Обращаясь к вам с открытым письмом, я прекрасно осознаю все возможные неприятные для себя последствия такого шага, поскольку вы не раз намекали на них при наших личных встречах. И все же не могу молчать.
В апреле 2013 года я приезжала в Ингушетию для сбора материала и проведения организационных мероприятий по подготовке «круглого стола» по проблемам Ингушетии, который мое агентство намерено провести совместно с известным и популярным международным изданием. На него мы намерены пригласить авторитетных экспертов, людей, неравнодушных к проблемам республики, многочисленных представителей российских СМИ. Запланирована также прямая он-лайн трансляция мероприятия.
Вы в очень откровенной форме выразили недовольство тем, что тема не согласована с вами. Должна заметить, что выбор темы диктует не ваша воля, а запросы читательской аудитории, интерес гражданского общества. Сегодня вы в кресле руководителя республики, завтра в нем (надеюсь) окажется кто-то другой. Но независимо от того, кто в данный момент греет это кресло, республика Ингушетия, ее люди, проблемы, достижения волнуют и будут волновать многих россиян и жителей зарубежных стран. И не в вашей власти отменить, ограничить или взять под контроль этот интерес: право людей на достоверную информацию не регулируется вашими указами, а свобода слова и инструмент ее реализации - независимая пресса, являются одним из основополагающих институтов демократического общества. Не стоит об этом забывать.
Вы, по сути, отказались сотрудничать, выдвинув неприемлемое для нас условие. Жаль, конечно, но не удивляет. Не впервые.
Достаточно вспомнить, как и в каких условиях агентство ПАРТНЕР ПЛЮС готовило предыдущие проекты в республике.
- «В ожидании справедливости. Это прошлое еще не ушло» - проект, посвященный депортации вайнахов. Тогда вы, в отличие от Рамзана Кадырова, отказались дать интервью на эту тему, столь волнующую жителей республики. Мы передвигались по Ингушетии отключив телефонную связь, поскольку имели реальные основания опасаться неприятных эксцессов.
- Один из таких эксцессов действительно произошел в период подготовки глянцевого фотоальбома к 20-летию республики - «Наши Лица. Ингушетия».
Наша журналистская группа, собирала информацию и фотографировала прекрасные лица джейрахских стариков. На это время мы поселились в местном лечебно-оздоровительном комплексе, в котором когда-то, при прежнем руководителе, с удовольствием подолгу отдыхали семьями. На сей раз мы хлебнули «гостеприимства» совсем другого рода. Нас, законопослушно оплативших недельное пребывание в ЛОКе, попросту выгнали оттуда, пригрозив, что в противном случае "заподозрят" нас в терроризме: членов группы (в которую входили в том числе и религиозные деятели), вызвал к себе М. Евкуров - директор ЛОКа и сказал, чтобы мы, неугодные Евкурову-президенту, убирались прочь, иначе у него уже через час будут подтверждения того, что мы - террористы. На ночь глядя мы вынуждены были уехать во Владикавказ, махнув рукой на заплаченные деньги.
- Но, пожалуй, самым экстремальным оказался проект "Ингушское счастье". При его подготовке мы с журналистом Андреем Лучниковым случайно попали на митинг против похищения людей. Тогда ингушские семьи перекрыли федеральную трассу близ города Магас. А мы с Андреем угодили под выстрелы. И стреляли в нас совсем не митингующие...
После такой «прелюдии» лично я, конечно, не рассчитывала на теплый прием. И за себя одну, наверное, не обиделась бы. Но! В этот раз я приехала на переговоры к вам вместе с уважаемым на всем Кавказе человеком - доверенным лицом В.В. Путина. Вы были предупреждены об этом.
Но этому заслуженному человеку даже не выписали пропуск в вашу резиденцию. То есть В.В. Путин считает нужным встречаться и общаться с ним, а вы вот не удостоили... Ему пришлось несколько часов прождать в машине, и я трудом осознаю невероятный факт - гостю в Ингушетии не предложили даже чашку чая.
А я в течение тех же часов в ожидании приема наблюдала протекающую крышу, лужи на полу президентского дворца, прикрытые газетами, вспузырившиеся стены, снующих людей, добрая половина из которых, казалось, плохо понимает, что они делают и зачем они там, элементарную невоспитанность некоторых ваших помощников (позже я поняла, с кого они берут пример: хозяин кабинета даже не привстал, когда вошла я - женщина). Печальная картина. А ведь в прежние времена внутри дворца царил безупречный порядок.
Юнус-Бек Баматгиреевич, вам не кажется, что человек, который не способен навести порядок вокруг себя, тем более не сможет навести порядок в масштабах республики?
Очень надеюсь, что это поймет руководство страны, проявит милосердие к ингушскому народу и отдаст вам приказ покинуть этот пост. Я знаю одно ваше хорошее качество: умение подчиняться, беспрекословно выполнять приказы. И вы с выработанной годами привычкой уступите свой пост, и следующий за вами руководитель будет с большим уважением относиться к великим традициям своего народа.
А с республикой Ингушетия мы будем продолжать работать и дальше. Не спрашивая разрешения, а по праву любви к этой кавказской красавице, по праву профессии.
Пользуясь случаем, информирую, что в Москве готовится круглый стол, посвященный ситуации в Ингушетии. Планируется участие депутатов ГД РФ, сенаторов от кавказских республик, правозащитников, общественных и политических деятелей, представителей федеральных и международных СМИ.
Все заинтересованные лица могут обращаться по тел.: +79037249961.
Комментарии к открытому письму можно посмотреть на сайте «Ингушетия Online».