублевом эквиваленте – миллиардные) вливания пока не видны. Аэропорт отдали за обещания?
Часть из них можно найти на официальном сайте компании. Коротко о главном звучит так: Международный аэропорт Шереметьево — первый российский аэропорт, который создал комплексный план перспективного развития на период до 2030 года с учетом параметров Транспортной стратегии Российской Федерации. Мастер-план предусматривает увеличение пропускной способности Шереметьево до 64 млн. человек, а транзитного потока до 25%. Для достижения стратегических целей аэропорта необходимы создание второй летной зоны и строительство независимой третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3). Мастер-план предполагает строительство нового грузового мультимодального комплекса, который будет соответствовать всем международным стандартам в области обработки грузов. Площадь грузового комплекса составит около 20 тыс. кв.м. Всего к 2030 году грузопоток через Шереметьево составит более 1 млн. тонн грузов ежегодно.
«Шереметьево развивает свою стратегию в соответствии с последними тенденциями и передовым опытом в индустрии авиаперевозок, современными требованиями к международным аэропортам, включая авиационную безопасность, качество обслуживания пассажиров и авиакомпаний», - это тоже официальное заявление с сайта компании.
Процесс развития стратегии идет, похоже, причудливо. 1 января нынешнего года в Шереметьево пьяный пассажир угнал микроавтобус прямо с пассажирского перрона. Камеры видеонаблюдения (а видео есть в открытом доступе) зафиксировали и лихие виражи, нарезаемые нарушителем прямо по взлетной полосе, аккурат рядом с выруливающими на полосу самолетами, и то, как он оперативно проскочил под шлагбаумом и был таков. Все это происходило днем.
Понять, как подобное, в принципе стало возможно, довольно сложно, если верить декларациям с официального сайта. Хотя в последние полгода Шереметьево не в первый раз оказалось в новостной ленте с отсутствием позитивного информповода. В начале сентября прошлого года стали появляться сообщения о сотнях тонн застрявших грузов в грузовом терминале Шереметьево. Это случилось после того, как обслуживать ведущего перевозчика – Аэрофлот – стал новый оператор: компания «Москва-Карго».
Разницу почувствовали все и сразу. Напрасно думать, что работа грузового терминала затрагивает интересы только юридических лиц и компаний. Загранпаспорта выезжающих россиян, сданные в региональные визовые центры и «улетевшие» в столичные консульства, также доставлялись Аэрофлотом. Поэтому одними из первых осознали, да и наглядно увидели масштаб бедствия руководители курьерских служб. Крупнейшие компании, например, тот же DHL, в пожарном порядке стал переводить грузопотоки из Шереметьево в Домодедово. Некоторые группы туристов в те дни испытали шоковый перегруз, получив паспорта с визами за два (!) часа до вылета в тур.
Менее расторопные, да и просто ничего не подозревающие владельцы грузов оказались в ловушке. Грузовой терминал в считанные часы завалило, груз стали оставлять под открытым небом. Смешались в кучу: клетки с животными, контейнеры с оборудованием, партии с продуктами… Было очевидно, что сбой в грузовом терминале ежечасно ухудшает ситуацию до состояния коллапса.
И последние стали первыми
А ведь подобное развитие событий эксперты предвидели и предупреждали и руководство Аэрофлота, и Шереметьево. Но и тут особую роль сыграл… конкурс!
Осенью 2014 года Аэрофлот объявил о проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обработке грузов на рейсах компании в Шереметьево. В нем участвовали две компании – «Шереметьево-Карго» (многолетний партнер авиаперевозчика на внутренних и международных рейсах) и «Москва-Карго» (зарегистрирована 26 ноября 2014 года). Последний был признан первым.
Заявки участников организаторы конкурса оценивали по нескольким критериям. Они, как и выводы экспертов, были открыты во время судебных слушаний. В суд обратились представители ООО «Шереметьево-Карго», требуя признать недействительным открытый запрос предложений на право заключения договора с Аэрофлотом на обработку грузов.
