Это интервью с Иссой Магометовичем КОСТОЕВЫМ - следователем-аналитиком, арестовавшим в свое время серийного убийцу Чикатило, было подготовлено пять лет назад. Он тогда был Советником Председателя Совета Федерации ФС РФ. Издание, в котором я работала, отказалось публиковать этот материал. Думаю, что друзьям будет интересно мнение легендарного ингуша. Тем более, что многое из сказанного им тогда, сегодня звучит не менее актуально.
- Исса Магометович, Вы тот, кого знают и к чьему мнению прислушиваются не только в России, но и за ее пределами. Как Вы оцениваете современную ситуацию на Северном Кавказе и, в частности, в Ингушетии?
Ситуация общеизвестная. Сейчас, после смены руководства в Ингушетии, как в самой республике, так и на федеральном уровне, включая высших должностных лиц государства, заговорили о всеобщей коррупции в этом округе и необходимости решительной борьбы с этим явлением. Коррупция – источник всех бед Северного Кавказа, так сказал Медведев в одном из своих последних интервью. В самом деле, кавказская коррупция, в отличие от общероссийской, имеет свои особенности, надежно защищающие ее участников от возможного разоблачения. Дело в том, что народы северо-кавказских республик, разделенные по фамильно-клановому, а в некоторых регионах еще и по религиозно-сектантскому принципам, живут по исторически сложившимся обычаям, традициям, лишь в исключительных случаях прибегая к государственным светским законам. По шариатскому праву, сообщение любого соплеменника о вымогательстве у него взяток расценивается как требующее возмездия со стороны родственников взяткополучателя: месть будет преследовать не только самого заявителя, но и его семью, и отвечать придется за все последствия, наступившие в результате подобного заявления. Если осужденный взяточник умрет в местах лишения свободы, взяткодателю и его родственникам будет объявлена кровная месть. Если же он будет стараться, опять же за взятки, откупиться от совершенного преступления, то все расходы, понесенные в связи с этим, также предъявят первоначальному заявителю. Найдите в такой ситуации человека, готового сообщить о вымогательстве или даче взятки! А без этого любой взяточник может совершенно не опасаться разоблачения. Теперь представьте себе, что было бы, если бы те же кавказские порядки действовали по всей стране! Неудивительно, что самые низкие показатели о состоянии преступности из года в год фиксируются в республиках Северного Кавказа. В отдельных территориях за год не было зарегистрировано ни одного преступления коррупционной направленности. За последние 20 лет я не припомню там ни одного случая привлечения к ответственности за взяточничество мало-мальски значимого чиновника! С этим положением необходимо основательно разобраться, если мы хотим реально изменить ситуацию, в которой находятся республики Северного Кавказа. Причем одними популистскими заявлениями о необходимости решительной борьбы с коррупцией положения дел в этих регионах не исправить. Бороться можно только одним путем: перетасовать все кадры, оторвать их от своих этносов.
- Исса Магометович, нынешнего президента Ингушетии позиционируют как непримиримого борца с коррупцией. Что скажете?
Помните, как Евкуров в телевизионной беседе с Познером, обвинив в коррупции своих предшественников, заявил, что ему лично дважды предлагали крупные взятки, доходившие до 700 тыс. долларов? Спрашивается, почему эти лица не были задержаны? Где уголовные дела? Полагаю, все это – не более, чем дешевый пиар. За полтора года его пребывания у власти ни одно дело не ушло в суд, ни одного человека не осудили не только за коррупцию, но и за мошенничество.
- Некоторые события позволяют сделать вывод об основной цели его назначения – «продавить» на территории Ингушетии закон о местном самоуправлении. Так ли это?
