Похоже, что та же участь постигла озвученную еще два года назад Владимиром Путиным идею создания современного международного хаба на базе московских аэропортов Шереметьево и Внуково.
Планы по их объединению постоянно срывались. Сначала завершение проекта намечалось на середину 2012 года, потом речь пошла о начале или даже конце нынешнего.
Затем неожиданно забила тревогу «Российская газета», 22 марта 2013 года опубликовав материал «Крестный ход против рейдерства». Чуть позже масла в огонь подлил Андрей Караулов, на всю страну заявивший в своей телепередаче «Момент истины»: «В Шереметьево пришел криминал!»
Наши журналисты решили провести собственное расследование связанных с объединением аэропортов – воздушных границ России – событий.
Первый вопрос, на который предстояло ответить: «Почему слово «криминал» в последнее время все чаще звучит в связи с аэропортом Шереметьево?»
Вот что пишет «Российская газета»: «С 2013 года события, связанные с «Шереметьево-Карго», начали разворачиваться в ускоренном темпе. У генерального директора ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» («МАШ») появилось несколько заместителей: замом гендиректора по правовым и организационным вопросам был назначен Александр Ильин, замом по инвестициям и коммерческой деятельности – Сергей Ярышев, заместителем по экономике и финансам – Александр Олейник. Возможно, это совпадение, но с их назначением в ОАО «МАШ» почему-то пышным цветом расцвел настоящий криминал. Горят автомобили и квартиры сотрудников «Шереметьево-Карго». И можно считать чудом то, что пока не дошло до человеческих жертв: поджоги совершаются по ночам, когда в квартирах спят старики и дети».
А интернет-сайт Vesti-new.ru 16 мая 2013 года опубликовал такой пассаж: «Собственно сам Василенко (гендиректор ОАО «МАШ») уже давно ничего не решает, т.к. окружен командой помощников, состоящей из людей с далеко не чистой репутацией – Сергея Ярышева, Александра Олейника и Александра Ильина, которые, вероятно, гораздо лучше своего официального начальника знают, под кого именно следует готовить приватизацию объединенных активов «Внукова» и «Шереметьева». А еще довольно частым гостем в кабинете Василенко за последнее время стал скандально известный рейдер Юрий Ширманкин».
Ключевое слово в выложенной на сайте информации – «приватизация». То есть речь, скорее всего, идет о том, чтобы скупить все активы Шереметьево и Внуково. А после того, как все акции аэропортов, включая принадлежащие государству основные пакеты, окажутся в одних руках, их можно будет выгодно продать. Ради колоссальных прибылей частный владелец вряд ли остановится перед тем, что авиахаб – стратегический объект, по сути дела, граница России, и перепродаст его кому угодно.
С появлением в Шереметьево новых фигур неизвестные люди начали скупку принадлежащих трудовому коллективу акций ОАО «Шереметьево-Карго». Поджоги, судя по всему, должны были убедить несговорчивых в том, что продажа принадлежащих им ценных бумаг даст им большие «выгоды».
В том же 2012 году, когда в ОАО «МАШ» начали работать Ярышев, Олейник и Ильин, в совет директоров акционерного общества вошел Сергей Недорослев, председатель совета директоров и основатель группы компаний «Каскол». Учрежденная в 1988 году, она довольно быстро приобрела крупные пакеты акций ряда крупнейших отечественных предприятий судостроительной и аэрокосмической отраслей, гидроэнергетики и других сфер экономической деятельности. Но заподозрить Сергея Недорослева в причастности к поджогам или скупке акций работающих в Шереметьево коммерческих структур невозможно. Его задача, скорее всего, – решать стратегические вопросы объединения аэропортов.
Заметим, что на территории Шереметьево сегодня работают порядка 300 коммерческих структур. Интересно, их сотрудникам тоже стоит опасаться поджогов? Впрочем, у грузовых компаний ООО «Аэропорт Москва» и ООО «Экспресс-Сервис» проблемы уже начались. Судя по всему, вот-вот грядет и передел топливозаправочного бизнеса.
Вряд ли Президент России Владимир Путин, ставя задачу объединения аэропортов и превращения их в современный транспортный хаб, предполагал, что решаться она будет такими методами.
Генеральный директор ОАО «МАШ» Михаил Василенко, не первый год возглавляющий крупнейший авиакомплекс России, с некоторых пор ничего не решает. Он оказался окружен командой куда более авторитетных, чем он, помощников. Это Александр Ильин, Александр Олейник, Сергей Ярышев (на фото вверху – слева направо). Они гораздо лучше своего номинального начальника знают, как следует готовить приватизацию объединенных активов Шереметьево и Внуково.
Читатель спросит, почему превращение Шереметьево в территорию криминала некоторые наблюдатели связывают с именами Сергея Ярышева, Александра Олейника, Александра Ильина и Юрия Ширманкина? Ответ на этот вопрос можно найти в прошлом этих людей.
