Ощущение большого ремонта, города-стройки не покидает, когда проезжаешь городские улицы. Махачкала будто бы меняет кожу, оставляя на ней филигранный восточный рисунок и вместе с тем обретая европейский шарм и лоск. Эдакий евро-восток сработанный качественно и с душой. Гостиница на улице Даниялова, в которой мы остановились, площадь перед административными зданиями, кварталы новостроек, - везде видны перемены и с трудом верится, что всего полтора века назад в городе было всего четыре улицы.
Махачкала взяла нас в оборот сразу и, похоже, приняла за своих. На улицах очень оживленно, несмотря на жару. Много машин, снующих, игнорируя правила дорожного движения. Как узнали чуть позже, оказалось, что бывшего начальника городского ГИБДД уволили именно за это. Много прохожих, много отдыхающих.
Здесь и стар, и млад говорят на одном общем языке – русском. Махачкала не выбирала статус многонационального города, так было всегда. И традиционно – русский – стал объединяющим языком. И памятник русской учительнице поставлен именно в Махачкале.
Картинка с улицы: пританцовывающая под аккомпанемент автомагнитолы загорелая южанка и пустившийся в пляс рядом с ней веселый джигит. Сильное удивление испытали после посещения салона красоты «Мечта» на проспекте Ленина. Здесь на уровне, не уступающему столичному, сделали укладку и макияж по цене в десять раз (!) меньшей, чем в Москве. Действительно мечта!
Городской общественный пляж расположен всего в 10-15 минутах пешком от железнодорожного вокзала. Он удивил нас своей благоустроенностью, ибо многие из попутчиков пугали грязью и антисанитарией. Присутствовали даже милиция, площадки для пляжного волейбола, автомобиль "03" и кабинки для переодевания - в надлежащем количестве и качестве. Есть и молельная комната. Золотые пески и нравы ислама причудливо сочетаются на пляже этого города - дамы предпочитают плавать в платьях.
Свежие новости услышали тут же на пляже: во время утренней пробежки подорвалась, наступив на мину, девушка. Каспий устроил и нам «надменный» прием. Возомнил себя океаном и нагнал волны. Беспорядочно большие волны-барашки норовили накрыть с головой и увлечь, отбегая, на глубину за собой. Как уверенный в себе и обаятельный мужлан, Каспий не давал расслабиться: слизал мои очки, порео, попытался сорвать купальник. В своем едва сохранном бикини я выглядела как девушка-скандал на фоне купающихся в одеждах. Но ни одного бранного замечания в свой адрес не услышала. Только девочка лет 10 взглянула на меня, как мы смотрим порой на бомжей – с сочувствием. Мужчины поглядывали с интересом.
Вода оказалась малосоленой, магического серовато-сине-зеленого цвета. Говорят, что тот, кто привык жить и отдыхать на Каспии не способен променять его ни на какое другое море. И мало кто задумывается о том, что это, действительно, не море, а озеро, но самое большое озеро в мире! Морем его нарекли римляне, которые выпили воды из озера, и она оказалась соленой. Соленость Каспия составляет приблизительно треть солености большинства морей. Максимальная глубина Каспийского моря тоже не очень-то морская - всего около километра.
В Махачкале стоит увидеть легендарную гору Таркитау – это еще одна визитная карточка не только города, но и всей республики в целом. Недаром силуэт горы присутствует на гербе столицы Дагестана. В путеводителях написано, что она находится в 5-6 км от Махачкалы. Но, благодаря строительному буму в столице Дагестана, Таркитау уже давно в черте города, поскольку северное, восточное и южное подножье горы занято жилыми кварталами.
Махачкала была основана в 1844 году как русское военное укрепление Петровское. Скоро поселение превратилось в портовый город Порт-Петровск. Эти имена связаны с легендой, что во время Персидского похода 1722 года по пути следования Петра Великого к Дербенту, здесь был лагерь его войск. Затем по приказу царя соорудили каменную крепость и первые 30 усадеб для его жителей. А в 1844 г. на горе Анжи-Арка была заложена основа будущего города, возведен маяк – ориентир с моря, видимый издалека.
Своё современное название город получил в 1921 году в честь революционера Махача Дахадаева. В городе Порт-Петровск было только четыре улицы - Барятинская (улица Буйнакского), Садовая (улица Маркова), Соборная (улица Оскара) и Инженерная (проспект Р. Гамзатова). И сейчас они сохранили обаяние и архитектуру дореволюционного Порт-Петровска.
Интересно, наступает ли море на город, и как выглядела береговая линия 10-15 лет назад? Судя по близости железнодорожного полотна, скорее, да, чем нет. Но Махачкала грозный и своенравный Каспий уважает и ценит. Незадолго до нашего приезда, в конце июня, во городе открыли и ввели в эксплуатацию вторую очередь городских очистных сооружений. Расчетная мощность сооружения – 240 тысяч кубов в сутки (это в два раза больше, чем было прежде). Глава Махачкалы Саид Амиров назвал объем инвестиций в этот объект: он отстроен за счет принципа софинансирования бюджетов трех уровней и сметная стоимость сооружения составила почти полмиллиарда рублей.
