Ингушское счастье

Кто в действительности организовал теракт на рынке во Владикавказе?

Опубликовано в: "Наша версия", №42 (267), 01-07.01.2010
На российском политландшафте обозначился новый персонаж. Возник он стремительно и одномоментно: до 12 октября сего года мало кто, кроме друзей и близких, подозревал о существовании на белом свете Иссы Хашагульгова. А в этот день к Иссе пришла слава, слава геростратова и ещё неизвестно, заслуженная ли: его назвали главным виновником теракта на рынке во Владикавказе 9 сентября, соратником Доку Умарова и одним из главарей бандитского подполья. Странно, что фигура такого масштаба - глава ингушского отделения «Имрат Кавказ» - просто не могла до сих пор оставаться незамеченной. Чтобы дослужиться до таких чинов, надо было проявить себя весьма определённым образом. Во время взрыва в Осетии мы, делая репортаж, видели реакцию ингушей на это событие и не очень-то поверили в версию об «ингушском следе». И кто он, в конце концов, такой, эта новоявленная знаменитость – Хашагульгов?

В Ингушетии исчезают люди. Под дулом сажают человека в машину и увозят в неизвестном направлении. Иногда пропавших находят. Убитыми, со следами пыток. По оценкам местных правозащитников, в Ингушетии нет ни одного тейпа, который не пострадал бы от похищений. Тейп – это клан из многих семей и фамилий. В списке похищенных и пропавших без вести за 2002-2010 годы, изданном правозащитной организацией «Машр» (с ингушского – «мир»), 184 фамилии. Среди них есть даже дальние родственники президентов Ингушетии – Руслана Аушева, Мурата Зязикова и Юнус-Бека Евкурова.

По словам директора ФСБ РФ Александра Бортникова, с начала года в Ингушетии ликвидировано более 300 боевиков. И арестовано более 400. Однако ещё два года назад федеральные СМИ говорили, что Кавказ практически замирен, в бандитском подполье остались одни главари... Но боевики нападают в основном на сотрудников правоохранительных органов. Сами ингуши говорят, что «идейных» боевиков, находящихся под влиянием радикального исламизма, – процентов пять. Ещё процентов пять ищут романтики. Остальные действуют из желания отомстить за похищенных и замученных родственников.

Доктор Джекил из-под Назрани

До заявления директора ФСБ отец шестерых детей Исса Хашагульгов, уже находясь в московской тюрьме Лефортово, проходил по сводкам ФСБ как организатор незаконных вооружённых формирований (НВФ), хранивший дома боеприпасы. А до ареста считался крупным предпринимателем и просто мастеровитым человеком, который построил в родном селе Яндаре водопровод, начал строить школу, а вместе с братьями – мечеть.

Исса ХашагульговУзнав об этом масштабном благоустройстве, мы испытали шок. Вот так главарь бандподполья! Террорист, боевик – это же в первую очередь разрушитель, а не созидатель. А Исса, оказывается, созидатель. Человек, не жалеющий сил, мастерства и личных денег для обустройства своей малой родины. Странное раздвоение. Созидатель и бандит – в одном человеке? Просто доктор Джекил и мистер Хайд какой-то...

Выяснилось, что ни по каким сводкам в качестве пособника или участника НВФ Хашагульгов не проходил. А 12 октября объявили, что Исса два года как «находится в федеральном розыске».

В этой истории есть и другие неувязки. Например, о наличии подозреваемых в причастности к взрыву во Владикавказе спецслужбы заявили сразу, 9 сентября. «Находящегося в федеральном розыске» Иссу Хашагульгова захватили только 27 сентября. Причём все, с кем мы общались в Ингушетии, подтверждали, что Исса не скрывался, а спокойно жил в городе Карабулаке, в 20 минутах езды от Назрани. И в день ареста примчался в Яндаре, чтобы заварить прорыв на том водопроводе, который сам же и построил. На окраине села, когда он возвращался после работы, его и захватили. А потом сообщили, что он был задержан во Владикавказе. Без денег, документов и сварочного аппарата, зато с гранатой и пистолетом в багажнике машины.

Через час после ареста дома у Иссы Хашагульгова, в домах братьев Иссы, в доме родителей, были проведены обыски. «В нашем доме была проведена целая спецоперация, – рассказывает его жена Пятимат. – Следователи взамен на разрешение вызвать «скорую помощь» для больных детей требовали подписать чистые бланки протоколов». По её словам, обыск продолжался в течение шести часов. Дети с высокой температурой первые два часа лежали на бетоне, потом их забрали к себе соседи.

Заявление о том, что Исса Хашагульгов – организатор теракта, сделанное не только до решения суда, но даже до предъявления обвинения, выглядит странно. «Если виноват в чём-то, пусть накажут, – с горечью говорил нам 82-летний отец Иссы Лохан Хашагульгов, некогда сам работавший участковым. – Но надо же по закону – доказательства, суд».

Сами Хашагульговы поводом для атаки на свою семью считают нашумевшую на Северном Кавказе историю о «школьном хиджабе». Пятиклассница хотела носить в школе платок. А директор, стоя на страже устава школы, не разрешила. Мама девочки, Пятимат, жена Иссы Хашагульгова, заступилась за права дочки и стала жаловаться в прокуратуру. Но в три дня Хашагульговы с директором школы Лидией Гомкортиевой обо всём договорились. Они, кстати, родственники.