Судя по представленным суду документам, «Москва-Карго» «переиграл» соперника по единственному показателю – цене. И это логично, учитывая формат конкурса. Но вот что интересно: анализ коммерческих предложений проводил заместитель генерального директора Аэрофлота по авиационной безопасности В.Н. Антонов и сделал вывод, удививший экономистов и финансистов. Он посчитал, что тарифы «Шерметьево-Карго» выше, чем у второго претендента. Но в ходе судебного разбирательства выяснилось, что для Аэрофлота на международных воздушных линиях выгоднее работать с ООО «Москва-Карго», а на внутренних – с ОАО «Шереметьево-Карго». Проводить в данном случае лобовые столкновения по усредненным показателям тарифов было некорректно.
Не менее показательна и оценка критерия по сравнению соответствия требований стандарта заказчиков и международных норм, включая ISAGO. Конкурсная комиссия одинаково оценила обоих претендентов. Действительно, соответствие «Шереметьево-Карго» стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта подтверждал и неоднократно сам Аэрофлот по итогам внешнего аудита. Также компания располагала положительными отзывами от крупнейших авиакомпаний и грузовых операторов. Подобных подтверждений от «Москва-Карго» суд так и не увидел.
Предположу, что конкурсной комиссии повезло больше, ведь из чего-то ее представители сделали вывод об умении «Москва-Карго» работать по международным стандартам приемки грузов. Неясно другое: почему победителем стала компания, имеющая весьма скромные показатели грузооборота? Он на уровне более 100 тыс. тонн в год, что в 2,7 раза меньше, чем у «Шереметьево-Карго».
Наконец, один из основных логичных вопросов: почему за 7 месяцев, которые прошли с момента признания «Москва-Карго» победителем конкурса, компания не смогла подготовиться к началу работы? Можно ли предположить, что в конкурсной документации победителем были предоставлены недостоверные данные и комиссию ввели в заблуждение?
Логистика контроля
Передел «грузового бизнеса» в Шереметьево дорого обошелся представителям многих отраслей российской экономики. Не менее болезненный удар был нанесен по репутации и Аэрофлота, и Шереметьево. Но при этом повторение ЧП в грузовом терминале не представляется фантастическим сюжетом. По поступающей ко мне информации, новый грузовой оператор Аэрофлота спустя 7 месяцев после начала работы так и не наладил в полном объеме логистический контроль. Есть данные о задержке вылета рейсов из-за медленной комплектации и проблем с отправкой груза. Более того, спешно набранный и явно необученный персонал совершает серьезные промахи при отсутствии за ним системы контроля. Так, на одном из бортов неправильно закрепленный груз при разгоне судна сорвался и повредил обшивку. К счастью, инцидент не завершился ЧП.
Становится традиционными обращения клиентов из-за потери или путаницы с грузами. Руководство компании объявило конкурс на лучшие предложения по улучшению качества работы предприятия. Похоже, происходящее начинает беспокоить и самого победителя…Но хватит ли сил и компетенции изменить ее?
Предыдущий грузовой оператор внедрял современные информационные технологии в течение 20 лет. Об эффективности его работы можно судить хотя бы по такому факту: за время так называемых «коротких рейсов» при стоянке приземлившегося самолета 45 минут, «Шереметьево-Карго» успевает заранее подготовиться к приему грузов и получить все необходимые разрешительные документы. Это удается за счет отлаженной работы по стандарту IATA e-Freight (кстати, соответствие ему было также прописано в конкурсной документации!). Компания создала современную производственную информационную систему, которая позволяет не только оперативно принимать и сортировать грузы, но и отслеживать их передвижение по терминалу в режиме реального времени. Для особых грузов (ядерные материалы, взрывчатые и радиоактивные вещества, хрупкие, дорогостоящие и прочие подобные) предусмотрена особая маркировка. Кстати, для их перевозки за пределами терминала разработана целая система охраны и мониторинга маршрута следования с системой спутникового позиционирования.