Да, безусловно. Хотя, по моим данным, Зязиков тоже был готов этот закон принять. Я был единственным, кто пытался противостоять этому. Дело вот в чем – почему этот вопрос принципиальный. Территория любого субъекта – это главный аргумент, главный статус республики. Все конституции автономных республик, уставы областей, краев России, от первого до последнего, начинаются с определения границ, перечисления районов, территорий, входящих в их состав. А в конституции Ингушетии сказано только: «Республика Ингушетия состоит из районов и городов республиканского значения, являющихся ее административно-территориальными единицами».Вот, представьте себе, мы избираем присяжных заседателей – по территориальному признаку. Как доказать, что присяжный из такого-то населенного пункта на границе с Чечней легитимен? То же самое – и с депутатскими выборами. В Татарстане конституционный суд не признал легитимность избранного депутата из-за того, что район, который он представлял, не был указан в конституции. По большому счету президенты, которых избирают на территориях, не закрепленных за республикой конституционно, тоже не легитимны. Сейчас совершается великий обман. По сей день мои соотечественники еще пребывают в тумане. Я-то знаю, что это в конечном итоге – задача, направленная на ликвидацию Ингушетии. По инициативе первого президента России мы приняли закон о реабилитации репрессированных народов. Президент внес законодательную инициативу и об образовании Ингушской республики. Этот закон гласит: восстановить территорию Ингушетии в пределах, имевших место на момент репрессии. Установлен срок исполнения этого положения. Потом выходит закон об образовании Ингушской республики, где правительству вменяется в обязанность определить границы Ингушской республики с учетом требований закона о реабилитации репрессированных народов. Вновь устанавливается срок. И никаких действий в этом направлении! Мое мнение (и я озвучил его, выступая здесь, на Совете Федерации): если принимать закон о МСУ, то при одном условии – одновременно создать правительственную комиссию, определить границы между вновь образованной Ингушской республикой и соседними территориями – Осетией, Чечней. Я писал Миронову: «Продолжающиеся с 1992 года уговоры руководства Северной Осетии о необходимости возвращения подворьев беженцев, соблюдении конституционного права остаются благими пожеланиями, хотя по этому вопросу руководством страны изданы десятки нормативно-правовых актов, ни один из которых не потребовал от руководства РСО прекратить многолетнюю политику апартеида и дискриминации в отношении ингушского народа… За годы изгнания этой части ингушского общества выросло целое поколение (18 лет!), которое не может понять, почему за убийство более 600 человек их родных и близких, за разрушение и разграбление нескольких тысяч их домов ни один человек не понес никакого наказания, как не может понять, почему в сохранившихся еще домах живут граждане Южной Осетии, а им туда вернуться нельзя. Разумеется, вербовать боевиков и смертников в такой среде не составляет большого труда…».В начале 1990-х Дудаев и все его окружение предпринимали огромные усилия, чтобы ингуши их поддержали. Я говорил с Дудаевым 24 ноября 1991 года, он был уже президентом. Парламент Чечни принял постановление об отторжении от Ингушетии Сунженского и Малгобекского районов. И тогда я поехал к Дудаеву. После долгих переговоров он сказал: поскольку я не имею права отменять парламентское постановление, я наложу на него вето. И сделал это в ту же ночь, в 9 часов в новостях выступив с соответствующим заявлением.
- Как Вам удалось его переубедить? Какие Вы приводили аргументы?
Я напомнил ему историю этого вопроса. Вот документ, подписанный Микояном, Ворошиловым, Маленковым, Брежневым, Беляевым 22 декабря 1956 года. Здесь сказано: «Комиссия по поручению президиума ЦК КПСС с участием руководителей Грозненской области, Дагестана, Северной Осетии, представителей от чеченцев и ингушей рассмотрела вопрос о территории Чечено-Ингушской АССР. Бывшая Чечено-Ингушская АССР занимала территорию 15,7 тыс. км, на которой проживало 697 тыс. чел., из них 368 тыс. чеченцев, 84 тыс. ингушей. После упразднения республики в марте 1944 года все чечено-ингушское население было выселено в Казахстан и Киргизию. Из 24 районов республики 8 полностью, 4 частично отошли Грозненской области, 6 районов – Дагестану, 5 – Северной Осетии. 