Очистные сооружения только один объект из комплекса работ, которые заключены в единый проект расширения и реконструкции канализации города Махачкалы. Что скрывать, обывательский взгляд на проблему с запашком – стремление с зажатым носом найти быстро дешевый проект, долгое время определял государственный подход к данному вопросу. И, пожалуй, только сейчас Махачкала имеет шансы построить уникальное инженерное сооружение и свести риски для экологии к минимуму. Сейчас идет прокладка железобетонного тоннельного канализационного коллектора протяженностью 16,8 км. Он соберет все стоки города и подаст их к очистным сооружениям. Планируется завершить его строительство в сентябре. А завершить полный комплекс работ по расширению и реконструкции канализационной системы города власти намерены к 2015 году. Причем, в Махачкале решено поменять полностью систему водоотведения, которая строилась в середине прошлого века.
... Если позволяло бы время, мы бы ещё сбегали к Голубой мечети и съездили на бархан Сарыкум - настоящий кусочек пустыни недалеко от Махачкалы, заповедник. Но мы увидели Таркау - легендарное место по многим причинам. Именно, у северо-восточного подножия горы Таркитау, найдена стоянка древнейших людей. Это наиболее ранний памятник, обнаруженный вблизи Махачкалы. Судя по исследованиям археолога В.И.Марковина, она имеет возраст около 7000 лет. Находки археологов свидетельствуют, что еще в конце каменного века, склоны Таркитау начинали активно заселяться.
"Ветер здесь дует два раза в год, - шутят махачкалинцы, - один раз слева направо, а затем в обратную сторону». Но, поднявшись на вершину, даже не знаешь, чем восхищаться больше: то ли тем, что ступаешь по земле, где постоянно происходили сражения, то ли необычайной красоте, которая окружает тебя, словно волшебная сказка.
В Махачкале на каждом шагу – история и легенда. Она идеально подходит для развития туристической отрасли. Чего только стоит песчаная береговая полоса, растянувшаяся на десятки километров. И место лучше не найти для пляжей, как с картинки глянцевого журнала. Ведь купальный сезон здесь длится до 150 дней в году, а морская вода летом прогревается выше 21 градуса.
Именно туризм власти рассматривают сегодня как один из самых эффективных видов бизнеса в плане занятости населения, решения социальных проблем. Хотя уже сегодня именно Махачкала вносит наиболее весомый вклад в казну республики Дагестан. Два года назад в бюджеты всех уровней здесь собрали почти 12 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет 3,3 млрд рублей, в консолидированный республики – 4,1 млрд рублей. В прошлом году из общего объема собранных налогов, а это 11,9 млрд рублей, Махачкала отдала федерации 2,3 млрд рублей, в консолидированный бюджет республики поступило 2,3 млрд рублей, в муниципальный – 2 млрд рублей. Еще три миллиарда пополнили внебюджетные фонды. Рост доходов получен по всем налогам, собираемым муниципалитетам и основным источникам доходной части бюджета.
Глава города знает эти цифры наизусть. Махачкала в дотационном Дагестане единственный город-донор. Но его статус сегодня почему-то просителя.
- В пересчете на одного человека расходная часть бюджета Махачкалы составляет семь тысяч рублей, по Дагестану – 20 тысяч рублей, - говорит Саид Джапарович. - При этом совершенно игнорируется роль Махачкалы как столицы, огромный ежедневный приток населения из других районов и городов и потоки транспорта, которые буквально стирают асфальтовое покрытие города. Парк машин за последние двенадцать лет увеличился вдвое.
В разговоре с мэром Махачкалы Саидом Амировым невольно отмечала, насколько легкий здесь журналистский хлеб. Последние годы местным службам новостей информационные поводы городские власти предоставляли то и дело. В последние недели их также предостаточно: в Махачкале открыли уникальное для региона сооружение – Ледовый каток. В торжественной обстановке открыт центр детского питания, в обязанности которого входит, ни много ни мало, а забота о снабжении продуктами питания ребятишек 700-тысячной Махачкалы. Здесь готовят и школьные завтраки в том числе.
Дети здесь больше, чем просто категория населения, как пишут в сводках статотчетности. Для них уникальный парковый комплекс с аттракционами у живописного озера Ак-Гель. В бюджете города расходы на охрану детства, развитие образовательных учреждений – одни из самых значительных.
Необходимо изменить подход к финансированию города, - убежден градоначальник. Это может показаться каким-то бюджетным анахронизмом, но для столицы республики горькая и унизительная реальность – отдавать заработанное, чтобы потом с протянутой рукой пытаться убеждать вышестоящих государевых людей в том, что для города увеличение объемов бюджетного финансирования – жизненно важная необходимость.