Сергей Ярышев до недавнего времени занимал относительно скромную должность директора по безопасности Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Именно во время его пребывания на этом посту был снят с должности генеральный директор ОАО «НМТП» Владимир Ковбасюк, а неизвестные лица в течение нескольких лет старательно скупали акции предприятия. В результате фактическими владельцами порта стали бывший председатель совета директоров Александр Пономаренко и Аркадий Ротенберг, его партнер по бизнесу. Не остался внакладе и Александр Скоробогатько, депутат Госдумы, попадавший туда то по квоте ЛДПР, то по списку «Единой России». В особом пристрастии к законотворчеству замечен не был, но в Новороссийск, дабы разрешать конфликты в НМТП, выезжал регулярно.
До начала своей политической карьеры Скоробогатько, по некоторым данным, вместе с Александром Пономаренко занимался мелким бизнесом в Крыму – производил и сбывал полиэтиленовые пакеты и парфюмерную продукцию. Однако, если верить книге Константина Чернецова «Крым бандитский», он входил в состав организованной преступной группировки. Причем, если Александр Пономаренко, который был чемпионом Украины по боксу среди юниоров, в оперативных источниках якобы значился как Пономарь, то Александр Скоробогатько, кандидат в мастера спорта по дзюдо и самбо, гордо именовался Чемпионом.
На апрель 2010 года НМТП наполовину принадлежал зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании Kadina Limited, которую контролируют Александр Пономаренко, Аркадий Ротенберг и Александр Скоробогатько.
Продажа активов НМТП, которая осуществлялась через офшор на Кипре, по некоторым данным, принесла трем партнерам по ОАО «Инвестиционная компания TПС» свыше 2 миллиардов долларов. Это позволило Александру Пономаренко приобрести фешенебельный гостиничный комплекс, известный как «Дворец Путина». Может быть, за неоценимую помощь в приобретении акций Новороссийского морского торгового порта Сергей Ярышев сначала получил должность заместителя генерального директора НМТП, а затем оказался в Шереметьево? Все это и наталкивает на мысль об интересе Пономаренко, Ротенберга и Скоробогатько к активам создаваемого Московского авиационного узла. В пользу их заинтересованности в активах ОАО «МАШ» говорят и давние связи с экс-министром транспорта России Игорем Левитиным. Те годы, когда Левитин возглавлял Минтранс, а параллельно возглавлял совет директоров ОАО «МАШ», пришлись на время активной борьбы за контроль над НМТП.
В этот период министерство транспорта со странной формулировкой «на разработку обоснования инвестиций» перечислило порту 327 миллионов рублей, а также заключило ряд договоров о сотрудничестве с НМТП.
Кстати, удалось проследить и связи Сергея Ярышева с облагодетельствованной Минтрансом «Инвестиционной компанией TПС». Его сын работает в ней главным специалистом управления разработки бизнес-планов.
Александр Олейник пришел на работу в Шереметьево из «Русского банка развития», который имеет непосредственное отношение к компании «Нерль». У этого предприятия широкий круг интересов – Савеловский рынок в Москве, сеть отелей Azimut, подмосковные земли.
Павел Олейник, брат нынешнего заместителя генерального директора ОАО «МАШ» по экономике и финансам, работал вместе с Сергеем Ярышевым в НМТП, бок о бок с Александром Пономаренко трудился в совете директоров «Инвестиционной компании ТПС», руководил ее стивидорным дивизионом.
Вывод напрашивается простой. Новые заместители Михаила Василенко – люди, возможно, имеющие недостаточный опыт работы в транспортных предприятиях и уж тем более не имеющие знаний о возможных способах их развития. Зато хорошо знающие, как, практически не выходя за рамки действующего законодательства, создавать предпосылки для смены собственников на тех или иных предприятиях.
Появление в Шереметьево Ярышева, Олейника и Ильина официально объяснили необходимостью масштабных инвестиций, связанных с возможным объединением Внуково, Домодедово и Шереметьево в одну управляющую компанию.
Самое интересное, что генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Михаил Василенко, как только стало известно о появлении у него трех новых заместителей, тут же открестился от своей причастности к их назначению. Хотя именно он вносил их кандидатуры на утверждение в совет директоров.
– Усиление команды разделяю, – заявил он, – но вопрос подбора команды – это уже компетенция комитета по кадрам и генерального директора.
Комитетом по кадрам и вознаграждениям в совете директоров ОАО «МАШ» руководит Зумруд Рустамова. Она – заместитель генерального директора компании «Полиметалл», которая занимается добычей золота. И, кроме того, жена вице-премьера Аркадия Дворковича.
Как уверяли эксперты до второго пришествия в Кремль Владимира Путина, активы создающегося в Подмосковье современного авиационного хаба, скорее всего, попадут в руки Игоря Левитина. Сегодня такое развитие событий маловероятно. Возможно, новые замы Михаила Василенко сделают все возможное, чтобы активы нового предприятия попали в руки Ротенберга и его партнеров по бизнесу.
Имеющий неоднозначную репутацию Юрий Ширманкин (на фото слева слева) – частый гость в кабинетах топ-менеджеров ОАО «МАШ», где он вместе с ними решает судьбу главного аэропорта страны. Сергей Недорослев (на фото в центре) – влиятельный член совета директоров ОАО «МАШ». Фамилия бывшего министра транспорта Игоря Левитина (на фото справа) также нередко склоняется в разговорах о будущей судьбе Шереметьево.