«ДИКАЯ ДИВИЗИЯ»

Роман Николая Николаевича Брешко-Брешковского (в 2-х частях)

Первая мировая война 1914 –1918 годов. Одно из основных сражений на русском (Восточном) театре военных действий развернулось тогда на юго-западе против войск Австро-Венгрии. Галицийская битва (август–сентябрь 1914 года) явилась крупной военно-стратегической победой России. Русская армия продвинулась вглубь на 230–300 километров, захватила Галицию и ее главный город Львов. На фоне этих, не всегда с достаточной ясностью прописанных исторических событий и разворачивается действие романа прежде всего в первой его части.

Чем была вызвана необходимость у автора дать своему роману такое название, читатель узнает из самого контекста. Однако мы считали необходимым привести слова одного из его героев – Юрочки Федосеева, из которых явствует, что дивизия состояла из подлинных патриотов. Он в беседе с Парой говорил с запальчивой искренностью: «У нас и рыцари долга и чести. Эти горцы, идущие на войну, как на пир, на праздник! А наша молодежь с девичьими талиями и с громадными, влажными черными глазами газелей! А сухие старики, увешанные Георгиями еще за Турецкую войну».

А теперь об авторе. Николай Николаевич Брешковский (1874 –1943) происходил из старинного польско-украинского дворянского рода. Его мать, Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская (1844–1934), – одна из организаторов и лидеров партии эсеров. После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года энергично поддерживала А.Ф. Керенского. Позднее эмигрировала за границу, где ратовала за подготовку новой интервенции против Советской России.

Из-за ареста и ссылки матери Николай с детских лет рос в семье дяди В.К. Вериго в Заславле на Волыни.

После окончания Ровенского реального училища (1893) переехал в Петербург, где поступил в акцизное ведомство контролером табачной фабрики. Через два года оставил службу и стал профессионалом-литератором.

С начала 1900 года Брешко-Брешкозский выступает с многочисленными публикациями о спорте, людях и т.п. в газетах «Биржевые ведомости», «Русское слово», «Голос Москвы», журналах «Звезда», «Север», «Нива», «Огонек», «Синий журнал» и многих других. В его биографии мы находим и попытку стать редактором-издателем: Брешко-Брешковский выпустил четыре номера иллюстрированного журнала «Огни».

Ряд романов он написал о людях искусства, в том числе «Записки проходимца» и «Прекрасный мужчина». Большим спросом пользовались его романы, посвященные спортивной карьере борцов: «Чемпион мира», «Гладиаторы наших дней», «Чухонский бог». А.И. Куприн отмечал хорошее знание автором быта борцов, а вот А.А. Блок, который в то время интересовался борьбой, считал возможным «читать с увлечением... пошлейшие романы Б.-Б.».

В 10-е годы художник с большим подъемом работает в кинематографе. Он был первым в России профессиональным писателем, приглашенным для написания сценария, участвовал в создании фильмов и как режиссер.

После 1920 года, в эмиграции, он опубликовал свыше тридцати романов. Но здесь стоит заметить, что до той поры, пока писатель жил в России, был ее гражданином, это, естественно, накладывало на его поступки, да и творчество, целый ряд ограничений.Когда же он оказался в эмиграции, то стал абсолютно свободен от законов своей страны.

Мы можем сколько угодно говорить о недостатках творчества Н.Н. Брешко-Брешковского (у него отсутствуют «характеры и физиономии» – отмечал, например, В.Г. Короленко), но сегодня произведения прозаика, его литературные свидетельства приобретают значимую общественную ценность. Перед нами проходит подлинная «Хроника текущих событий» тех дней, что может быть расценено как определенный вклад в культуру прошлого, спроецированный на наше время.

Автор постарался окарикатурить, например, Керенского, назвав его Бонапартиком в бабьей кофте, показав его никчемность и беспомощность.

«В панике заметался Смольный, –повествует писатель:

– Корнилов бросил на Петроград своих черкесов!

– Этот царский генерал желает утопить революцию в крови рабочих!

– Предатель Савинков заодно с Корниловым!

С грохотом помчались набитые матросами грузовики. Но Савинкова нигде нельзя было найти. Он исчез.

– Подать Керенского сюда!

Серо-землистый, дрожащий примчался Керенский в Смольный на автомобиле императрицы Марии Федоровны. Троцкий с поднятым кверху клоком бороденки топал ногами, орал:

– Вы продались царским генералам! Вы ответите за это перед революционной совестью!

Керенский оправдывался, как мог... Он сам только что узнал об этом реставрационном походе на Петроград. Вернувшись в Зимний дворец, он выпустит воззвание ко «всем, всем, всем», где заклеймит Корнилова изменником и предателем.

Пообещав прислать воззвание в Смольный для корректуры, Бонапартик отправился сочинять свое «всем, всем, всем»...».

Вот в этой непростой обстановке Ленин и большевики пропагандировали в массах идею о том, что исключительно диктатура пролетариата способна решить проблемы государства и революции. Ну а Корнилов, назначенный Верховным главнокомандующим, в блоке с Керенским до поры до времени спали и видели военную диктатуру. А потом был генеральский мятеж... Были другие события. А 26 октября 1917-го Временное правительство было свергнуто.

От воспитанного с детства далеко не в революционном духе автора трудно требовать радетеля революционных идей, но думается, что мимо этой книги вряд ли стоит проходить как читателю, так и историку. 

В. Бардин

Иллюстрации: Катерина  МАРТИНОВИЧ (Республика Беларусь)

Читать роман

Дикая дивизия:
Благодарность авторам проекта Вышел журнал «Дикая Дивизия. Ингушский полк». Журнал получился прекрасный.
«Дикая дивизия»: подвиг во славу Отечества
Начавшаяся в июле 1914 года Первая мировая…
Слово муфтия Равиля Гайн В ходе подготовки проекта у нас появилась эксклюзивная возможность обратиться с вопросом к муфтию шейху Равилю Гайнутдину
Мартиролог аристократов-офицеров «Кавказской Туземной конной дивизии»
Георгиевские кавалеры, воевавшие в составе ингушского полка Дикой дивизии...
Георгиевские кавалеры ингушского полка Дикой дивизии продолжение...
Вместо послесловия Жизнь как служение
Воспоминания О существовании тетрадей воспоминаний Сергея Георгиевича Улагая мы узнали случайно – благодаря Господу и друзьям друзей.
«ДИКАЯ ДИВИЗИЯ» Роман Николая Николаевича Брешко-Брешковского (в 2-х частях)