Хуторок в степи

Опубликовано в: "Совершенно секретно"
Во многих документальных фильмах, снимающихся сегодня в России, глазам зрителей предстают картины разрухи, поразившей сельское хозяйство задолго до глобального экономического кризиса. Безработица, разорившиеся хозяйства, вымирающие деревни, гниющая сельхозтехника, разобранные по кирпичику коровники. В Калмыкии ничего подобного мы не увидели. В чем причина? В моратории на продажу государственных земель? Или в традиционном укладе жизни калмыков?

Баатр ПетрушкинСельское хозяйство Калмыкии – на 70 процентов фермерские хозяйства. В основном скотоводческие. Только на западе, ближе к Ставрополью, крестьяне заняты земледелием. Рано утром, пока земля в степи еще схвачена ночным морозцем и по ней можно еще легко проехать на машине, мы отправляемся из Элисты в одно из окрестных хозяйств. С нами министр сельского хозяйства республики и развития земельных отношений Баатр Петрушкин и начальник Управления развития АПК Цеден Тюрбеев.

– В животноводческих районах сталинская коллективизация проходила не так жестко, как в тех местах, где преобладало пахотное земледелие, – рассказывает по пути министр. – Чабан как жил плодами своего труда, так и продолжал…

Меньше получаса пути – и нас встречает владелец хозяйства «ПИК плюс» Сергей Пахомкин.

– Приехали бы через пару недель, посмотрели бы на страусят, – говорит Сергей Борисович, когда мы въезжаем на ферму. – Месяц назад заложил яйца в инкубатор.

Домик животновода оказался хорошо обставленным коттеджем с сауной, вокруг которого расположены загоны, где круглый год прямо на воздухе содержится тысяча с лишним голов крупного рогатого скота местной калмыцкой породы.

– Скот калмыцкой породы исключительно приспособлен к условиям сухих полупустынь, – поясняет Цеден Тюрбеев. – Разводят его для получения «мраморного» мяса, очень вкусного и питательного. Наш скот вообще обладает ценными качествами: высокой продуктивностью, скороспелостью. Так что мясное скотоводство – очень прибыльное дело: на килограмм прироста живой массы затрачивается всего 17-19 рублей.

Среди мясных пород, разводимых в России, калмыцкая – самая многочисленная. Она еще в XVII веке была завезена в прикаспийские степи калмыками из Джунгарии. Животные оказались в резко континентальном климате, при этом их круглый год держали на пастбище. Так что постепенно они стали весьма «морозоустойчивыми».

В республике племенное поголовье крупного рогатого скота Калмыцкой породы сосредоточено в 29 хозяйствах, в том числе 6 племенных заводов и 23 племрепродукторах. Ежегодно в хозяйства республики и за ее пределы отправляют высокоценный племенной молодняк. Здесь очень серьезно подходят к селекционно-племенной работе.

– На какие средства открывали свое дело? – спрашиваем у хозяина фермы «ПИК плюс».

– Кредиты в банке не брали. Деньги дали сыновья, они у нас теперь бизнесмены. После сельской школы и лицея в Элисте закончили МГУ, живут в Москве. Теперь и мы с женой развернулись, сами подарили местной школе «Газель».

Сергей Пахомкин (справа)Но не только благотворительностью занимаются Пахомкины. Их предприятие дает людям рабочие места. Здесь трудятся несколько чабанов и помощников: один или двое не углядят за всем большим хозяйством, где содержатся и коровы, и гуси, и утки, а скоро вот и страусы появятся.

Калмыкия – один из основных «поставщиков» баранины, тонкой шерсти, племенных овец. В хозяйствах разводят лошадей, верблюдов.

– Основная порода лошадей в республике, – калмыцкая, – говорит Цеден Тюрбеев. – Она, как и калмыцкая порода коров, отлично приспособлена к суровым климатическим условиям, животных можно круглый год держать на выпасе. А для развития конного спорта разводим донскую, буденновскую, чистокровную верховую и ахалтекинскую породы.

Производство продукции скота и птицы в республике составило в прошлом году 67,3 тыс. тонн, молока произведено 158,4 тыс. тонн, яиц – 37,6 млн штук. Это гораздо больше, чем планировалось. На 1 января 2009 года численность крупного рогатого скота в хозяйствах составила 343,2 тыс. голов. Из них коров 173,4 тыс. голов, овец и коз – 2303,2 тыс. голов, свиней – 25,6 тыс. голов.

Калмыкия: степь, тюльпаны, храмы, ветряки:
Степь, тюльпаны, храмы, ветряки Калмыкия как она есть
Без Калмыкии он не проживет Кирсан Илюмжинов о своей республике, своей работе и планах на будущее
«Прежнего потока контрабанды уже нет»
Тимофей Петрович родился в Калмыкии, знает тут…
И нефть, и ветер
О том, что нужно сделать для сохранения…
Калмыкия. Продолжение путешествия
Едем по шоссе, разрезающему бурую весеннюю степь.…
Каналу – быть! Канал «Евразия» вдоль Великого Велкового пути соединит Европу и Азию и даст толчок развитию промышленности на Юге России
Спасти сайгака!
Калмыкия – единственное место в Европе, где…
Хуторок в степи
Во многих документальных фильмах, снимающихся сегодня в…