Но тут тоже есть противоречие: семья-то, отстаивая права дочки, действовала не насильственным, а абсолютно правовым путём! Формально заявление в прокуратуру написала Пятимат, мать девочки. Но ингушская женщина, правоверная мусульманка, никогда не предпримет ничего серьёзного, не посоветовавшись с мужем. А сайт Ингушетия.ру сообщает, что Хашагульгов и прежде не раз судился с властями. Подчеркнём: судился, а не воевал!

Соседи и односельчане и не верят в виновность Иссы. Из разговоров с ними стало ясно, что человека этого здесь очень уважают...

«У других народов счастье – это полная чаша, может быть, яхта, миллион долларов на счету и когда не надо работать. А на ингушском «счастье» звучит «ирз», – рассказывал нам Аслан Хашагульгов, брат Иссы, искусный каменщик, поэт и бывший директор ингушского Мемориала репрессированным народам. – Ирз – это маленький надел земли, с которого можно собрать минимальный урожай, чтобы прокормить семью».

Когда материал готовился к печати, при-шло известие, что Аслан Хашагульгов и его товарищ, с которым они поехали в командировку в Дагестан, по возвраще-нии в Ингушетию пропали без вести...

В Магас дороги нет

В Магасе мы планировали получить комментарии ФСБ по делу Хашагульгова. Там же находится и резиденция президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, с которым тоже хотелось увидеться. Мы звонили ему на мобильник. Евкуров трубку не брал. Мы ехали в Магас, когда он сам перезвонил. К сожалению, президент уже находился в самолёте, и мы договорились, что вечером созвонимся. А через пять минут мы «попали».

Дорога была перекрыта толпой людей и «КамАЗами» с щебёнкой. Плакаты: «Верните наших братьев!», «За Конститу - цию против террора спецслужб!». Пикет организовали родственники Джамалеила Гагиева, по их мнению, похищенному тремя днями ранее.

На месте пикета были люди в камуфляже и с автоматами, из которых они пальнули в воздух, когда им преградили путь к «КАМАЗам». «Держитесь ближе к милиции, а то исчезнете», - посоветовал молодой ингуш, проходя мимо и старательно глядя в сторону.

Нас сфотографировали. А потом чуть не разбили нашу камеру. А когда мы решили сфотографировать стоявшего в отдалении от пикета-митинга мужчину, он решительно двинулся к нам, доставая на ходу пистолет. Трижды громко бабахнуло, и через несколько секунд незнакомец, не любящий фотографироваться, помахивая пистолетом, заглянул в салон: «Вылезайте из машины!»

Водитель, не отвечая ни слова, нажал на газ, и машина рванула с места.

Можете осуждать, но общение с правоохранителями насчёт ситуации в Ингушетии мы решили отменить.

КСТАТИ!!!

Позже нам удалось пообщаться с президентом Ингушетии Евкуровым. На наш вопрос, верит ли он в «ингушский след» взрыва во Владикавказе, он ответил так:

Я верю в то, что Доку Умаров, лидер бандформирований, заявил о своей причастности к этому теракту. Больше я не вижу ни одного ингуша, который бы взял на себя ответственность за этот взрыв. Пока идёт следствие, рано говорить о том, что кто-то конкретно виновен. Задержанные там есть, как сказал Александр Бортников, но всё же я не слышу, чтобы они давали признательные показания. Конечно, прискорбно, что есть там задержанные ингуши, но нельзя привязывать бандитизм к какому то одному народу.

– Юнус-Бек Баматгиреевич, организатором этого теракта объявлен Исса Хашагульгов. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Ничего не могу сказать. Этого человека я не видел, не знаю, никаких комментариев по этому поводу у меня нет. Когда директор ФСБ докладывает первому лицу государства, значит, он имеет на это основания, но делать окончательные выводы, видимо, преждевременно. Пока там идет следствие.

– Когда мы ехали по дороге в Назрань, совершенно случайно стали свидетелями того, что была перекрыта дорога, люди проводили пикет. Они требовали информации о своём пропавшем родственнике. Вы в курсе этой ситуации?

– Да, я уже был в самолёте, когда мне доложили об этом. Я поставил задачу задержать всех зачинщиков, машины, которыми они перегородили дорогу, отогнать на штрафстоянку, а с людьми провести профилактические мероприятия. Они нарушили закон – перекрывать федеральную автодорогу им никто не позволил. Надо ещё разобраться, где находится их родственник. Нельзя во всём сразу винить власть. Есть прокуратура. Идёт следствие. Надо действовать законными методами, а не перекрывать дороги.

Евкуров считает, что такие акции – не стихийное проявление недовольства, а плод работы провокаторов, раскачивающих ситуацию в республике. Мы также рассказали президенту о том инциденте, который случился с нами. Узнав о стрельбе по журналистам, он был удивлён и, задав множество уточняющих вопросов, пообещал связаться с начальником ФСБ, детально разобраться в том, что случилось.