Судите сами. Специфическая проблема Махачкалы – наплыв большого числа мигрантов. Возможно, такого числа «нелегалов» не знает ни один город России, даже Москва. Без регистрации и прописки живут сотни тысяч дагестанцев, прописанных в других районах республики. Официально в Махачкале числятся горожанами 558 тысяч человек, а реально проживают более 700 тысяч. И это, не считая десятков тысяч, ежедневно приезжающих на работу, а вечером отправляющихся домой. Прогнозируемая, причем на ближайшую перспективу численность населения столицы – один миллион человек. Город дает кров, работу и достаток землякам, но взамен не получает солидную часть бюджетный средств: налоги, коммунальные отчисления, а, значит, средства на развитие инфраструктуры. Понятно, что и правоохранительным органам мигранты не дают сидеть без дела. Но власти Махачкалы просят, по сути, об элементарном: предоставить городу-труженику и кормильцу объем бюджетных расходов, исходя из реальных потребностей. Потребности ускоренной модернизации требуют увеличения расходной части бюджета минимум в 2-3 раза. Средства могли быть использованы, прежде всего, для размещения высокотехнологичных производств, нацеленных на глубокую переработку местного сырья и материалов. В том, что освоить по уму с расчетом на будущее эти средства здесь сумеют, сомневаться не приходится. Скептикам рекомендуем проехаться по роскошному путепроводу, соединившему проспекты Петра I и Расула Гамзатова. Ощущения – как в лучших городах Европы.
Жара сдается, когда Махачкала принимает сумерки. Вечером друзья зовут нас в ночной клуб. Поскольку на Кавказе мы не в первый раз, то видели и знаем, как именно эти заведения попадали в сводки криминальных новостей. Но залитый неоном и огнями молодежный ночной клуб «Ибица» был открыт и доступен. За барной стойкой – симпатичный парень, вполне современный набор предлагаемых напитков, в том числе, и спиртных. Правда, слегка одетые девушки танцевали стриптиз он-лайн: на большом экране. Мы же не могли оторвать глаз от настоящих красавиц, которые вместе со своими партнерами путь и не стриптиз, но очень красиво танцевали на танцполе. И каждый вечер в городе, который мысленно можно поделить на старую часть, более консервативную и относительно молодую, принимающую ближе европейские ценности, молодых зовут развлекательные светские заведения. И с этой реальностью Махачкалы 21 века смирились даже многие приверженцы строгой религиозной морали.
Что скрывать, за молодые умы на Кавказе идет настоящая битва. А в Махачкале – каждый третий житель в возрасте от 14 до 30 лет. С молодежью, уходящей в «лесные братья», работают профессионалы, используя в том числе и методы психологического воздействия. И никто из уходящих не задумывается о том, что назад пути нет. Но для Махачкалы актуальнее иная проблема – именно столица притягивает к себе человеческие ресурсы. Их разместить и обеспечить работой поможет проект «Лазурный берег». Его итогом станет появление на карте Дагестана города-спутника Махачкалы.
Когда проект презентовали, казалось, что инвестор найден не будет. Планы мэрии расценивались как очень амбициозные и смелые. С высоты дагестанских гор город-спутник должен предстать, заняв очертания парящего орла. Его инфраструктура включает все, что нужно горожанину в современном бизнес-центре. Помимо основных объектов социальной сферы, в Лазурном береге разместят детские развлекательные центры, лечебно-оздоровительный комплекс, дворец бракосочетания, крытый каток, цирк. Центральной частью комплекса станет культурный центр «Лезгинка» с фонтанными комплексами, малыми архитектурными формами, просторными паркингами.
Тендер на возведение города-спутника выиграла китайская компания. На строительстве объектов будут заняты без малого четыре тысячи человек. Китайская фирма выдвигает условие по допуску одной тысячи человек инженерно-технического персонала. Однако вот уже год Правительство Республики Дагестан не выдает квоту на въезд специалистов из Китая. Хотя есть прямое указание Президента России Дмитрия Медведева снять квоты в отношении высококвалифицированных зарубежных специалистов. Так кто же и по каким причинам хочет задержать открытие «Лазурного берега» у Каспия?
И все же верится, как все начинания в Махачкале последнего десятка лет, этот проект станет реальностью. А в том, что от желающих поселиться в городе-спутнике отбоя не будет, сомнений нет. Сегодня в Махачкале один из самых низких в России уровень безработицы – 0,3 процента от трудоспособного населения. Самые предприимчивые дагестанцы рвутся приезжать именно сюда. Подъем экономики города – заслуга частного, в основном – малого бизнеса, - убеждены власти города.
- Мы с удовольствием можем сказать, что в нашем городе сформировалась особая субкультура. Наши горожане умеют работать, и это качество в Махачкале они могут реализовать в наибольшей мере, - говорит Саид Амиров.
Среди программ по поддержке малого бизнеса отметим хотя бы одну: значительная часть продукции для муниципальных нужд приобретается у местных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.
… Наш самолет набирает высоту и открывается вид на горы - вот уж воистину драгоценность, от которой трудно оторвать взгляд! Но большое, действительно, видится на расстоянии, и очевидно, что стоит набраться терпения, и обязательно вернуться сюда вновь. Когда? Когда город поменяет формат стройки и станет очевидным, что выбранный сегодня хлопотный и трудный путь перемен завершится долгожданным итогом – новая столица превратиться в комфортный для горожан и туристов центр. И только вечный Каспий останется в прежней роли мудрого наблюдателя с правом выбирать одному ему угодное время – собирать камни или разбрасывать их.