Елена СЕВРЮКОВА
В Ингушетии передано в суд «дело Магомеда Аушева» (генеральный директор ООО «Салам»), которого обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере. Эта новость быстро облетела интернет. Как под копирку, смишники сообщили об «обвинениях по существу». Бизнесмену инкриминируют хищение из госпрограммы более 6,8 млн рублей. Якобы он как участник республиканской целевой программы переселения проживающих в оползневой зоне Малгобекского района на 2008 - 2010 годы именно эти миллионы и «увел» из бюджета по поддельным актам работ.
Совершенно очевидно, что суду, если он намерен быть непредвзятым и справедливым, предстоит долгая и кропотливая работа. Потому как придется изучать акты выполненных работ, устанавливать факт их подлинности, соответствия проектно-сметной документации и объемам выполненных работ.
Ингушские прокуроры уверены, что они раскрыли еще одну схему мошенничества. Понятно, что кричат об этом громко именно сейчас, под конец года, когда надо отрапортовать о проделанной работе. Однако, как показывает судебная практика, прокуроры при внятном и компетентном рассмотрении дела в суде редко выходят победителями. Потому как экономика не терпит нахрапа, изучение хозяйственной деятельности, ее оценка – это задача профессионалов, например, аудиторов. Но вряд ли в этом деле им дадут слово…
Почему я делаю такой вывод? Меня в этой истории откровенно насторожил вот какой факт. Следователи несколько приоткрыли суть дела, упомянув о бывшем замминистра строительства Ингушетии Султан-Гирее Хашагульгове. Судя по тому, как пытаются выстроить «схему мошенничества», роли уже давно распределены. «Организация обвиняемого, по версии следствия, входила в число подконтрольных бывшему замминистра строительства Ингушетии Султан-Гирею Хашагульгову», - сообщает пресс-служба прокуратуры.
И вот тут начинается самое интересное. Я неоднократно слышала эту историю от разных предпринимателей, от самого Султан-Гирея, и сегодня просто необходимо ее напомнить. Она очень многое объясняет.
Султан-Гирей Хашагульгов работал замминистра строительства правительства РИ, курировал именно подрядные работы, реализацию ведомственных программ. Когда Евкуров назначил министром Руслана Амерханова, то, как рассказывают очень достоверные источники, была организована своеобразная «черная касса»: победителям торгов предлагали «скинуться», организовать «общак», который нужен был, чтобы «задобрить» федеральный центр.
Амерханов лично курировал процесс сбора денег. Поторапливал тех, кто не спешил, хвалил, тех, кто уже рассчитался. С.-Г. Хашагульгов не спешил, у него, по его словам, были большие сомнения в том, что деньги собирают «для Москвы»… Но требования внести сумму в общак звучали все насточивее, и он, взяв двоюродных братьев, как свидетелей, приехал на встречу с Амерхановым. «Ты на самом деле уполномочен «пачахом» (Евкуровым) собирать деньги с нас»? Тот при свидетелях ответил утвердительно. И Хашагультов отдал ему 33 миллиона рублей.
Что было спустя некоторое время – известно. «Двое неизвестных» расстреляли министра в его собственном рабочем кабинете. Сейчас не о том речь, что подобное могло случиться именно в Ингушетии. Громкие покушения и убийства на слуху, но неизвестные такими и остались для официальной версии. Очевидно, что Амерханов стал просто лишнем в этом процессе. А деньги? Какие, помилуйте, деньги?!
Вот так и должны были вести себя все участники «этого проекта». Но Султан-Гирей начал потихоньку поднимать и муссировать этот вопрос. И «падчах» предложил ему не шуметь на эту тему, пообещав, лично разобраться. А потом федерация выделила те самые средства на программу переселения проживающих в оползневой зоне Малгобекского района. И Султан-Гирею Хашагульгову с «барского» плеча пообещали отдать подряд на строительство бетонного ограждения. При этом уточнили, что никаких отчислений делать не надо – дескать это "подарок от главы".
Султан-Гирей, как человек трезвомыслящий, понимал, где лежит бесплатный сыр. Поэтому, по нашей информации» «законные» 10 процентов перечислил. А потом случилось то, что должно было произойти. Ну посудите сами: расстрел устроили «неизвестные», мотивы – тоже должны остаться неизвестными. Поэтому несколько раз на совещаниях, как утверждают, глава раз за разом повторял: «Я слышал разговоры про какие-то там деньги собранные покойным министром. Чтобы я этих разговоров больше не слышал. Не позволю...» (Кстати, в это время и вдову министра обобрали, как липку!). Но Хашагульгов однажды не сдержался и прямо на совещании выпалил: «Не знаю кто и как, но лично я намерен вернуть свои деньги». После этого Султан-Гирей планомерно лишился работы, пережил арест брата, покушение… Он чудом выжил после взрыва фугаса, заложенного рядом с домом. Какую чудовищную физическую и моральную боль он перенес, я, навестившая его в московской клинике, знаю не по наслышке. Как оказалось, это было только начало трагедии.