1 полностью и 4 частично отошли Грузии. В районы, вошедшие в Грозненскую область, было переселено из России, Украины, Молдавии 78 тыс. человек; на территорию, отошедшую Дагестану – столько-то тыс. человек. В настоящее время в бывших чечено-ингушских районах имеется 20 МТС, 123 колхоза, столько-то населения. При изучении положения чеченцев и ингушей в Казахстане и Киргизии работниками аппарата ЦК КПСС рассматривался вопрос о возможности образования чечено-ингушского национального объединения на территории их нынешнего там проживания, однако чеченцы и ингуши отнеслись к этому крайне отрицательно. Секретарь Дагестанского обкома КПСС просит взамен чечено-ингушских районов передать Дагестану часть территории бывшего Кизлярского района, имея в виду недостаток земель и так далее. Секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС высказался против возвращения Чечено-Ингушской АССР районов, переданных Северо-Осетинской АССР, мотивируя тем, что эти районы заселены главным образом осетинами, возвращать назад их было бы нецелесообразно. Секретарь Грозненского обкома КПСС Яковлев считает, что для расселения чеченцев и ингушей им следует отдать прежнюю территорию, а также часть районов Грозненской области, которые ранее не входили в состав Чечено-Ингушской АССР. Учитывая все эти обстоятельства, выносим следующее предложение: восстановить Чечено-Ингушскую АССР в основном в прежних границах, передав ей районы, отошедшие в 1944 г. Грозненской области, Дагестанской АССР, Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР, за исключением Пригородного района Северо-Осетинской АССР. Пригородный район примыкает к г. Владикавказу и играет большую роль в обеспечении населения продуктами. В связи с тем, что территория, передаваемая Чечено-Ингушской АССР, в основном заселена и на ней не представляется возможным расселить и трудоустроить все прибывающее население, считаем необходимым также включить в состав Чечено-Ингушской АССР притеречные районы Грозненской области – Наурский, Шелковской, Кара-Галинский. Территория указанного района составляет 5 тыс. кв. км. Там живет 49 тыс. чел. населения, имеется 2 совхоза, 5 МТС, посевная площадь 60 га, 16 тыс. голов крупного рогатого скота, 225 тыс. овец. В этих районах есть возможность для развития животноводства». Я сказал Дудаеву: какие могут быть с вашей стороны территориальные притязания! Вы же за счет того, что ингушей лишили Пригородного района, взяли три района со всем хозяйством! В конечном итоге Дудаев наложил вето на это постановление. Но наложить вето – это только приостановить его претворение в жизнь. Если сегодняшний парламент вернется к этому – судя по всему, перспектива для Ингушетии ожидается неутешительная. Ингуши не требуют передела территории, они говорят только: верните нам свое! Меня спрашивают, что происходит сейчас в республике? 10 лет шла «под боком» у Ингушетии чеченская война – ингуши молчали. Почему же сейчас в Ингушетии взрывают каждый день? В ситуации, когда закон о реабилитации репрессированного народа не действовал, а в Осетии ингушей буквально гнобили, у них были все основания сказать: мы не верим, что наши права будут восстановлены, мы пойдем под Дудаева. Я бегал по мечетям, уговаривал стариков: ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь, наша проблема будет решена. Иллюзии развеял южно-осетинский конфликт, когда за 2-3 дня всех осетинских беженцев до единого вернули в свои дома, поставили федеральные войска, изгнали с территории всех грузинов. И вот тогда ингуши поняли, что при желании Россия могла решить их проблему давным-давно. В этом – причины сегодняшних взрывов. Таковы мои суждения, мой анализ, итог моих бесед с людьми. Терпению народа пришел конец. Сейчас вместо того, чтобы пустить ингушей в свои дома, им строят отдельные резервации на голом месте, а потом говорят: надо в этот новый поселок провести дороги, газ, воду, канализацию, электроснабжение, построить школы, отделения милиции… Я просмотрел программу восстановления Пригородного района, разработанную Министерством регионального развития России по указанию президента России. В очередной раз составили программу на 15 миллиардов, чтобы «отмыть» крупные деньги.
- Исса Магометович, вот Вы сказали, что дело идет к ликвидации Ингушетии как территориальной единицы. Допускаете ли Вы, что следующая задача Евкурова – слить Ингушетию с Чечней? И как это связано с законом о местном самоуправлении?
Нетрудно предположить, как можно разговаривать с ингушскими представителями с позиции власти. Друзья мои, 18 лет как объявлена ваша республика. Посмотрите, сколько средств вложено в ее развитие за все эти годы. Какой местный бюджет у вас был в 1992-м, 1993-м? Что собирали ваши предприятия, учреждения, физические лица? Я могу ошибиться немножко, но, думаю, 300-400 млн. руб. Прошло 15, 18 лет. Какой у вас бюджет сегодня? Насколько вы продвинулись? У вас была дотация на 94, 95, 96 процентов. В этом году – тоже 94-95. Вы можете даже не республикой, а империей называть свою территорию, но кормите себя сами, зарабатывайте на хлеб. А посмотрите, сколько мы вкладывали в ваш бюджет 1992 года и сколько – в бюджет 2009-го! Мы объем своих российских инвестиций, вложенных в ваше развитие, увеличили в 30 раз. А у вас, господа хорошие, экономика стоит на месте. В мире нет ни одного участка, где нефтекомплекс является убыточным, кроме как у вас. Это одно. Второе. У вас территориальные споры с Чеченской республикой, с Северной Осетией. Мы не можем такое положение дел терпеть дальше. Это бессмысленно.
