РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ

exclusive5152-74336-shutterstock_11709055IMG_7264IMG_7553
Вчера вечером зазвонил мобильный. На экране высветилось имя звонившего – Мухарбек Ахматов, и сердце мое привычно сжалось. От унылой предопределенности, от бессилия и жалости. Эти чувства я испытывала полтора года, иногда даже не могла заставить себя ответить на звонок, хотя Мухарбек Махмадшиевич иногда просто звонил с одним вопросом: как у меня дела? Всегда выслушивал, а я всегда с болью задавала ему ответный вопрос: какие у вас новости? И, как правило, слышала: «Все по старому!». Это означало, что Мухарбек Махмадшиевич - заслуженный работник образования, отличник просвещения Республики Казахстан, учитель высшей категории, ветеран труда, остается БЕЗДОМНЫМ!
И от этой «старой новости» моя жизнь превращалась в ад! Меня терзала безысходность от того, что этот интеллигентнейший человек со своими девочками (дочками) казнит себя за невозможность изменить ситуацию, обеспечить своим детям нормальные условия проживания.
Но вчера после привычного: «Как у вас? Все ли хорошо?», он сообщил мне головокружительную новость: «Лена, я вам звоню первой, чтобы поделиться радостью. Нам дали жилье. Мои девочки получили ключи от квартиры».
«Нам дали жилье», - три этих слова изменили в этот момент мир. Знаю точно: не обрадовалась бы так, если бы сама получила особняк на Рублевке.
Господи, как же нечасто бывает, когда герои моих публикаций наконец оказываются под защитой закона. О ситуации Мухарбека Махмадшиевича я рассказывала трижды (в материалах: «Брошены и забыты», «Славны бубны за горами», «Когда нужно сорваться на крик»). Он родился он в 1953 году в г. Тургай в Казахстане. Окончил в Астане филологический факультет местного университета и остался работать в Казахстане. Причем, как человек блестяще образованный и добросовестный сделал хорошую карьеру – стал начальником управления образованием Акмолинской области. У него было все – положение, жилье, достаток. И главное – любимая семья, в которой росли его три девочки – его свет, смысл его жизни!
В 2000-м году умерла его жена. И тогда же правительство Ингушетии при президенте Руслане Аушеве пригласило его как высококвалифицированного специалиста помочь. Республике были необходимы профессионалы, которые сумели бы наладить работу на ключевых направлениях. Мухарбек был находкой для работы над инновационными образовательными проектами. Он считал своим долгом послужить родине. И переехал!
Родина встретила его неудобствами и обещаниями, что трудности будут временными. Однако судьба решила устроить Мухарбеку Махмадшиевичу беспощадную проверку на выживаемость.
… Он пытался успеть везде. Поднимал осиротевших без матери девочек, часто допоздна засиживался на работе, с трудом сводил концы с концами, пытаясь тщетно выкроить «лишние» деньги на съемных квартирах. Позже одна из дочерей подсчитает, что за 7 лет семья потратит на съемное жилье без малого 300 тысяч рублей. Все это время в очень скромном достатке девочки росли, донашивая друг за другом платья, получали образование и всегда заботились о стареющем отце, который винил себя за невозможность изменить все часом.
Они, конечно, же пытались получить жилье как нуждающиеся. Но впереди них с ключами от квартир оказывались более разворотливые, пробивные и удачливые. Мухарбек Махмадшиевич исключительно остро переживал за дочерей и здоровье пошатнулось: в 2007 году его разбил инсульт. Последовала долгая реабилитация и инвалидность.
Я вспоминаю, как пересматривала отписки государевых людей, которые по казенному грамотно и обстоятельно объясняли суть дела. А по факту выходило, что они просто расписывались в собственном бессилии, бездушии, безответственности за Ахматова и его дочерей. Они указывали, например, что «решить проблему Ахматова не представляется возможным в связи с отсутствием в городе жилищного фонда». В целом городе не было единственной квартиры для убитого горем и разбитого тяжелой болезнью отца…
Мне хотелось выть, когда я читала очередную такую ну очень официальную отписку. Какой бы мизерной не была зарплата у Мухарбека Махмадшиевича, но с нее тоже начислялись налоги на содержание чиновников. Мы всем миром оплачиваем это законом предусмотренное местное самоуправление, которое убивает здравомыслие своим бездушием и бездумьем!
Его девочки выросли, вышли замуж. Одна из дочек, став матерью двух девочек вместе с мужем жила на съемной квартире. Две остались с отцом и тоже в чужой квартире. На комфортное и новое жилье денег нет, они жили в старом-старом доме. Настолько ветхом, что во время дождя с потолка капает. Текут и старые трубы.
Несколько лет назад одна из дочерей – Людмила – в суде доказала право семьи на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Однако денег так и не получила. Чиновники, как щитом, прикрылись удобной им формулировкой – денег нет! Я вспоминаю, как была раздавлена, прочитав «шедевральный» по степени цинизма ответ от администрации Назрани. В нем сообщалось, что Людмила и Фатима «состоят в сводном списке (видимо, очередников) предоставленном органами опеки муниципальных образований г.Назрань».
Всё! Это был ответ на очередное письмо отца по вопросу предоставления жилья. Леденящее спокойствие, обжигающее холодом наплевательское отношение к рядовому ингушу. Словно за строчками очередников не стоят реальные живые люди и судьбы. Профессиональная чиновничья деформация?
Несколько недель назад я во время подготовки нового выпуска журнала «НАШИ ЛИЦА» брала интервью у главы республики Ю.Б. Евкурова. Я задала ему вопрос о том, когда семья Ахматовых сможет стать новоселами. Ответ меня уже не удивил. Стилистика та же – крайняя сдержанность. Глава поинтересовался, почему сам глава семейства не может отремонтировать себе дом и почему ему не помогут родственники…
Но сегодня я смотрю в морозную московское небо и с большой радостью ловлю снежинку. Да-да, перед Новым годом даже природа щедра на проявления милости. И вспоминаю о новости, которая сделала мой день! А пишу, чтобы сказать СПАСИБО. За Мухарбека. Как знать, может быть, власть имущим понравится делать добро и получать ответную волну благодарности. Не материальной, а именно такой - искренние проявления человеческого тепла, признательности, добрых пожеланий. Вместо зависти, злословия, брезгливости...
В эти предновогодние дни, когда все мы живем ожиданием чуда, хочется напомнить об обонато. Есть люди, для которых стало нормой неумение быть счастливым, если рядом с ним испытывают нужду соседи. Если каждый из нас вспомнит об этом и разбудит детское желание подарить радость тому, кто оказался рядом, то появится и шанс на спасение. Глупо не воспользоваться им!
Мухарбек, девочки, счастлива за вас. Пусть по закону сохранения энергии у вас наступит светлая, счастливая, благополучная полоса. И берегите, пожалуйста, своего отца! Долголетия вам и жду продолжения хороших новостей!