О том, что было потом, сообщили как об очередной контртеррористической победе: в феврале 2013 года Сугтан-Гирея расстреляли рано утром в его собственном доме и обвинили в связи с экстремистами… И больше о судьбе «денег для федералов» спрашивать было некому.
Я уверена, что несговорчивый Хашагульгов был просто уничтожен. Сделано это было, как и многое, что делает "падишах", топорно, безобразно, лживо. Вспоминаю, еще одну историю о том, как правитель и его родственники непрозрачно намекали потенциальным инвесторам о «принципах справедливого деления» в строительном бизнесе. А теперь пришла очередь заставить замолчать других «несговорчивых»? И Аушевы попали в их число?
Я уже писала о Магомеде Аушеве, который после явки с повинной попал в больницу со следами пыток. Парень обвинялся в стрельбе в составе кортежа на свадьбе. Родственники увидели его в суде, где он терял сознание, и вызывали скорую. Врачи диагностировали тяжелую мозговую травму, нарушение координации движения, парень не может самостоятельно передвигаться. Однако вечером 24 декабря, люди в масках попытались вывезти Магомеда из спецпалаты республиканской клинической больницы в Назрани. Родственники и охрана не дали это сделать.
Об этом Ахмед-Башир Аушев, председатель совета тейпа Аушевых, известный и уважаемый общественный и религиозный деятель, рассказал на встрече с Евкуровым несколько дней назад. Тейп потребовал у руководителя республики «навести порядок в силовых структурах и наказать тех сотрудников, которые пытают задержанных».
Очевидно, что подобная новость и тема для разговоров правителя не обрадовала. Однако он, по ходу, посчитал позицию Ахмед-Башира оппозиционной. Это вообще, судя по всему, такая старая евкуровская забава делать людей неугодными из-за того, что они высказывают своё мнение или свой взгляд на события. «Падишах» постоянно дает понять, что иных мнений в «его» республике быть не может. Поэтому, как говорят, Евкуров готов требовать у тейпа смены представителя в Совете старейшин!
Тейп Аушев – один из самых известных в Ингушетии. И один из самых активных участников общественной жизни. Насколько я знаю, тейп обращался к Евкурову с просьбой не проводить в Джейрахском ущелье шоу «Битва в горах» и другие развлекательные мероприятия. Он открыто заявил о том, о чём официальные хроникеры власти предпочитали умолчать. В родовом для Аушевых Эги-Кале, так приглянувшемся инициаторам проведения этих мероприятий, находится более ста различных по типу средневековых построек: боевые башни, полубоевые, жилые башни, святилища, склепы. Однако зрители шоу превратили башни в общественные туалеты, заходили сделать селфи в склепах, из башенных камней делали мангалы, вели себя как варвары…
Ахмед-Башир открыто заявил о том, что его тейп не поддерживает восторг правителя республики в отношении этого шоу и считает неудачной идею сделать его традиционным в почитаемом ингушами месте.
«У нас есть веские основания добиваться отмены проведения таких мероприятий в местах, святых для каждого ингуша», - настаивал тогда Аушев. Но "падишах" не приемлет критику!
И вот сегодня мы читаем о фигуранте «громкого» дела всё с той же фамилией Аушев. Совпадение?
Уверена, нет! Заставить замолчать Аушевых «падишах» не может. Поэтому действует по давно обкатанному плану – попытаться запугать! А поводов - жизнь подкинет. За семь лет правления ему же удалось заставить замолчать многих. Например, многие СМИ: или льстят, или молчат… Бизнесменов, рассчитывающих на самые лакомые куски – бюджетные, заставил играть по своим правилам. Действительно, остались только единицы, которые открыто говорят «падишаху» о проблемах, фактах беззакония, об утрате традиций и смертельно опасных для национального достояния тенденциях. Но их быстренько окрестили «оппозиционерами» и на самых активных начали охоту. Аушевых, похоже, решили «прессовать» по нескольким направлениям. А чтобы были «умнее», то Магомеда сделали заложником?
… Никто не отрицает очевидного – власть имеет инстинкт самосохранения. В нашем случае ужас ситуации в том, что «падишах», как человек из казармы, чувство адекватной реакции на критику не имеет! Для него люди с иным мнением совпадают с образом врага. И задача становится очевидной… Вот только лицензию на преступление ему никто не выдавал при назначении и переназначении.
Пока Евкуров ищет «чужих среди своих», глава соседней республики Рамзан Кадыров открыто присягнул на верность Президенту РФ, который второй год подряд возглавил рейтинг самых влиятельных людей мира по версии американского журнала Forbes. Шаг смелый, не дающий права на ошибку! Кто-то скажет, что у лидера Чечни – собственная гордость. Несомненно! Но есть и другое – желание открыто говорить о том, что волнует и тревожит перед своим народом. Ингушам о подобном пока остается только мечтать. Их республиканская власть идёт своим путём – беспардонным, грубым, незаконным, но, не только на мой взгляд, предсказуемо бесславным!