- Логично!
Сейчас я сделал другой вывод. Ингуши, когда им говоришь: господа соотечественники, все идет к тому, что республика может прекратить существование, в один голос начинают кричать: мы должны провести референдум, проголосовать всенародно за сохранение своей республики. А сейчас – в связи с принятием закона о местном самоуправлении – я пришел к выводу, что они и референдума не имеют права провести. Потому что референдум проводится не по национальному признаку, а по территориальному, а территории у них закрепленной нет. О чем ингуши не подозревают. - Чего же, в таком случае, ожидать Ингушетии в перспективе?Думаю, ничего хорошего. Вообще я не сторонник существования этих «мелких» республик. Не успеет приличный человек в вагонном туалете посидеть, как уже проезжает три-четыре республики! Сейчас, говоря о назначении Хлопонина, я хотел бы подчеркнуть следующий момент. Говорят, что проблемы Северного Кавказа решатся, как только там изменится социально-экономическая ситуация, будут созданы рабочие места. Это далеко не так. Такие разговоры, даже исходящие от президента, мне напоминают расхожее мнение, что, если милиционерам добавить зарплату, то они взятки не станут брать. Как правило, бывает наоборот: чем больше добавить, тем больше и брать будут. Да, тяжелая социально-экономическая ситуация на Северном Кавказе действительно имеет место. Но если Хлопонин не начнет развязывать узлы, там завязанные, ничего не изменится. Представьте себе: половина народностей в этих 6-7 субъектах репрессирована: чеченцы-акинцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы… Из населения 5 пяти республик 5 народностей репрессированы, возвращены обратно, реабилитированы законом перед всем миром. Все акты о репрессиях этих народов признаны не то, что незаконными, а преступными еще Верховным Советом СССР, в декларации от 14 ноября. Но воз и ныне там. Спрашивается, если специально создан Северо-Кавказский округ, кому-то надо снять эти вопросы! Причем необходимо придумать такой механизм, чтобы уравнять в правах все народы. Пусть это будет закон о национально-культурной автономии. И пусть в рамках этого закона строятся церкви, мечети, школы, национальные театры – ингушский, балкарский… Но экономическое и политическое пространство вновь образованного федерального округа должно быть единым. Пожалуйста, изберите себе парламент, депутатов отправьте в Пятигорск, от каждой территории – по населению, по квотам, сколько положено. Но направить одного в Ингушетию потому, что он ингуш, а другого в Балкарию потому, что он балкарец – так не должно быть. Мононациональность северо-кавказских республик, практически всех, – это самый страшный бич в развитии региона.
- Как Вы считаете, есть ли разумное решение проблемы Пригородного района?
Решить этот вопрос можно очень легко и безболезненно. Я писал об этом Миронову: «В условиях, когда осетинская сторона категорически против отторжения какой-либо части закрепленной в конституции республики территории, а ингушская сторона, ссылаясь на федеральный закон о реабилитации репрессированных народов, настаивает на возвращении незаконно отторгнутой у них и удерживаемой территории, единственно возможным решением представляется, не прибегая к территориальным переделам между этими субъектами, разделить нынешний Пригородный район на два составляющих его района, официально переименовать бывший до 1944 года Пригородный район в Ингушский в составе РСО, провести в обоих районах местное самоуправление, выборы, сформировать местные органы власти. Такое решение автоматически снимает территориальные претензии, по существу, исполняет Федеральный закон «О реабилитации репрессированных народов», более того, оно уравнивает ингушский этнос РСО с другими этносами. …Переименование Пригородного района, ставшего причиной многолетнего кровавого противостояния, будет способствовать сближению этих народов. Что же касается предлагаемых в последнее время принудительного возвращения беженцев и примирения их с местными жителями, это не снимет глубоко проникшую во все сферы жизни проблему взаимного неприятия и вражды. Ингушский этнос в РСО не формально, а на деле должен иметь равные с другими народами права и обязанности. Именно эту задачу и может решить предлагаемый мной вариант»