В поисках ингушских миллиардов

Шестой год в Ингушетии действует федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». Согласно ей, республика получает миллиардные вливания на реализацию различных социальных проектов. О том, как безалаберно, а иногда и просто варварски, бездумно и безответственно расходуются бюджетные средства (НАШИ С ВАМИ, УВАЖАЕМЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ) я писала неоднократно. И вот вчера премьер-министр Дмитрий Медведев назвал неудовлетворительной ситуацию с реализацией федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». 20090730153726.GIFО подробностях премьер не распространялся. Пресс-служба главы РИ, распространила заявление шефа, в котором он признал факт провала программы. «Мы докладывали, что ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» не выполняет свои функции, - передают слова Евкурова его журналисты, - она в значительной степени О, часть средств была перенаправлена на другие цели, в том числе на решение проблем вынужденных переселенцев, строительство объектов образования и др. Нас в этом поддержало Министерство по делам Северного Кавказа. Надеемся, что с учетом вмешательства Дмитрия Анатольевича Медведева ситуация выправится, и ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» заработает в полную силу».

Первое лицо региона, как видим, ясности по поводу того, почему буксует программа, также особой не внес. Однако в открытом доступе есть и показатели данной ФЦП, и некоторые факты о том, как она реализуется

На сайте федеральных целевых программ России (http://fcp.economy.gov.ru) приведены основные показатели ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия». Для любителей почитать и помечтать, наверняка, занятным будет раздел о планируемых итогах программы. Кроме того, здесь же приведены основные показатели затрат на программу. В этом году в Ингушетию в рамках только этой программы инвестируют из бюджета 4 млрд. 662,1 млн. рублей. Еще 450 миллионов добавит сама республика. В прошлом году показатель был значительно больше — 5,4 млрд. рублей. Заметьте, это только ОДНА из программ, реализуемых в Ингушетии. Плохо реализуемых, как считает Дмитрий Медведев. Так как и куда уходят ингушские миллиарды? - вот в чем вопрос. Давайте попробуем разобраться.

Не далее как, 19 августа Евкуров обсуждал с министром по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым ход реализации федеральных целевых программ в Ингушетии. Руководитель региона отметил, что в рамках реализации программы по многим направлениям в настоящее время уже реализован ряд проектов, многие находятся на стадии завершения. Собеседники были довольны друг другом. Более того, Кузнецов два дня колесил по республики и смотрел, где и что построено. Выражение его лица оставалось довольным (сужу по фото и видео). В частности, он посетил станцию скорой помощи в Сунже. Объект был построен в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». Но вот прошло чуть меньше месяца, и оказалось, что Евкурову-то поставили «неуд»!

Я вспомнила, как глава республики сбивался с ног в декабре прошлого года, с опозданием передвигаясь от одной красной ленточки к другой. Тогда необходимо было сдать и отчитаться о построенных объектах социальной сферы. Просто классика жанра: там будет бал, там детский праздник, куда поскачет наш проказник?..

Успеть надо было везде. Тем более, что было ясно: бюджет страны складывается трудно и отбирать деньги будут у тех регионов, которые не могут (не умеют, не научились) тратить субсидии. Счетная палата РФ считает, что в Ингушетии бюджетными средствами распоряжаются не по хозяйски. В ноябре прошлого года аудиторы выявили, что 1,34 миллиарда рублей из бюджетных средств израсходовано с нарушением действующего законодательства, указано в отчете контролирующего органа. Например, 153,5 миллиона рублей осталось на счете подрядной строительной организации ООО «Мальтес». Минстрой Ингушетии в январе 2013 года заключил с ней госконтракт и перевел ей 412,8 миллиона рублей. По документам были выполнены работы на 259,3 миллиона рублей. Оставшиеся средства не вернулись в бюджет, хотя срок действия контракта истек 22 марта 2014 года. При этом никаких штрафных санкций в отношении подрядчика не применялось. Эта же фирма должна была купить ингушским сиротам 52 квартиры. Деньги за них перевели сразу, а не по факту! Аудиторы выявили еще несколько фирм, к которым чиновники были исключительно лояльны. Лояльны за бюджетный счет!

Проверка Счетной палаты показала, что цены при госзакупках завышались на десятки миллионов рублей, а контракты на размещение государственного заказа по строительству наиболее крупных объектов заключались в нарушение правил — с единственным участником аукциона и по максимально возможной цене. Это означает, что торги шли формально — к конкурсу допускались единицы, которые и становились победителями. А в итоге — проблемы при сдаче объектов!

Примечательно, что и в 2010 году аудиторы Степашина «накопали» на десяток уголовных дел. Они установили, что в 2009 году без проведения торгов были заключены 23 сделки на приобретение материальных ценностей на общую сумму 208,8 миллиона рублей. Так, по линии Минстроя и управления ЖКХ республики были выявлены нарушения на 91,96 миллиона рублей.  Я не слышала ни об одном наказанном чиновнике. Может, кто даст ссылочку с указанием, что это не так? Кстати, во время правления Зязикова аудиторы Счетной Палаты после очередной инспекции огласили тоже немалый список нарушений. Однако это были, что называется, «рабочие моменты». Речь не шла о грубых нарушениях. И Сергей Степашин, был искренне признателен «руководству республики в том, что по 25 позициям, где мы указали на существовавшие недостатки, или уже выполнены наши рекомендации, или ведется работа».

