Олени - не лучше

По Заполярью все-таки надо летать, а не ездить

Опубликовано в: "Совершенно секретно"
В окружном центре Нарьян-Мар проложено всего 11 километров дорог. Поэтому здесь даже не угоняют машины: некуда. Зимой, правда, есть снегоходы. Олени, если верить песне, лучше, но они привыкли двигаться лишь в тех направлениях, где есть ягель. Сейчас вот двинулись из тундры ближе к Нарьян-Мару. А если вам надо в Коткино или Ому?

Перелет на «Ан-2» из Нарьян-Мара в Нижнюю ПёшуПоэтому основной транспорт на тысячи километров вокруг Нарьян-Мара – авиационный. «Ан-2» изнутри похож на потрепанную маршрутку. Построены эти самолеты были десятилетия назад, и с тех пор ничего лучшего наша авиационная мысль для полетов в условиях грунтовых аэродромов и полярных ветров не придумала. Так же, как в маршрутке, сюда садятся не праздные туристы, а местные жители, которые в каждодневной своей жизни не могут обойтись без крыльев ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд».

Летят, в основном, по приборам: визуальных ориентиров на всю тундру не хватает. Летчики в этих условиях еще и почтальоны – передают, если надо, срочные весточки, посылки, лекарства. Летчиков здесь называют не по званиям и даже не по фамилиям – всех знают по именам-отчествам. Ненецкие пилоты для сегодняшней малой авиации страны достаточно молоды, в среднем 42 года. Большинство – пилоты первого класса. Когда по два-три часа в ревущей «маршрутке» летишь над обледенелыми бескрайними просторами, то после приземления испытываешь к летчикам чувства почти родственные.

Валерий АфанасьевГенеральный директор авиаотряда Валерий Павлович Афанасьев предпочитает говорить о будущем. Асу-вертолетчику, легко пересаживающемуся из руководящего кресла в пилотское и обратно, лопасти машины не заслоняют жизненных горизонтов. Любимая присказка: «Вертолет не роскошь, а средство передвижения».

В лучшие времена, когда у авиапредприятия было 24 машины, за год накручивали 22 тысячи часов полета. Потом пришли «тощие годы» – в 97-98-м налетали на 3 тысячи. В прошлом году удалось набрать 18 тысяч. Сейчас у ненецкого ОАО 18 вертолетов «Ми-8»

и 9 самолетов «Ан-2». В 2000 году ОАО заработало 47 миллионов рублей, в этом уже 1 миллиард 100 миллионов, 85 процентов прибыли дают вертолетные работы. Этот прогресс – показатель развития территории, над которой летают Афанасьев и его эскадра, то есть всего Ненецкого округа.

– Валерий Павлович, не боитесь, что процесс укрупнения авиакомпаний, начатый кризисом этого года, коснется и вас? Не проглотят?

– До нас, слава богу, не дошли кризис неплатежей и отказ заправлять машины, которые угробили несколько провинциальных авиакомпаний и даже целый их альянс. Но все равно, мы готовы вступить в переговоры с сильным компаньоном. Укрупнение – объективный процесс, к тому же он помогает диверсифицировать рынок услуг. Сейчас мы привязаны к экономике НАО и зависим от нефтяников в наиболее доходной части своей работы – в перевозке грузов, в чартерных полетах. Закончат они обустройство месторождения, «качалки» погонят топливо по трубам – и все, наши услуги не нужны. А крупная компания может предложить нашим экипажам заказы в другом месте, большие объемы работ. Мы, конечно, и сейчас участвуем в тендерах, и это для нас – стимул к развитию. Иностранные нефтяные компании или совместные предприятия к выбору подрядчика-авиакомпании подходят очень строго. Перед тем как заключить с ней договор, ее проверяет международная аудиторская фирма, проводится технический аудит, оценивается безопасность… Мы такие проверки только приветствуем. Конечно, приходится соответствовать повышенным требованиям. Для большинства российских заказчиков на первом месте деньги, и только на втором – безопасность. В конце концов, экономия обычно обходится дороже.

Кроме того, в рамках большой компании легче пересесть на новую технику. Самостоятельно мы не можем приобрести новый «Ми-172», который казанский завод продает за 8 миллионов долларов.

– А вам не жалко будет расставаться с самостоятельностью, или, допустим, со званием генерального директора?

– Для меня главное, чтобы наше предприятие не потеряло свое лицо, свою репутацию. А кем я буду числиться – заботит меньше. Другой вопрос, что при большем обороте дел в компании самому реже приходится садиться за штурвал.

– По итогам прошлого года нарьян-марские летчики стали лауреатами Национальной авиационной премии «Крылья России» в номинации «Участник обслуживания экономики России». Говоря о ваших планах, вы тоже, в основном, обращались к экономике. А пассажиры не испугаются перемен?

– Так ведь и сейчас мы – социально-ориентированное предприятие, хотя бы в силу своего монопольного положения на рынке транспортных услуг. Cами здесь живем! Станем сильнее – население поддержим: рабочими местами, достойными зарплатами, своевременной выплатой налогов в казну региона, инвестициями в свою деятельность, которые улучшат качество услуг, в далекой перспективе покупкой более экономичной техники, которая снизит затраты… Убытки от рейсов возмещает бюджет – раньше окружной, теперь областной. Ведь билет из Нарьян-Мара в поселок на западе округа стоит в реальности не две с половиной тысячи, за которые мы его продаем.

– Может, правду говорят, что олени – лучше?

– Мы точно быстрее. Они тоже бывали нашими пассажирами.

Заполярье. С Ненецким размахом:
С ненецким размахом Привольная жизнь в Ненецком автономном округе: на каждого человека приходится более четырех квадратных километров
Район на три моря Глава одного из самых больших в мире муниципальных образований – о своей хлопотной работе
Глубокая разведка Нефти в недрах НАО хватит на несколько десятилетий
Пёший поход Здешние жители пожаловались на жизнь Путину, а разбираться в их жалобе приехали журналисты. По собственному почину
Олени - не лучше По Заполярью все-таки надо летать, а не ездить
Сказка о рыбаке и рыбке Почему в богатом краю бедно живут
Большой каньон и другие ненецкие чудеса В НАО есть все, чтобы тысячи туристов потянулись именно сюда
Кто «Баязет» построил?
Нарьян-Мар – столица округа, он же единственный…
Строительный бум в свете северного сияния
Строить на зыбком фундаменте - ненадежно. Почвы…
Филиппово камлание На заснеженной ненецкой земле произрастает множество ярких человеческих талантов
Приехать на время, чтобы остаться навсегда Глава администрации региона Валерий Потапенко – о том, что уже сделано и еще нет