Елена СЕВРЮКОВА
Если власть нанимает клакеров – значит, отчаялась услышать искренние аплодисменты публики.
Все бестиарии мира описывают троллей как существ крайне уродливых, злобных и довольно глупых. Другие характеристики могут меняться (тролли "Плоского мира" Терри Пратчетта, например, вообще состоят из кремния), но названные три – всегда константа и относятся ко всем разновидностям этих монстров, включая и сетевые.
Однако сетевые тролли имеют удобную черту: они поддаются дрессировке. Если обнародованная переписка «начальника управления по взаимодействию со СМИ правительства Ингушетии Тимура Бокова» (habar.org) с неким Тимуром Ужаховым - правда, то это блистательный тому пример.
Еще совсем недавно теоретики Интернет-троллинга утверждали, что сетевые тролли гадят и пакостят, следуя своей природе – просто потому, что не могут иначе, для них это единственный способ привлечь внимание к себе, такому страшненькому и умишком скорбному. Эти романтические времена миновали: мало кто нынче троллит просто так, за здорово живешь, гораздо желательнее совмещать и удовольствие, и продовольствие. Ни одна уважающая себя выборная кампания уже не обходится без целой своры троллей. Многие политические деятели не брезгуют их услугами – кому, как не мне, постоянному объекту сетевых атак, это знать. И все же троллинг за бюджетные деньги, тролли на госслужбе – это, знаете ли, нечто за гранью даже в наш развратный век.
Анонимные ингушские разоблачители раскопали прелюбопытный документ, скриншот переписки ярко характеризует методы работы официозных пиарщиков республики. Главный лейтмотив – бабло побеждает зло: «Все хотят участвовать, так что готовь деньги», «деньги срочно нужны». Ценник вроде бы и небогатый: всего-то по 600 рублей за каждый текстик. Но чиновник из управления по взаимодействию убеждает своего контрагента, что при хорошей мотивации и некотором трудолюбии можно «намолотить» по 25-30 тысяч в месяц, а это для Ингушетии серьезная сумма. Он же отмечает, что «оскорбления и грязь только приветствуются» - это инструкция по виртуальному террору в отношении тех, «кто думает не так как мы». Список неугодных прилагается – ату их, ребята!
Забавно, но факт: за позитивчик тоже платить согласны, но в десятки раз меньше. Положительный комментарий «у шефа в ЖЖ» оценен всего в 30 рублей. Вроде как маловато будет? Но «ребят» это не смущает, их натруженные мозолистые языки уже высунуты – и даже по этим расценкам налижут преизрядно! Главное - не лениться!
Необходимость лестных эпитетов в адрес «шефа» - президента республики Ингушетия Ю.-Б. Евкурова – куратор объясняет с очаровательной непринужденностью: «у него (шефа –авт.) крышу начало сносить, считает что народ не ценит все хорошее что он делает». Что называется, проболтался – диагноз «шефу» поставлен отменно точный. И про крышу, и про народную оценку – все в яблочко, ни убавить, не прибавить. Правитель жаждет оваций, а народ безмолвствует. Кто ж станет аплодировать безработице, правовому беспределу, нищете, разваленной социалке, несвободе? Только 30-рублевые клакеры. На них бюджетных денег не жалко, не то, что на больных детей – тролли-клакеры шефа порадуют, а дети только огорчат…
Помнится, при личной встрече Юнус-Бек Евкуров рассказывал, насколько он доступен для всех жителей республики, как охотно люди звонят ему на «прямые линии», пишут в Интернете, как искренне благодарят. Теперь очевидно всем, какими способами достигается эта «доступность, открытость и искренность». На поверку «всенародное обожание» обернулось продажной любовью по тридцатнику за раз – дешевле, чем в Тайланде… Понимает ли усердный служака и отчасти даже сутенер Тимур Боков, как унижает его драгоценного «шефа» этот суррогат? А сам Евкуров понимает? Отговориться неведением нельзя – мол, я не в курсе, это прислуга перестаралась. Нет, текст переписки прямо уличает: в курсе, поскольку лично давал согласие на финансирование проекта. Значит, и весь спектакль затеян не столько для него, сколько для других, кремлевских, зрителей. Тем самым унижает и их, если режиссеры надеются, что Кремль и впрямь скушает такую неаппетитную стряпню.
Древние мифы и сказки утверждают: главный враг троллей – яркий свет. Солнечные лучи обращают их в камень. Очень надеюсь, что к сетевым уродцам это тоже относится. Ведь они привыкли анонимно и безнаказанно гадить в потемках Паутины. А их вдруг – за ушко да на солнышко! Окаменей, дешевка!