Диспетчеры и грузчики «Шереметьево-Карго» вооружены современными гаджетами. На предприятии также круглосуточно работают и системы видеонаблюдения.
Компания организовала и наладила систему электронного документооборота.
С интересом
Одномоментная замена IT-технологий логистики в крупнейшем международном аэропорту на всего лишь обещание работать по низким тарифам обернулась провалом. Организация системы грузового обслуживания вернулась на десятки лет назад, от лучшего – к худшему…
Во многих случаях торги, конкурсы, запросы котировок показали рыночную нежизнеспособность и полную импотенцию с точки зрения поддержания конкуренции. Буквально на днях премьер-министр Дмитрий Медведев, анализируя слабые места в системе госзакупок, отметил, что пока не хватает единых стандартов. «Существует множество различных способов закупки, что, с одной стороны, вроде бы и правильно, но, с другой стороны, не позволяет оценивать ситуацию в целом и не позволяет отделять закупки, которые осуществляются на конкурентных принципах, от других», - подчеркнул Дмитрий Медведев на совещании.
- …Есть ситуации, когда использование конструкции единственного поставщика неоправданно и, как правило, обусловливается только одним - ведомственными интересами, а значит, интересами конкретных лиц, - заявил премьер.
Так надо ли удивляться тому, что итоги тендера Аэрофлота – непрозрачного, с неочевидными критериями, суд оставил без изменений, приняв сторону авиакомпании?
Невольные и Каменщик
Мои коллеги во время сентябрьского транспортного коллапса пытались получить комментарии от «Москва-Карго», но телефоны не отвечали. Однако молчать о том, что происходит в последнее время в гражданской авиации, становится все труднее.
Вспомним, наиболее громкие события последних месяцев. Банкротство Трансаэро и поглощение ее акций Аэрофлотом за символический рубль прошло стремительно и безконфликтно. Как ни парадоксально, но это факт! И в тот момент, когда вдруг объявился новый покупатель «Трансаэро», Росавивация аннулировала сертификат эксплуатанта у компании, а Арбитражный суд Санкт-Петербурга принял к производству заявления Сбербанка и «Альфа-Банка» о признании ее банкротом. Перевозчик канул в историю, а его пассажиропоток перешел к Аэрофлоту.
18 февраля нынешнего года после допроса в Следственном комитете председатель совета директоров аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик был задержан по обвинению в нарушении части 3 статьи 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) по делу о теракте 2011 года. Суд заключил его под домашний арест. И снова «совпадение»? Новость про задержание миллиардера Каменщика прошла на фоне реформирования московского авиаузла. Об объединении трех аэропортов говорят давно. И Каменщик давно обозначил свою позицию: он не намерен объединяться.Нынешней весной московский авиаузел ждет несколько важных событий. Должен открыться четвертый аэропорт в Раменском. 20 мая будет выбран новый состав Совета директоров аэропорта Шереметьево. Передел собственности будет оформлен официально, с перечислением ответственных лиц. Сюрпризов не готовится. В гражданскую авиацию России уже не первый год, как пришли «системообразующие друзья». Идет централизация отрасли, которая, видимо, полностью уничтожит остатки конкуренции. Пассажиры это уже почувствовали, после того, как свернули полеты в России иностранные перевозчики, обанкротилась Трансаэро. Но монополия на пассажиропоток гарантирует и монополию на бюджетную поддержку. Не весть какие деньги? Но ведь и нынешние владельцы Шереметьево - Пономаренко и Скоробогатько бизнес начинали не с покупки портов, пароходов, самолетов… Их первым делом было производство и продажа полиэтиленовых пакетов и парфюмерной продукции в Крыму. Но, как показывает практика, грамотный системный подход к обретению «друзей» открывает даже ворота в небо.