Параллели судьбы

Перефразируя известную поговорку - скажи мне, кто хочет с тобой дружить, и я скажу, кто ты.

Мир простился с Уго Чавесом, и как это часто бывает, лишь после смерти стал окончательно виден масштаб его личности. Один из самых противоречивых лидеров современности умер вечером 5 марта после долгой болезни. При жизни он воспринимался как эксцентричный и неоднозначный политик. Лишь когда книга судьбы дописана до конца и перевернута последняя страница, а эпилогом стала безмерная скорбь сограждан, стало ясно всемирно-историческое значение этого революционера, сумевшего за долгие годы не потерять любовь и доверие своего народа.

Индеец, родившийся в крестьянской венесуэльской семье, умудрился стать системно мыслящим руководителем, стратегом, потому что был способен, обучаем и любил родину.

Он с ранней юности начал военную карьеру, которая для многих бедняков была способом решения экономических проблем. Чавес, сам принадлежащий к 80 процентам негров и бедняков этой страны, став президентом, не стал прогибать и переплавлять свой народ, он впервые в истории Венесуэлы попробовал отнять нефтяные богатства у привилегированного класса, называющего себя «испанским», и отдать их массам с темной кожей.

Даже не самые большие поклонники Чавеса, признают, что при прежнем президенте Карлосе Пересе в Венесуэле тоже было много нефтедолларов. Называли это «нефтяным бумом». В стране было много денег, но простые люди их не видели. Теперь бензин раздают чуть не бесплатно. Словно Робин Гуд, отобрав нефтедоллары у богатых и отдав их бедным, Чавес разозлил США, но они бы смирились с этим. Однако он пошёл намного дальше, сказав: «мы больше не нефтяная колония».

С приходом Уго Чавеса и бедняки получили медицинское обслуживание, бесплатные операции, диагностику, лекарства и образование». Люди, никогда не умевшие писать, теперь могут подписывать документы. Миллионы венесуэльцев не имели своих земельных участков, а крошечная элита владельцев плантаций сидели на миллионах акров необработанной земли. Конгресс Венесуэлы в 2001 году принял закон, требующий продавать необработанную землю беднякам.

А еще он был по-мужски красив, умел долго и красиво говорить, а еще пел задушевно и искренне...

Этот политик много раз бывал в России, которую очень любил. И однажды, познакомившись с тогдашним президентом Ингушетии Муратом Зязиковым, вознамерился побывать в этом регионе страны с официальным визитом.

Два национальных лидера встретились во время проведения заседания Госсовета России в Ростове. Мурат Зязиков очень тепло отозвался о встрече с главой Венесуэлы во время его пребывания в России. Латиноамериканская атмосфера революционности весьма привлекательна для многих поколений политиков. Ее обаяние удалось вкусить и Зязикову, который в 1978 году, будучи студентом, стал делегатом XI всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе. Свои впечатления об этой поездке Мурат Зязиков описывает в книге «Незабываемые встречи». После тогдашней встречи на имя главы Ингушетии поступила телеграмма от самого Уго Чавеса: «Недавно я вернулся домой из поездки по Российской Федерации. Встреча с Вами является одной из самых лучших и ценных в моем опыте. На этой встрече мы нашли общие интересы, которые могут помочь лучше сблизить Республику Ингушетия с некоторыми штатами Боливарианской Республики Венесуэла с целью достичь братства и сотрудничества». По словам Президента Венесуэлы, «новая дружба с Вами вызывает у меня удовольствие и служит мостом для начала таких связей, которые считаю очень важными для наших народов».

Уго Чавес считал, что у Венесуэлы и Ингушетии много общего, не только климатические условия и то, что рождаемость выше смертности, что в Венесуэле, как и в Ингушетии, средний возраст жителей страны 26 лет, но и то, что Россия и Венесуэла многонациональные и многоконфессиональные державы, что делает их по-настоящему демократическими странами. Помимо этого, в Ингушетии накоплен большой и признанный международным сообществом опыт решения гуманитарных проблем, и хотя в Венесуэле не было такого количества беженцев, как в Ингушетии, этот опыт очень интересен венесуэльскому лидеру.

Восхищение вызывали и большие и культурно цельные родовые общины с преемственностью поколений, свойственные Ингушетии. Там повсюду огромные семейные дворы, в которых сообща живут и молодые, и старики. Именно это явление, а не «нуклеарная» семейная микроячейка общества потребления, и есть, в полном смысле, традиционная семья. И это, вне сомнений, одно из главных подлинных богатств Кавказа. Есть еще и другие факторы сходства республик, которые стоит отметить. Добыча нефти на территории Ингушетии ведется с 1915 года. Но как велась эта добыча? Мурат Зязиков в интервью изданию «Московские новости», дал свою оценку методам добычи нефти на территории республики: «Ее добыча ранее велась бессистемно, варварскими методами, с грубейшими нарушениями технологических режимов. Во многом из-за этого начались оползневые явления, пик которых приходится на 1980-е годы. Скважины почти все загубили, и рекультивацией земель никто в те годы не занимался. Перечислять то, что было за эти годы сделано для восстановления фонда скважин, займет слишком много времени».

Как тут не вспомнить красноречивые телерепортажи из Венесуэлы, в которых были показаны черные отравленные нефтяные озера как последствие сырьедобывающей деятельности транснациональных корпораций на территории страны.

Уго Чавес, став президентом Венесуэлы, управляет государством, испытывая мощное давление политических оппонентов. Оппозиционные венесуэльские и международные СМИ, представители мощных экономических групп и госдепартамента США не прекращают обвинять венесуэльского президента в том, что он диктатор. За все время этой странной «диктатуры» в стране не было ни одного политзаключенного, не был закрыт ни один информационный орган оппозиции, ни одна демонстрация протеста не была ни запрещена, ни разогнана. Параллели, параллели...

В 2007 году для укрепления дальнейших отношений между республиками, с конкретными предложениями по сотрудничеству Ингушетию, по поручению Президента Венесуэлы, с официальным визитом посетил посол Венесуэлы в России Алексис Наварро Рохас. Он прибыл в Ингушетию вместе с семьей и экспертами для ознакомления с конкретными инвестиционными проектами, сказал, что «российско-венесуэльские связи носят традиционно дружественный характер, достигнуты высокий уровень и доверительность политического диалога, который служит надежным базисом для обеспечения поступательного комплексного развития двусторонних отношений». На встрече был достигнут целый ряд соглашений практически во всех сферах взаимного сотрудничества: о проведении совместных культурных мероприятий, обмене делегациями. Было также принято решение об учреждении статуса городов-побратимов между регионами Ингушетии и Венесуэлы. Многое из обговоренного удалось воплотить. Так, ингушская молодежная делегация побывала в Каракосе, где была принята чрезвычайно тепло.

К сожалению, визит Чавеса не состоялся по объективным причинам. Но сам факт интереса и признания республики и ее руководителя со стороны такого лидера - дорогого стоит. И факт этот работает на имидж республики куда мощнее, нежели странные сегодняшние пиар-затеи с приездом Бабкиной, Юдашкина, великой княгини Романовой и других персон, чуждых духу ингушского народа.

Впрочем, чему тут удивляться. Подобное тянется к подобному.

(использованы материалы интернет-сайтов)

Кавказ - не детский сад!:
Научный труд или оплаченная провокация? Несколько слов о труде Ольги Павловой «Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета»
Параллели судьбы Перефразируя известную поговорку - скажи мне, кто хочет с тобой дружить, и я скажу, кто ты.