А сейчас я видела другое. «Высотка» в Назрани, где более 200 детей-сирот должны получить квартиры, стала долгостроем со многими неизвестными. На днях Евкуров снова посетил это долгострой. Появился новый срок сдачи дома — до конца нынешнего года (по-моему, это уже третий перенос!). Большой вопрос, станут ли ребята новоселами. По моим данным, на строительстве объекта, где поменялся уже не один подрядчик, напортачено немало. Строители последние два года только и делают, что валят вину друг на друга. И ЮБЕ это отлично знает. Ему нечего сказать по существу, поэтому он, как рассказывает его пресс-служба, «потребовал от подрядчиков ускорить темпы строительства многоквартирного дома и благоустройства прилегающей территории... Руководитель региона выразил недовольство темпами возведения первого объекта и предупредил чиновников и генерального подрядчика о личной ответственности за срыв сроков сдачи. «Если вы видите, что эта строительная фирма не справляется с поставленными задачами, замените её на ту, которая положительно зарекомендовала себя», - сказал Юнус-Бек Евкуров, обращаясь к премьер-министру.

Во-первых, заменить фирму можно только по итогам торгов, а, во-вторых, предупреждения о личной ответственности чиновников не пугает в принципе. Было бы по-иному, жили бы уже давно в этом доме сироты, которым жилье положено по закону!

Кстати, ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы» - это тоже официально действующий документ. И не далее, как нынешним летом  о ходе её реализации докладывал вице-премьер РИ Игорь Храновский. В частности, запланировано строительство 35 объектов: здравоохранения, образования, культуры и досуга, промышленности и жилищное строительство. Забавно, но факт: министр экономического развития Бексултан Бузуртанов сообщил, что в 2015 году в рамках реализации данной программы планируется строительство 25 объектов, в том числе 10 переходящих объектов 2014 года и 15 новых. За первое полугодие на реализацию мероприятий программы из федерального бюджета профинансировано 9,5% от годового лимита – 399,8 млн рублей, из республиканского бюджета финансирование вообще не шло! Однако, внимание, освоено-то 138,8 млн рублей (3,3% от лимита). Согласитесь, понятна позиция федерального центра — зачем вам деньги, если вы их не умеет тратить по уму и по совести!

К слову, общероссийский показатель первого полугодия иной - госпрограммы исполнены на 47,9% от плана, за период январь – август – на 64,2%.  Как показывает практика, львиную долю работ выполняют строители к концу года. Ну не умеют у нас строить без аврала! Однако и уповать на то, что детсад или клуб возведут за три месяца подрядчики — это надо быть сказочником с богатой фантазией.

Восемь федеральных целевых программ в этом году реализуется в Ингушетии с прогнозным объемом финансирования 8 млрд. 431,3 млн рублей (это - бюджет рядового областного центра). По крайней мере, так должно быть. Более того, для тех, кто не знает: в Назрани есть ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы». То есть, присутствуют специалисты, которые еще и зарплату получают, отслеживая ее выполнение. И — опять «двойка»?

А, может быть, нынешний факт невыполнения ключевой программы — это всего лишь звено в масштабной политической многоходовке, цель которой — подготовить плацдарм на третий срок для «незаменимого Евкурова»? Ведь не для кого не секрет, что новые садики, школы, ФОКи, дома культуры и прочие такие нужные для ингушей объекты социальной инфраструктуры оборачиваются для регионального бюджета новыми миллионными затратами. Процесс должен идти синхронно: открываем новый садик — запускаем новый завод. Но инвесторы-то по-прежнему стоят в сторонке. И в рамках все той же, критикуемой Медведевым программы, начинают запускаться-то ГУПы.  Например, в Али-Юрте строят швейную фабрику на государевы деньги. Всё бы отлично, но, почему-то кажется, что в кресле первого лица будет фабрикант с известной фамилией, и мы получим еще одно доказательство того, что государство — плохой хозяйственник. Буду рада ошибиться на сей счет!

Вся эта чехарда с ФЦП выгодна Евкурову по многим причинам. Во-первых, всегда можно найти кого-то крайнего, прилюдно устроить ему выволочку и даже громко наказать. Во-вторых, это дает возможность имитировать бурную деятельность многие лета, а свите ЮБЕ лепить из него образ хозяйственника. Фото главы республики, в резиновых сапогах шагающего по стройке, прилагаются. Ну а на упреки в незавершенке, воровстве, бездарности теперь можно сослаться на безденежье: Москва мало дала! Согласитесь, умеют устраиваться некоторые — в достатке и с перспективами. И за наш с вами счет: уровень дотационности бюджета Ингушетии — почти 80 процентов!

Для справки:

«Реализация мероприятий Программы («Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия» - авт.) позволит к 2017 году создать условия для развития отраслей материального производства и социальной сферы и, как следствие, содействовать решению проблемы занятости, а также повысить реальные доходы населения Республики Ингушетия. Численность безработных сократится в 1,68 раза, реализация мероприятий Программы позволит создать до 5,8 тыс. новых рабочих мест в таких отраслях хозяйственного комплекса, как здравоохранение, образование, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство и другие. Обеспеченность населения жильем достигнет 18,7 кв. метра на человека. Обеспеченность больничными койками увеличится в 1,26 раза и составит 50,8 койки на 10 тыс. человек. Удельный вес учащихся, занимающихся в 1 смену, достигнет 64,1 процента общего числа учащихся. Физический износ сетей коммунальной инфраструктуры уменьшится в 2 раза и составит 35 процентов. Сбор зерновых увеличится в 1,47 раза и составит 85 тыс. тонн, валовой сбор овощей достигнет 6,7 тыс. тонн, производство скота и птицы в убойном весе вырастет в 1,43 раза и составит 8 тыс. тонн».